Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки icon

Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки



НазваниеЛекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

7 февраля, лекция №5.

Тема5. Особенности современного этапа развития науки.

1) По мере развития научного знания (по этапам) происходит процесс дифференциации научного знания.

2) Процессу развития научного знания свойственна тенденция к некому единству.

Единство – идеальная психологическая картина, которая существует в голове человека. С другой точки зрения, единство существует в природе. Третья точка зрения – что и в создании (микрокосмос) и в природе (макрокосмос).

Единство – некое сходство между элементами системы. Элементы в системном строю, обладают чертами сходства и подобия.

3) Для современной науки характерна ситуация формирования единой научной картины мира (неживая природа, органический мир и социальная жизнь). В основе этой картины научного знания принцип универсального эволюционизма.

Внутри понятия принцип лежит некое правило и совокупность действий, реализующих это правило.

Понятие как методологическое средство: структура, элементы.

^ Универсальный эволюционизм требует для своей реализации выполнения определенных предписаний:

1. Требует при изучении единой научной картины мира опираться на единство нашего мироздания (информационное, энергетическое, материальное).

2. Принцип равномерно распределяется на все сферы и отрасли знаний.

3. Методологические процедуры, описывающие разнообразные процессы природы \ общества \ человека имеют единую форму и рассматриваются как универсальный процесс

^ 4. В основе принципа лежат 3 базовых открытия современной науки:

-теория нестационарной Вселенной;

-блок синергетических наук, которые рассматривают теорию самоорганизации в сложных системах различной природы, т.е. изучают сложные самоорганизующиеся системы;

-теория биологической эволюции и развития (в 20е г. Вернадский – концепция биосферы, на основе которой француз Шарль Ден – теория ноосферы, которая представляет собой некий мысленный пласт, своеобразную оболочку земли и включает в себя различные мысли, помыслы, идеальные дела человека).


22 февраля день Китайской философии в ЦУВП

Инструменты для диссертации:

  1. вводные слова (порядка 50) и структура фраз

  2. основные понятия научные (как они работают как методологическое средство) – «рассмотрим содержание, природу»… что это значит! Что такое «сущность» как методологическое средство. Ограничение методологических границ.


14 февраля, лекция №6.

Тема 6. Социально-гуманитарные науки в системе современного научного знания.

В современном научном познании можно выделить следующие основные виды формы):

1) Познание природы и соответствующий класс наук (естествознание).

2) Познание человека и науки – Человекознание или Гуманитарные науки.

3) Познание общества – Обществознание (социальные науки).

4) Познание самого познания – гносеология и эпистимология.

5) Познание мышления – логика.

В структуре современного научного знания выделяют следующие классы наук:

1) Логико-математические науки;

2) Естественные науки;

3) Инженерно-технические (технологические);

4) Социально-гуманитарные науки


^ Социально-гуманитарные науки.

Два противоположных подхода:

  1. Соц-гум.наук нет – только гуманитарные, т.к. человек – объект.

  2. Никакой гуманитарной науки не существует, только социально-гуманитарные. Т.к. человек в обществе!

Главная цель блока социально-гуманитарных наук – познание человека, познание общества, культуры, которая обслуживает данный процесс.

^ Соотношение с естественно-научным познанием.

  1. По природе своей естественно-научное и гуманитарное познание идентично, только объект разный (позитивизм)

  2. Это вообще несопоставимые вещи:

- Натуралистика: эти науки различные, но сами методы и способы идентичны. Инструмент один и тот же.

- Гуманитаристика: полностью отличаются, специфические методы и т.д. Что работает в естественно-научном – не работает в социально-гуманитарном.

- Специфика любого блока наук определяется предметом и объектом изучения, но есть нечто общее у всех наук: процесс общей методологии. Общее – общенаучные методы, средства и приемы (дедукция, индукция, анализ, синтез). Но у каждой науки специфическая картина мира и специфические средства и методы познания.


В рамках социально-гуманитарных наук можно условно выделить подвид гуманитарных наук (философия, история, психология, культурология, филология и др.) и социальные (экономика, социология, политология, юриспруденция, демография, этнография и др.)


В социально-гуманитарных можно выделить фундаментальные и прикладные научные дисциплины.

Фундаментальные:

Философия:

-история философии;

-гносеология;

-социальная философия;

-этика;

-эстетика и др.

История:

-новейшая история;

-отечественная история…


Политэкономия:

- история экономической мысли;

-экономика труда.

Прикладные:

Социология.

Особенности социально-гуманитарных наук:

  1. Проблема выделения объекта и предмета науки

Объект – действительность (фрагмент реальности) или прикладывает руку теория

Предмет – это трансформированный объект, который преобразуется согласно инструментарию исследования. Ужатый объект до уровня предмета, то во что трансформировалась природа объекта, а не вырезанный кусок, мысленная конструкция.

Как формируется предмет и объект диссертации!!

  1. Ориентация научных исследований в социально-гуманитарных науках. Ориентация говорит: принцип историзма – неотъемлемый элемент социально-гуманитарных наук, всё рассматривается лишь в движении, в динамике!

  2. Изучая человека и общество исследователь должен ориентироваться на природу этих феноменов, на соответствующий язык, жизненный уклад, формы поведения, исторический период развития и т.д.

  3. В социально-гуманитарных науках велика роль понимания как осмысления действительности и как изучения смысла вложенного в действительность. Герменевтика изучает проблему понимания.

  4. В социально-гуманитарных науках существует специфический набор методов, приемов, средств, способов, подходов к изучению действительности, что объединяется термином методология социально-гуманитарных наук. При этом общенаучные методы проходят очищение и соответствующую интерпретацию перед их применением в социально-гуманитарном познании.



28 февраля 2008, лекция № 8.

Тема 8. Методология социально-гуманитарных наук. Философско-методологические проблемы менеджмента.

Методология – понятие более аспектное, имеющее персонифицированную интерпретацию. Как правило, эта интерпретация связана с определенными чертами духовной ситуации общества, а так же личным научным опытом исследователя. Понятие методология имеет свой протогенез и генезис. Существует преднаучная методология, а в научной можно выделить несколько этапов возникновения и развития этого понятия (генезис):

  1. Античность.

Сформулированы понятия: метод, категория, логика, диалектика и другие понятия, имеющие отношение к методологии.

  1. Средневековье.

К концу данного периода существует множество интерпретаций священного писания, альтернативных точек зрения на библейские события, что потребовало от томизма определенного переосмысления самой веры. В период этих реформаций получают развитие логика и риторика с формированием соответствующего методологического инструментария.

^ 3) Новое время.

Именно здесь актуализируется проблема поиска универсального научного метода в познании и формирование собственно научной методологии.

4) Конец 19 в.

В виду усложнения проблем формируется методология социально-гуманитарного познания. Данная методология начинает двигаться в двух направлениях:

1. Баденская школа неоконтианства.

Все науки можно разделить на 2 класса:

1. Исторические науки (науки о культуре) – индивидуальные, неповторяющиеся черты, события.

^ 2. Естественные науки, которые фиксируют общие повторяющиеся черты, формулируют законы и закономерности.

2. Философия жизни


Установочные понятия методологии.

1) Методология – это не просто совокупность требований, норм и правил, реализуемых в какой-то деятельности, а некая познавательная установка человека по отношению к окружающей действительности. Это своеобразная интерпретация человеком научной картины мира.

2) Это некий комплекс стандартных схем, используемых при изучении предметной области.

3) Это методологическая добросовенность исследователя, его природная способность реализовывать требования методологической дисциплины мысли.

Методология – это не только методы, подходы, приемы, способы научной техники (технологии) и соответствующие учения о них, но и основные научные представления, современные научные стандарты исследования, основные направления исследований, а так же модели межнаучного диалога.

^ Методологические основания науки.

  1. История развития науки, проблемы, вопроса, направления.

  2. Категориальный аппарат науки. Именно через категории науки формулируется видение объекта и предмета исследования.

  3. Базовые проблемы научного познания.

  4. Основные типы научных исследований и концепций.

  5. Методологический образ будущего науки.


Каково на сегодняшний день соотношение общенаучной и частнонаучной методологии.

  1. Философская – социально-гуманитарная ориентация.

Существует единство и общность всех общенаучных социально-гуманитарных (философских) методов, и любая частная наука мягко специализирует эти методы.

2. Позитивистский подход.

Методы каждой науки первичны, а любые рассуждения об общенаучной методологии вульгарны.


Специфику социально-гуманитарных наук в полном объеме представляет неклассическая методология.


3 основных подхода к методологии гуманитарных наук:

1) Классический позитивизм и структурализм – всё гуманитарное знание может строиться по естественно-научной модели. Всё что не может быть построено и структурировано не имеет отношения к научному знанию вообще.

2) Неоконтианцы – Ганс Герг Гадамер.

Разделяют естественно-научные и гуманитарное знание, причем разделение этих видов знаний проходит по линии: повторяющихся (естественно-научное) \ уникальное (гуманитарное).

3) Постмодернизм и постструктурализм. В соответствии с данным подходом гуманитарное знание – это знание текстовое (текстуальное). Это знание связано с процедурой понимания и её «обслуживает» наука под названием герменевтика. Герменевтика занимается правилами истолкования текстов, интерпретацией как способом существования гуманитарного знания. Она обращается к срединному компоненту в цепочке автор-текст-читатель.


Существуют различные подходы к понятию «понимание».

^ 1) немецкий философ Мартин Хайдеггер: понимание всегда индивидуально и сопряжено с индивидуальной деятельностью человека.

2) Гадамер – понимание является атрибутом социального диалога.

^ 3) Понимание возможно лишь благодаря специализированным рефлексивным процедурам.

4) Для понимания необходимо полноценное (полнокровное) извлечение смысла из текста. В обыденном понимании смысл – родная сестра ценности, т.е. некое значение существующее в этом тексте. Вытащить смысл – увидеть значения, которые существуют для себя, общества, научного сообщества и т.д.

В широких границах понятие «смысл» подразумевает

1. Конечную цель, некое предназначение чего-либо.

2. Некую сущность, которую автор или читатель вкладывает в текст.

3.Некий здравый (здоровый) смысл, лежащий в основе любого процесса осмысления.

5) Попытка включить в процедуру сверхпонимание читателем автора.

6) Внесение себя и своей позиции в структуру текста и соответственно в процедуру понимания.

^ Понимание – это:

  1. Постяжение смысла того или иного явления (процесса), его места в мире и соответствующих выполняемых им функций.

  2. Это не чисто иррациональный акт, не момент озарения, а элемент процесса познания и в т.ч. научного.


Узнать: текст, герменевтический круг, связь познания и объяснения, классический вариант подхода к методологии, методы


06 марта 2008г.. Лекция № 9.

Тема 9. Философские проблемы управления.

  1. Управление как …

Со временем все системы природы уменьшают способность совершать внешнюю работу. Энтропия растёт.

Но есть класс систем и наоборот: увеличивается способность, энтропия уменьшается, увеличивается структура и сложность этих систем, увеличивается информативная емкость. Увеличивается нэкэнтропия этих систем.

В социальных системах развитие происходит через деятельность людей.



Похожие:

Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconЛекция 15. Оъектный подход к разработке
Сущность объектного подхода к разработке программных средств. Объектное моделирование как содержание этапа внешнего описания при...
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconТема Введение в учебную дисциплину. 4 часа лекция
Отрасли науки. Субъекты и объекты науки. Характерные особенности состояния современной науки в России. Управление в сфере науки в...
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconЛекция: История, предмет, цели системного анализа Цель лекции: введение в краткую историю, предмет и значение системного анализа как методологии, научной области, технологической дисциплины и принципа мышления
Ждисциплинарного подхода к проблемам науки, образования, техники и технологии, этапа, концентрирующего внимание не только на вещественно-энергетических,...
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconЛекция переход к информационному обществу
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconКомандно-административная система и необходимость ее реформирования
Лекция 13. Переходная экономика: сущность, особенности, тенденции развития. (2 ч)
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconОсновы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
Задача развития отечественной науки и технологий отнесена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным к числу высших приоритетов...
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconЛекция: философия науки
Философия науки как дисциплина воз­никла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях нтр
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconЛекция 1 Предмет, метод и задачи науки «Экономика сельского хозяйства»
Отличительные особенности бизнеса в агропромышленном производстве, обусловленные характером сельского хозяйства
Лекция №5. Тем Особенности современного этапа развития науки iconНеевклидова геометрия
Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Это своеобразная аксиома развития науки
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами