Общеобразовательная школа I-III ступеней №10 Димитровского городского совета Донецкой области. ПЛАН - КОНСПЕКТ урока биологии по теме «Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы». 11 класс Шраменко Наталия Ивановна, учитель биологии, учитель высшей категории, учитель - методист. 2010 год. Тема урока. Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы. Цели урока: сформировать у учащихся понятия о биосфере; опре- делить ее состав и границы; свойства и функции живого вещества; раскрыть значения учения В. И. Вернадского для современной биологической науки; развивать логи- ческое и аналитическое мышления учащихся; умение работать с различным информационным материалом. ^ таблицы “Границы биосферы”, “Оболочки планеты тическое обеспече- Земля”, портрет В. И. Вернадского; компьютер, ние урока: компьютерно–анимационная программа “Живое вещество биосферы; тестовые задания на этапе закрепления, раздаточный дидактический материал Базовые понятия и литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, экологиче- термины: ское мышление, живое вещество, биомасса биосферы, функции живого вещества, ноосфера. ^ словесные, информационные, интерактивные, проблемные. Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Концепция урока: показать, что биосфера не образует единой оболочки Земли, а является частью ее геологической оболочек, населенных живыми организмами; ознакомить учащихся с учением В. И. Вернадского о биосфере и понятием “живое существо”. Межпредметные география, физика, химия, информатика. cвязи: На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. В. И. Вернадский. Ход урока 1.Мобилизующее начало урока. Психологический настрой учащихся (используется компьютерная программа). ^ Задачи урока: -определить состав и границы биосферы; -знать основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере как глобальной единой системы Земли; -уметь анализировать и обобщать изучаемый материал, используя различные источники информации. 3.Мотивация учебной деятельности. Тестовый контроль на этапе перехода к объяснению нового материала. Тестовые задания 1).Наука, которая изучает взаимосвязь организмов с окружающей средой и между собой: ![]() ![]() б) генетика ![]() ![]() 2).Организмы, для жизни которых необходим свободный кислород: ![]() ![]() б) аэробы ![]() ![]() 3). Кто первый разработал учение о биосфере. ![]() ![]() б) М.В. Ломоносов. ![]() ![]() 4) Географическая газовая оболочка, которая окружает Землю: ![]() а) биосфера ![]() в ![]() г ![]() 5) Организмы, что образуют органические вещества в экосистеме. ![]() б ![]() в ![]() ![]() г) микотрофы. 6) Организмы, для которых необходим свободный кислород. ![]() а) аэробы. ![]() б) анаэробы. ![]() в) консументы. ![]() IV Усвоение учащимися нового материала. Мини-лекция План
Учитель: мини-лекция ![]() ![]() ![]() V Закрепление нового материала. 1.Презентация задания опережающего характера по теме “Границы биосферы” (работа с ПК) (т.1, т.2, сх.1) Таблица №1 ![]() Таблица №2 ![]() Схема№1 ![]() Работа в группах I группа: Работа с биологическими терминами и понятиями (учащиеся заполняют таблицы, используя компьютеры) Приложение 1 II группа: Определение функций живого вещества на планете (учащиеся работают с компьютерами). Приложение 2 Задания классу: работа с тестами на этапе закрепления нового материала. ^ Приложение 3 VI Итог урока 1 Рефлексия Учитель: 1-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке о биосфере? 2-Изменилось ли ваше представление о биосфере? 3-Какие, на ваш взгляд вопросы требуют дополнительной работы? 4-Какие источники информации вы использовали во время урока? ^ (задания опережающего характера к теме следующего урока “Круговорот веществ в биосфере”) Задания группам: составить схемы I группа: “Круговорот карбона в природе” ^ “Круговорот нитрогена в природе” III группа: “Круговорот оксигена в природе” Приложение 1 Работа с биологическими терминами и понятиями. Заполните таблицу
Приложение 2 Заполните таблицу “Функции живого вещества на планете”.
Приложение 3 Тесты “Основы учения о биосфере” 1. Термин “биосфера” впервые употребил ![]() ![]() б) Э. Зюсс ![]() ![]() 2. Учение о биосфере было создано ![]() ![]() б) Т. Морганом ![]() ![]() 3. Живым веществом называется ![]() ![]() б) масса, образованная телами погибших организмов ![]() организмов земли ![]() образовавшиеся при разложении живых организмов 4. У живого вещества отсутствует функция ![]() ![]() ![]() в) концентрация ![]() 5.Нижняя часть атмосферы ![]() ![]() ![]() в) литосфера ![]() 6. Воздействие, от которого защищает озоновый экран ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | План-конспект урока по биологии в 9 классе Разработал учитель биологии 1-й квалификационной категории государственного учреждения образования «Кривчанская базовая школа» Романюк... | ![]() | Конспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии |
![]() | Конспект урока. Учитель: Винницкая Светлана Анатольевна, учитель физики высшей квалификационной категории, заместитель директора по увр. Класс: 11 Структурные единицы урока: Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | ![]() | Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Классификация растений» Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области |
![]() | Конспект урока по биологии в 9 классе Корнилова Наталья Павловна Учитель биологии высшая квалификационная категория «старший учитель» Донецкий многопрофильный лицей №125 «Престиж» Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация; биологический диктант, индивидуальные карточки, работа с учебником, практическая... | ![]() | Инновационный интерактивный умк «Навигатор» «Биология. Живой организм», 6 класс. Авт. Сонин Н. И. Издательство «Дрофа» Урок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме» был проведён в мбоу – Краснояровская сош №30 Новосибирского... |
![]() | Конспект открытого урока по чтению в 4 классе Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска | ![]() | Конспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение, значение растений. Подготовила: учитель биологии сахипгараева г. С Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека |
![]() | Урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала А. Д.) Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала... | ![]() | Конспект интегрированного урока. Тема «Экологические проблемы Астраханской области» Авторы: учитель русского языка и литературы Левашова И. А. и учитель биологии Живчикова Н. А |