Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы icon

Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы



НазваниеПрограмма: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Слушатель группы № 67

Ремизова Т.В.

Программа:История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы./ Под ред. П.А.Баранова, О.Н. Журавлевой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.:Просвещение, 2008.

История древнего мира 5 класс

Культура Древнего Египта.

Урок №12.

Форма: комбинированный урок.

Цели: - иметь общее представление о культуре Древнего Египта, видах искусства;

  • познакомить с особенностями древнеегипетского искусства: изображение человека в Древнем Египте, зарождение портрета как жанра изобразительного искусства, особенности древнеегипетского письма, материалы для письма, школа, научные знания;


  • познакомить с основной идеей культуры Древнего Египта – возвеличивание власти фараона;

- воспитывать интерес и уважение к культуре Древнего Египта.
  • ^

    формировать умение анализировать исторический источник,


содержание иллюстрации.

Оборудование: презентация «Культура Древнего Египта», тексты.

Основные понятия: пирамида, Сфинкс, скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись, иероглиф, папирус, свиток.


Ход урока:


1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. «Религия древних египтян».

А) Устный опрос:

  • В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

  • Каким силам природы и почему поклонялись египтяне?

  • Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

  • Расскажите о вере египтян в загробную жизнь.

  • Почему для египтян было важно иметь каменную гробницу? (Вспомнить, что такое гробница, саркофаг, мумия)

  • Почему египтяне обожествляли фараона?

Б) В рабочей тетради по истории древнего мира – с.26 задание № 31.

3. Изучение нового материала.

План изучения:

1.Архитектура.

2.Живопись и скульптура.

3.Литература, музыка, театр.

4.Образование и наука.

Вступление.

Вы видите, что религия имела огромное значение в жизни древних египтян. Религия оказала влияние и на развитие культуры. К тому же, произведения древних египтян являются ценнейшим источником наших знаний об истории Древнего Египта. И в первую очередь искусство служило возвеличиванию фараона, укреплению его власти. Главным подтверждением этой идеи является архитектура – искусство строить и украшать здания.

Египтяне считали, что земные жилища временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов, но храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня, так как строились на века. Почему? С какими религиозными верованиями это связано? (Ответ учащихся)

На западном берегу Нила возвышаются три безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры разграблены, но до сих пор они потрясают безмолвным величием. В строительстве пирамид продумано все до мельчайших деталей: выбор места согласно предсказаниям астрологов, четыре стороны пирамиды ориентированы по четырем сторонам света. Посреди одной из сторон находится камень, сдвинув который можно попасть через длинный коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона, угол наклона пола равен углу, под которым видно Полярную звезду, лезвие ножа не проходит между кладкой камней. Каменная громада вечно напоминает о могуществе фараона. Особенно это ощущается, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Кажется, что каменная стена наклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения. Человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Он испытывает чувство изумления и подавленности.

^ Доклад ученика о пирамиде Хеопса по книге: Рейхардт Г. «Семь чудес света. - М.: Слово.

Самая высокая пирамида- пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н.э. Ее высота почти 150 м. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Площадь основания 230 на 230 м. Фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу после смерти своего отца, т.к. также хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде и считал, что его пирамида должна превосходить размером, роскошью другие пирамиды. У селения Гиза была выбрана площадка с прочным грунтом (вес пирамиды 6400000т.). Сначала выровняли площадку. Для этого построили вал из песка и камней, в квадрате вырубили сеть каналов, заполнили водой, отметили высоту воды и спустили воду. Каналы заложили камнем. Более 4000 человек – художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников – выполняли эти работы около 10 лет. Строительство продолжалось еще лет 20. Около 100000 человек трудились над сооружением гробницы.

В каменоломнях мужчины вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев и пил и получали блок нужных размеров – со сторонами от 80 см до 1,45 м. используя канаты и рычаги, устанавливали блок на деревянные полозья и по бревенчатому настилу перетаскивали его к Нилу. Парусная лодка переправляла рабочих и блок весом до 7,5 тонн на другой берег. Там блок доставляли волоком на строительную площадку, где при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку пирамиды. Самой опасной была установка верхнего блока – «пирамидона», высотой 10м. Пирамида представляла собой ступенчатую гору. Затем ступени были заложены плиткой из белого известняка. При солнце или лунном свете гробница сверкала как огромный кристалл. Внутри нее находится система ходов, которая ведет к камере фараона. Она облицована гранитом, но без украшений. Здесь стоит пустой гранитный саркофаг.

Более 3,5 тысяч лет пирамида была замурована, а вход охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее. В 9 веке н.э. в гробницу проник халиф Абдалла аль-Мамун, но сокровищ не нашел. В 12 веке н.э. с пирамиды была снята облицовка и использовалась для строительства разрушенного города.

Учитель: Единственной не разграбленной до наших дней дошла гробница фараона Тутанхамона.

Так же тщательно было продумано строительство храмов в честь богов. В праздничные дни торжественное шествие медленно двигалось по дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели застывшие лица каменных сфинксов. В начале и конце дороги стояло по два каменных заостренных столба, как бы вонзающихся в небо (обелиски – каменные иглы фараона). Возле столбов высокие мачты, на которых развивались разноцветные флаги. У входа в храм вставали мощные трапециевидные башни. Перед храмом – статуи фараона намного выше человеческого роста. Узкий вход вел в «жилище бога». Дальше – большой прямоугольный двор, окруженный колоннами. В конце двора высокие двери вели в крытый колонный зал. Бесконечные ряды колонн поддерживали тяжелые плиты. У некоторых колонн верхушки были похожи на распустившийся цветок папируса. На потолке, на синем фоне были нарисованы золотые звезды, коршуны, распростершие крылья, изображения богов. Человек чувствовал себя маленьким и жалким. За колонным залом были расположены другие помещения, в одном из них стояла статуя бога. К ней могли подойти только жрецы и фараон.

Наиболее известные:

А) Храмовый комплекс в Карнаке в честь бога Амона-Ра (середина 16 века до н.э.);

Б) Храм в Луксоре (2-я половина 15 века до н.э.);

В) Храм царицы Хатшепсут (15 век до н.э.) высечен в скале.

Наряду с архитектурой развивается и скульптура – искусство создавать художественные произведения из глины, дерева, камня или металла, так же связанная с культом мертвых. Каждый фараон заказывал статую еще при жизни. Это был двойник умершего - «ка». То есть, можно сказать, что особенностью египетской скульптуры стало стремление к портретному сходству. Все скульптурные изображения создавались по определенным правилам – канонам. Каким? (Беседа с учащимися)

Застывшие позы; фараон на троне, вельможа: ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая лежит на коленях. Стоящий человек – руки прижаты к туловищу, левая нога выдвинута вперед. Мужчины изображаются с темной кожей, женщины – со светлой. Фигуры богов, фараонов – выше простых людей. Плечи, руки – как будто смотрим спереди, а ноги – сбоку, голова – боком, но глаз изображен так, как будто глядим в лицо; волосы черные, одежда белая. Одежда мужчин - набедренная повязка, женщин – длинное облегающее платье.

Материал, из которого были изготовлены скульптуры – камень, дерево, гранит, базальт, песчаник, известняк.

Главная задача – передача возможно более точного портретного сходства.

^ Скульптура фараона Аменемхета III (стр. 42 учебника). Мастерски переданы индивидуальные черты лица - скуластого с тяжелыми веками, властным ртом.

Он – знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он – солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем.
Портрет царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона. На голове – высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо естественного красновато-желтого цвета, брови и глаза подведены черной краской, а губы - темно-красной. Красивый овал лица, продолговатые глаза, лебединая шея.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи (середина 3 тысячелетия до н.э.). Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать любое слово хозяина. На коленях развернутый лист папируса, в правой руке – кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца. Глаза, инкрустированные черным камнем, серебром, алебастром и горным хрусталем, кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены, он привык слушать и повиноваться. «Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы! Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом».

Кроме этого для египтян характерно сочетание элементов человеческой фигуры и животного: Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Это сооружение высотой около 20 м. Высечено из гранита целиком. Приставлена только голова и плечи.

Живопись.

Большого расцвета достигли рельефные и живописные композиции, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены храмов, обелиски и стелы. Сюжеты: изображение загробной жизни – дары фараонам, работа на полях и т.д. Появляется пейзаж с животными и растениями: рыбы, утки, кошка и т.д. Как правило, все сцены составляют единую композицию. И снова – тот же условный канон в изображении человека. (Какой?)

Литература.

В Древнем Египте было множество литературных произведений. Среди них мифы – фантастические сказания о богах. Давайте вспомним мифы об Осирисе, о Гебе и Нут (стр. 49 – 51). Торжественные гимны прославляли богов, фараонов, египтяне слагали хвалебные песни солнцу, Нилу (стр. 34); любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Песни и поговорки бедняков сохранились немногие, например, «Песня носильщиков зерна»:
^

Должны мы день целый


Таскать белую пшеницу.

Полны корабли,

И зерно ползет наружу,

А нас все заставляют таскать.

Воистину из меди наши сердца.

Египтяне любили повести о путешествиях и приключениях. Например, «Повесть о Синухете» (стр. 41)

Музыка.

Среди росписей на стенах гробницы есть изображения музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в хоры и оркестры. Участвующие в хоре певцы обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. О чем же пели музыканты?

Учащиеся отвечают.

Театр.

Существовал ли театр в Древнем Египте? Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов театральных представлений, предполагается, что начало театру положили погребальный ритуал с использованием диалогов между богами, роль которых исполняли жрецы, и народные празднества в честь божеств, сопровождаемые изображением сцен из их жизни.

Письменность.

Кроме росписи стены египетских храмов, гробниц, саркофагов покрыты загадочными знаками: змея, птица, пирамида и другие. Такие значки называются иероглифы – «священные письмена». В египетском письме более 700 иероглифов. Сначала они были похожи на рисунки, но такое письмо не передавало звуков и многие слова нельзя изобразить рисунком, например, имена. Тогда египтяне придумали следующее: иероглиф стал обозначать не только слово, но и звук. «Рот» - «р» и так далее. Гласные иероглифами не передавались. «Дом» - «дым» - «идем». Что же именно зашифровано? Трудно было читать такое письмо.

А на чем же кроме стен писали египтяне? В долине Нила растет тростник папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, убирали твердую оболочку, а сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол вплотную друг к другу. Сверху поперек еще один слой тростника и груз. Неровности по краям обрезали, покрывали поверхность тонким слоем клея из муки, просушивали на солнце, разглаживали инструментом из слоновой кости, отбивали молотком. Получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать. Поэтому листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки – свитки. До наших дней дошло много больших свитков с различными записями. Длина некоторых из них доходила до 40 м. Писали на папирусе заостренной палочкой, обмакивая её в специальные чернила черного и красного цвета.

^ Наука и образование.

Многие науки зародились в Египте по мере развития хозяйства. Например: плодородные земли приносили урожай. Часть урожая крестьяне отдают фараону, жрецам: сколько мешков сдали, нужно распределить – продать, оставить на семена, на пропитание и т.д. К появлению какой науки это привело? (Математика).

Мы говорили о строительстве пирамид, храмов. Без точных расчетов здесь не обойтись. Углы, квадрат, шар, треугольник, площадь, объем – так появилась геометрия.

Египтяне зависели от разлива Нила и заметили эту связь со звездами. Так начала развиваться астрономия – наука которая изучает планеты и звезды. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней, раздели год на 12 месяцев.

Большое развитие получила медицина, чему способствовало изготовление мумий (Каким образом?) (При вскрытии тела египтяне знакомились с внутренними органами, наблюдали за их изменениями под влиянием различных болезней). В Египте существовала специализация врачей. Зубные врачи умели сверлить зуб, умели закрепить шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки. Хирурги использовали инструменты из бронзы: ножи, иглы, скальпели; применяли бинты, деревянные лубки при переломах. В качестве лекарств использовали настои и отвары трав, различные соли.

Развитие хозяйства и науки требовало грамотных людей. При храмах находились школы. Учителями были жрецы. Но не всем было доступно образование. Обучение было долгим, с 5 – 17 лет, и дорогим. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

4. Закрепление.

  • О каких видах искусства шла речь на уроке?

  • Что запомнилось больше?

  • В чем особенности египетского искусства?

  • Вспомнить (пролистав слайды) название произведения искусства.

5. Домашнее задание:

Параграф 11 – 12, вопросы к параграфам.



Похожие:

Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconПрограмма по истории государства и народов России с древнейших времен до наших дней под редакцией А. А. Данилова, Д. Д. Данилова. М., «Просвещение», 2007г
Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.) Авторы...
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconИстория естествознания и техники в странах Европы
Цель дисциплины: представить студентам целостную картину исторического развития естествознания и техники в странах Европы c древнейших...
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconОлимпиада по истории. Школьный этап. 5 класс задания вставьте в предложения пропущенные слова
Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconМедиатека межшкольного Методического Центра г. Мегиона
Энциклопедия материальной культуры. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconУрок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconУрок в 6 классе по предмету «история Беларуси»
...
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconКурс: История России Раздел: Борьба Руси за независимость в xiii-xivвв. Тема урока
Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А. Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. М. “Русское слово” 2010...
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconУмк по истории 5 класс
Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века для общеобразовательных учреждений 5-9 кл., М., «Дрофа»,2010г
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconКонкурс «Учитель кубановедения- 2007г»
При подготовке к урокам в 7-8 классах мне приходится обращаться к материалам учебника для Вузов «История Кубани с древнейших времен...
Программа: История с древнейших времен до наших дней.: Программы. 5-11 классы iconКонспект урока по истории России в 6 классе Учитель: Пащенко Н. П. Тема: Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Учебник : Данилов А. А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI в./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами