Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" icon

Урок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"



НазваниеУрок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"


Цели урока:

образовательные: формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения; знакомство с видами ветров;

- значение ветра

- вспомнить стихи, где ярко показывается роль ветра, а также показать, что художественною литературу можно использовать при изучении географии;

воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.

Оборудование: электрическая плитка, полоски фольги, свеча, атлас по географии 6класс, контурные карты.

^ Ход урока.

1.Организация класса.

2.Активизация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем знакомство с явлениями атмосферы. Для того чтобы изучить новую тему нам необходимо вспомнить:


  • Как нагревается воздух?

  • Что такое атмосферное давление?

  • Какое давление считается нормальным, повышенным?


^ 3.Объяснение новой темы.

Урок начинается с демонстрации опыта: нагревается электрическая плита, и над ней держатся полоски фольги; они поднимаются.

Учащиеся указывают причину: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски фольги.

Вывод: Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха. С движением воздуха вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт.

Источником нагревания воздуха в нашем опыте электрическая плита. А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?

Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Вы уже знаете, что теплый воздух более лёгкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место.

Демонстрация опыта – он знаком ребятам с уроков природоведения.

Открываем дверь в классе и зажигаем 2 свечи, одну ставим на пол, а другую поднимаем и наблюдаем за пламенем. Ребята видят, что пламя свечи на верху направлена в коридор, а на полу в класс. Почему так происходит? (ожидаемый ответ: Воздух в классе более тёплый – лёгкий поднимается вверх и направляется в коридор, а холодный – тяжёлый направлен в класс). Ребята самостоятельно пытаются сформулировать определение - ветер. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Вопрос к ребятам:

Какие причины могут вызвать движение воздуха в природе?

Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность ( суша и море нагреваются по – разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из – за разницы в давлении возникает движение воздуха

.Значит главной причиной образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.

Попробуем отгадать загадку:

Хоть бескрылый, а летает,

^ Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою, он сердит,

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде. ( Ветер)

Зачем нужен ветер:

  • ветер великий в природе работник. Вспомните, ещё А. С. Пушкин подметил:

^ Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

^ Взгляни на небосвод –

Повсюду облака плывут,

Послушные ветром, и

Громоздят они причудливые формы.

  • очищают воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов;

  • вырабатывает электроэнергию; полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин;

  • ветер "съедает; горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в виде башни или истукана;

  • мощные пласты плодородного лёса – наносы ветра;

  • ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов;

  • люди ещё в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер!

Стали ловить его широкими полотнищами – парусами, постепенно научились строить корабли – парусники.

^ Ветер по морю гуляет

И кораблик погоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. (А.С. Пушкин)

Как вы думаете, где ветры сильнее – у поверхности земли или на высоте? (На высоте – они постоянны и дуют со скоростью 20 – 25 мс).

Ветер характеризуют по следующим показателям:

  • направлению;

  • скорости;

  • силе.

Направление ветра – это то напряжение, откуда дует ветер. Существуют главные направления и промежуточные.

Скорость ветра измеряется в мс; кмч; а сила ветра – по шкале баллов, которою предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. ( см. форзац 2 учебника).

Скорость ветра и направление измеряют флюгером,( демонстрация прибора).

Типы постоянных ветров над поверхностью Земли.

  • в полярных областях – восточные;

  • в умеренных – западные ветры;

  • в экваториальном поясе – пассаты

  • на Дальнем Востоке – муссоны (на контурных картах отметить летний и зимний муссон).

  • бризы – суточные ветры. Хорошо выражены в тёплое время года. (в тетрадях зарисовать схему дневного и ночного бриза)

  • самум – властелин пустынь, несущий раскаленный песок, заставляющий лечь людей и верблюдов.

  • смерчи (торнадо) этот вертикальный вихрь живет не долго, но очень опасен – скорость 60 кмчас, а вращается – 600 – 1200 км час

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:


  • " женатый" – на озере Селигер(стихает на ночь);

  • " плакун" – западный ветер в Архангельской области;

  • " мужичий"- северный ветер на Дону.

  • "бабий" – слабый камчатский ветер;

  • " на" – штиль на Гавайских островах;

  • " доктор" – нерезкий, освежающий ветер, так назвали его англичане;

  • "утиный ветер" – весной дует в наших местах с юга на север;

  • "гнилой ветер" – ветер с юго – западной части посёлка Суходол, часто приносит плохую погоду..

4.Закрепление темы:

Вопросы для закрепления новой темы:

Что означают следующие выражения:

"держать нос по ветру",

  1. "ищи ветра в поле",

  2. "бросать слова на ветер",

  3. "в голове ветер гуляет",

  4. "ехать с ветерком"?

5. Домашнее задание: § 39; вопросы стр. 120.; Подобрать отрывки песен и стихов где упоминается " ветер".



Похожие:

Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconРазработка урока по теме «Ветер»
«Начальный курс географии» 6 кл. /Авт. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2003
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconУрок в 8 классе по географии. Учитель географии Даутов Артур Бариевич. Тема урока: Особо охраняемые природные территории России
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной...
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconКонспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я. Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития»
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Глобальные проблемы человечества»
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconКонспект урока по географии в 9 классе. Лионова Т. В., учитель географии мбоу «сош №6». Тема: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconРазработка урока по географии в 9-м классе Учитель: Владимирова Л. В
Тема урока: Сравнение образов Поволжья и Северного Кавказа методом компьютерного моделирования
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconУрок географии в 6а классе Тема урока: Озера
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных...
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Цели урока: Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconРазработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера"
Составитель урока: учитель географии моу сош п. Учебный Ершовского района Саратовской области Молочко Наталья Ивановна, Почетный...
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconУрок географии в 8 классе. Тема урока : «Особенности вод Омской области»
Цели: изучить разнообразие вод своей местности; показать практическое значение вод в жизни человека
Урок географии в 6 классе. Тема урока \" Ветер\" iconРазработка урока по географии «Реки» Разработал: учитель географии Горбунова Л. М. Тема урока: Реки
Содержание урока: Реки. Речная система, речная долина, бассейны, водораздел. Питание и режим реки Влияние рельефа на направление...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами