Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) icon

Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности)



НазваниеКонспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности)
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Ващенко Надежда Владимировна,

учитель биологии

МОУ «Владимировская СОШ»

Тюльганского района Оренбургской области

Конспект урока по экологии в 10-м классе.

Тема. Тема: «О чём плачет Земля?»

(Глобальные экологические проблемы современности)


Цели:

  • Показать взаимосвязь глобальных проблем, их отличие от иных проблем человека. Акцентировать внимание на значении и роли общественных институтов в их решении.

  • Воспитать у детей качества толерантности, уважения к миру, в котором живешь, ответственности за его будущее.( 1 слайд)

  • Обобщить знания учащихся по проблеме, способствовать применению знаний в нестандартной ситуации.

Тип урока: закрепления, обобщения знаний.

Оборудование:

1.Схемы:

  1. Весы “ответственность могущество”.

  2. “Часы глобальных проблем современности”.

  3. Рефлексия.

2. Компьютер, проектор, презентации, видиоматериал

Опережающие задания: подготовить сообщения на заданную тему.

Задания и упражнения носят частично-поисковый, исследовательский характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

^ Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Вы знаете, что в присутствии гостей каждый человек старается показать себя с лучшей стороны. Я надеюсь, что вы тоже покажете сегодня свои лучшие качества.

Урок у нас сегодня необычный, сегодня мы будем говорить с вами на очень важную тему.


А что же будет темой нашего урока вы должны определить сами. Послушайте такую историю.(Звучит музыка, флеш- видио)

Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Фея Нейча подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Плачет и рыдает её дитя. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.

Итак, давайте попробуем определить тему нашего урока. (В случае затруднения учитель подводит уч-ся к слову «проблема»).

Формулируется тема урока: «О чём плачет Земля?»(Глобальные экологические проблемы современности.

Эпиграфом нашего урока будут слова:

Наша планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан!

Где вся природа поймана в капкан?!(2 слайд)

Учитель :Природа поймана в капкан! А кому угрожает опасность?

(^ Видеофильм –фильм по экологии «Спасение планеты Земля!»(3 слайд)

Всем, а самое главное человеку. Сейчас перед нами весы, на одной чаше которых наше могущество, на другой – наша ответственность?(4 слайд)



Глобальные проблемы появились не вчера, но это очень “молодая” проблема человечества. Если представить ХХ век в виде циферблата, то эволюция проблемы выглядит так: ( 5 слайд)



В начале ХХ века эйфория охватила человечество от технических изобретений: электричество, телефон, телеграф. Думали: прогресс и так будет всегда! Фантасты рисовали мир в розовых тонах, считая, что природа неисчерпаема. В конце ХХ века человечество ощутило ограниченность природы и необходимость принятия мер для своего выживания.

В 70 – 80-е годы появилась концепция экологической катастрофы. Российский академик Н.И.Моисеев выдвинул теорию "ядерной зимы". Если произойдет обмен ядерными ударами между СССР и США, биосфера перестанет существовать, а если и сохранится, то человек не сможет существовать.

70 – 80-е гг. представители "Римского клуба" пришли к выводу, что биосфера перестанет существовать в конце XXI века.

90-е гг. российский ученый Горшков открыл, что биосфера вышла из равновесия в начале 1800 г. Условием выхода из кризиса ученый считает сокращение численности населения в 10 раз и уменьшение давления на природу.

В 1872 году английский инженер Роберт Смит в книге "Воздух и дождь: начало химической климатологии" ввел понятие "кислотный дождь".

В 60-е гг. ХХ века проблема кислотных дождей овладела умами ученых. Были реально оценены размеры экологического бедствия, связанные с нерациональным, безграмотным использованием природных ресурсов.

С 130 г. до н.э. до середины XIX века состояние озонового слоя менялось незначительно. Это показало исследование пузырьков воздуха антарктического льда. Систематическое измерение содержания озона в атмосфере началось в 1926 г. в Англии и Швейцарии. А через 70 лет в 1996 г. ученые Калифорнийского университета США удостоились Нобелевской премии за установление причин концентрации озона.

Таким образом, за последние 100 лет человечество прошло путь от эйфории господства над природой до осознания глобальных проблем и поняло, что нужно принимать срочные меры для их решения.

^ Познавательные задания.(6 слайд)

Викторина

Вопрос

Правильный ответ

1. Какой протокол установил норму выброса парниковых газов на одного человека?

Киотсткий

2. В каком городе подписана концепция разрушения озонового слоя?

Вена, 85 г.

3. Что такое Пагуошское движение?

Ответственность ученых за судьбы своих открытий

4. Какая организация создана учеными для обсуждения проблем выживаемости человеческой цивилизации?

1968 г., "Римский клуб"

5. В каком международном документе записаны вещества, разрушающие озоновый слой?

Монреальский протокол







Мусорная корзина (7 слайд)

Вопрос

Ответ

1. Самый распространенный мусор ХХ века, который уничтожается через 200 лет?

Консервная банка

2. Самый распространенный мусор конца ХХ века, не разлагается 400 лет?

Полиэтиленовые пакеты

3. Очень "молодой", долговечный мусор

Пластиковая бутылка

4. Это жидкое химическое вещество загрязняет почву на века

Нефть и нефтепродукты

5. Эталон чистоты воздуха – природный индикатор

Лишайник, мох

6. Этот строительный материал более всего подвержен разрушению в кислотной среде

Розовый мрамор

Мини-конференция ( 8 слайд)

Риторика – наука красноречия. Представьте, что от вашего выступления зависит финансирование проблемы, а выступите вы перед банкиром. Банкир – деловой человек, он выбрал 5 проблем.

Одно из условий – это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Вы являетесь экспертами в определенных областях экологических проблем, для себя вы выбрали наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который вы нашли данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несет наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смогла профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. Время на защиту – 3 до 4 минут.

Слушаем ваши выступления:

1.Глобальное потепление («парниковый эффект»)(9,10,11 слайды)

2. Разрушение озонового экрана.(12,13 слайды)

3. Кислотные осадки.(14 слайд)

4.Загрязнение гидросферы.(15-19 слайды)

5. Деградация земель.(20,21,22 слайды)


Чтобы решать эти проблемы, необходимо знать сущность проблем и предвидеть возможные последствия. У человечества осталось слишком мало времени, чтобы исправить ситуацию, поэтому каждый человек должен внести определенный вклад в решение экологических проблем.

Я финансирую ………… проблему.

Мы не все проблемы охватили. Как быть с теми, которые остались?

Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?

О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?

Вывод: все они взаимосвязаны:

В темном, холодном, безбрежном космосе несется с огромной скоростью светлый шарик – планета Земля. Это наш космический корабль. Если что-нибудь случится с кораблем, нам некуда с него перебраться. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего космического дома не только сохранялась, но и становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим и пьем, даровано нам природой. Вся наша маленькая и большая техника – от лопаты до космических ракет – из природных материалов. Сам человек тоже есть часть природы, и всякое неблагополучие в природе угрожает его здоровью и жизни.

«Земля – наш дом», - часто можно услышать сегодня. Да, это так. А как мы живем в этом доме? Как мы заботимся о нем? Осознаем ли, что кладовые Земли не бесконечны, что мы не имеем права брать и брать у нее все: воду, газ, уголь, древесину, нефть, урожай с полей? Когда же мы будем платить ей за это не мусором, вырубленными лесами, грязными реками, а любовью и помощью?

^ Д\ задание:

Письма в будущее, в которых указать, что бы вы хотели сохранить и от чего бы хотели избавиться.


(Видиофильм - Берегите Землю)(23 слайд)

Рефлексия: (24 слайд)

В результате урока мне открылись:

Три самых важных события …………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

Три самых важных действия……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Три самых важных чувства …………………………………………………………………….

Закончить фразу, начинающуюся словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …».

………………………………………………………………………………………………….


Приложения

Глобальные проблемы атмосферы


Как сделать человеку хорошо? Сделать плохо, а потом так же, как было.


^ Основными глобальными проблемами атмосферы на сегодняшний день являются: парниковый эффект, озоновые дыры и кислотные дожди.


Парниковый эффект

Доктор, я умру? - робко спрашивает пациент.
- А как же! - радостно восклицает доктор.


Известно, что диоксид углерода в атмосфере, подобно стеклу в оранжерее, пропускает лучистую энергию Солнца к поверхности Земли, но задерживает инфракрасное (тепловое) излучение Земли и тем самым создает так называемый тепличный (парниковый ) эффект.

За последние 200 лет содержание углекислого газа в атмосфере увеличилось почти на 30%. Несмотря на то, что половина выбросов двуокиси углерода, обусловленных деятельностью человека (главным образом, при сжигании угля, нефти и природного газа), поглощается океанами и земной растительностью, уровень ее концентрации в атмосфере продолжает подниматься более, чем на 10% каждые 20 лет.

^ Благодаря парниковому эффекту средняя температура у земной поверхности в ХХ веке поднялась в среднем на 1,3 о С, к 2020 году поднимется ещё на столько же, а к концу века - ещё на 3 – 5 о С. Если же температура поднимется на 4 о С, то на Земле начнутся необратимые процессы, которые приведут к гибели большинства живых форм планеты (см. «Последствия парникового эффекта»).

^ Уже сегодня мы отмечаем резкие и широкомасштабные изменения климата.


Из современной истории:

1988 год – около 150 дней стали самыми жаркими за всю историю Земли. Небывалая жара и засуха в США – гибель десятков людей, жесточайший пожар в Йеллоустоунском природном парке, водность многих рек снизилась на 30 – 40 %.

1995 год – жара и засуха поглощают США, Великобританию, часть территории материковой Европы. Во многих районах Великобритании 1 – 1,5 месяца летом ни капли осадков и, как следствие высохшие газоны и лужайки для гольфа, сотни инфарктов, десятки смертей, кондиционеры подскочили в цене в 3 раза и стали дефицитом.

1997 год – становится аномально жарким для всей Северной Америки и Евразии. Ещё более усугубляется ситуация в 2001 году.


^ Возможные последствия глобального потепления климата.

На Земле эпохи потепления и похолодания сменяются с определенной цикличностью, причем наиболее кардинальные из них приводили к гибели значительной части живого. Антропогенная деятельность совпала с эпохой глобального потепления и катализировала и усилила её. Чем же это грозит?

Засухи в одних районах Земли, наводнения – в других; таяние ледников, повышение уровня Мирового океана (если растают все покровные ледники, уровень Мирового океана поднимется на 70 метров), затопление огромных территорий, увеличение и усиление ураганов, тайфунов, сокращение запасов пресной воды, гибель многих видов растений, вследствие изменения условий в районах их произрастания, наступление пустынь. Увеличение испарения приведёт к усилению парникового эффекта водяным паром, а сокращение площади ледников – к снижению альбедо Земли. Это усугубит ситуацию и может привести её к разряду необратимых.




Озоновые дыры

Что значит озоновая дыра? Озон это кислород (О2), который на высоте от 12 до 50 километров под воздействием солнечных лучей ионизируется, приобретая при этом еще один атом кислорода, в результате чего и получается озон (О3). Озоновый слой есть скопление молекул озона в верхних слоях атмосферы,этот слой и предохраняет жизнь на земле от опасных ультрафиолетовых лучей. Обширные зоны, где наблюдается снижение концентрации озона в верхних слоях атмосферы, получили названия Озоновые дыры.

Сначала предполагали, что на озон влияют частицы, выбрасываемые при атомных взрывах; пытались объяснить изменение концентрации озона полетами ракет и высотных самолетов. В конце концов было четко установлено, что причина нежелательного явления – реакции с озоном некоторых веществ, производимых химическими заводами. Это в первую очередь хлорированные углеводороды и особенно фреоны – хлорфторуглероды, или углеводороды, в которых все или большая часть атомов водорода, заменены атомами фтора и хлора
Первую озоновую дыру обнаружили в 1985 году над южным полюсом Земли. Она периодически то появлялась, то пропадала. Восстановление озонового слоя над Антарктидой происходило в то время когда южный полюс Земли был повернут к Солнцу.
Разрушения озонового слоя происходит главным образом из-за химической активности его молекул. Вступая в связи с такими веществами как хлор, бром, водород, метан они входят в реакцию с ними, в результате чего молекулы озона образуют иные химические соединения, теряя при этом свои свойства задерживать солнечную радиацию. Промышленность, бытовые приборы и транспорт подымает содержание этих веществ в атмосфере, и разрушение озонового слоя происходит быстрее, чем его восстановление.

В последнее время появление озоновых дыр наблюдается также и на северном полюсе, над Арктикой, и периодически над всей поверхностью земли. Кроме того, истончается сам озоновый слой Земли. Для человека это грозит повышением раковых образований кожи. Но если человек может защитить себя от ультрафиолетового излучения, животный и растительный мир остается перед ним беззащитным.

В 1987 г. был принят Монреальский протокол, по которому определили перечень наиболее опасных хлорфторуглеродов, и страны-производители хлорфторуглеродов обязались снизить их выпуск. В июне 1990 г. в Лондоне в Монреальский протокол внесли уточнения: к 1995 г. снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 г. прекратить его совсем.


Учеными ведутся поиски путей восстановления озонового слоя. Вначале для этой цели предлагалось создание фабрик по производству озона, после чего доставлять его на самолетах в атмосферу. Другим вариантом является создание аэростатов оснащенных лазерами, имеющих питание от солнечных батарей, которые будут использовать кислород для создания озона. Наиболее же реальным выходом из этой ситуации является сокращение вырубки лесов, и увеличением зеленых насаждений.
^




Кислотные осадки - это


дождь, снег или дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Кислотные осадки возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа). Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей.

Относительная кислотность раствора выражается индексом рН (кислотность определяется наличием свободных ионов водорода Н+; рН – это показатель концентрации ионов водорода). При рН = 1 раствор представляет собой сильную кислоту (как электролит в аккумуляторной батарее); рН = 7 означает нейтральную реакцию (чистая вода), а рН = 14 – это сильная щелочь (щелок). Поскольку рН измеряется в логарифмической шкале, водная среда с рН = 4 в десять раз более кислая, чем среда с рН = 5, и в сто раз более кислая, чем среда с рН = 6.

Обычная незагрязненная дождевая вода имеет рН = 5,65. Кислотными называются дожди с рН менее 5,65. На значительных территориях на востоке США, юго-востоке Канады и западе Европы среднегодовые значения рН атмосферных осадков колеблются от 4,0 до 4,5.

В восточных районах США кислотность атмосферных осадков приблизительно на 65% определяется присутствием серной кислоты (H2SO4), на 30% – азотной кислоты (HNO3) и на 5% – соляной кислоты (HCl). Главными источниками оксидов серы (SO2 и SO3), обусловливающих образование серной кислоты, являются тепловые электростанции, работающие на нефти и угле, а также металлургические заводы. Оксид азота (NO) и диоксид азота (NO2), из которых образуется азотная кислота, поступают в атмосферу примерно в равных количествах от тепловых электростанций, работающих на нефтепродуктах и угле, и с выхлопными газами автомобильных двигателей. Сравнительно небольшое количество соляной кислоты в атмосферных осадках образуется в результате аккумуляции газообразного хлора от различных природных и промышленных источников. Кислотные дожди могут также выпадать при поступлении в атмосферу серной кислоты и азотсодержащих газов (диоксида азота NO2 и аммиака NH3) от естественных источников (например, при извержении вулканов).

Последствия. Разные природные обстановки различным образом реагируют на повышение кислотности. Кислотные осадки могут привести к изменению химических свойств почвы и воды. Там, где вода в реках и озерах стала довольно кислой (рН менее 5), например, в горах Адирондак (шт. Нью-Йорк, США) или в южных районах Норвегии и Швеции, исчезает рыба. При нарушении трофических цепей сокращается число видов водных животных, водорослей и бактерий. В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур.

Загрязнение водной среды

^ Загрязнение воды – в настоящее время эта проблема угрожает всему человечеству.

Виды загрязнений водной среды:

  1. Загрязнение металлами (свинец, медь, ртуть, кадмий и др.)

Ртуть – очень опасный металл – токсикант. Ртуть воздействует на нервную систему гидробионтов. По пищевым цепям она переносится человеку, вызывая тяжелые психические расстройства, врожденные уродства.

В 60-е годы на побережье залива Минамата (Япония) отравленный ртутными отходами океан отомстил человеку. Ртуть, сброшенная заводами по переработке руд, была превращена бактериями в диметилртуть. Последняя накапливалась в рыбе, а люди, питающиеся рыбой, получали сильнейшие отравления (погибли 50 человек). Рыбный промысел в заливе до сих пор запрещен: на дне моря лежит 600т ртути.

  1. Хлорорганические соединения (ХОС)

Эти вещества выпускались в значительных количествах в виде средств защиты растений (например, пестицидов). Кроме того, многие хлорорганические получают в виде побочных веществ различных производствах (например, при отбеливании бумажной пульпы хлором на целлюлозно-бумажных комбинатах).

Печально знаменитые диоксины – «герои» трагедий в Севезо (Италия, 1976) и Лав-Кэнал (США, 1978) - считаются наиболее сильными органическими ядами.

Описаны случаи резкого сокращения популяций морских птиц (например, бурых пеликанов в Калифорнии) из-за поражения полихлорбифенилами самок, откладывающих яйца со слишком тонкой скорлупой, чтобы выдержать массу насиживающей птицы.

  1. Фосфорорганические соединения (ФОС)

Эти соединения используются как пестициды. ФОС более токсичны, чем ХОС. Например,

тетраэтилпирофосфат настолько ядовит, что лишь одна его капля (даже в случае кожного контакта) представляет смертельную дозу.

  1. Поверхностно – активные вещества (ПАВ)

Входят в состав моющих средств бытовой химии.

  1. Синтетические полимеры

Полимерные материалыпопадают в оду в виде мусорной упаковочной тары (банки, коробки, пакеты и т. п.). Большинство таких изделий не поддается биохимическому разложению, и потому они загрязняют экосистемы сколько угодно долго. Описаны случаи гибели тюленей вследствие удушения полиэтиленовыми пакетами, плавающими в воде, которые животные принимали, по-видимому, за медуз – свой излюбленный корм.

  1. Нефть

Приводит к нарушению физиологической активности у гидробионтов, возникновению болезней, вызванных попаданием в организм углеводородов.

В водоемах нефть скапливается первоначально в поверхностной пленке, однако затем при перемешивании воды образуется устойчивая эмульсия в толще воды, которая частично растворяется и оседает на дно.

Прочитать стихотворение, продемонстрировать видеоматериал.

Убийство.

Напрягся порт и выплюнул мазут –

И море застонало, содрогнулось.

Закашлялось на несколько минут…

А пристань равнодушно ухмыльнулась.

Отравленная темная волна

О мол разбилась с яростною силой.

Неистовые чайки до темна

Роняли в море перья, как в могилу.

Всю ночь вода дышала тяжело.

Всю ночь рыдало безутешно море…

Когда же утро, наконец, пришло,

Оно умолкло, черное от горя.

Потом явились люди на причал.

Они хотели, чтобы море пело

О радости, чтоб светлый гимн звучал,

И море клокотало и кипело.

И чтоб вода, сверкая словно ром

В хрустальной чаше, пенилось от страсти.

Чтоб море, как красивый светлый дом

Им говорило о любви и счастье.

Но море онемело, и волна,

Что лишь недавно пела и смеялась,

Черна была как рана и страшна.

Отрава же ползла и разливалась…

И людям стало ясно, что пришел

Конец чудесным рыбам и дельфинам,

Что будет их последний час тяжел

И не спасти их сумрачным глубинам.

Что день наступит, и тяжелый смог

Опустится на берег обреченный,

И море, испустив последний вздох,

Затихнет навсегда под пеной черной…

Петя Дубарова


^ Сельскохозяйственное загрязнение связано с попаданием в почву ядохимикатов и удобрений, а также загрязнением почвы и воды отходами ферм.




Минеральные удобрения

Наиболее распространены азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения. Из них главными загрязнителями подземных вод являются нитраты. В настоящий момент грунтовые воды, находящиеся под чрезмерно удобряемой почвой, содержат нитраты в концентрациях более 1000 мг/л. Это гораздо больше нормы и может быть опасно для человека. Нитраты усваиваемые растениями, которые мы в свою очередь употребляем в пищу, в больших количествах могут вызвать сильное отравление. Нерациональное использование минеральных удобрений может вызвать эрозию почв. Кроме того минеральные удобрения могут с подземными водами попасть в водоемы и вызвать их заболачивание.

^ Загрязнение пестицидами

Еще одним из наиболее опасных видов сельскохозяйственных загрязнителей являются пестициды. Большая часть пестицидов и продуктов их разложения - это яды, которые пагубно влияют на большинство живых организмов. Они могут вызывать их заболевания, а иногда и гибель. Например пестицид ДДТ, которым травили долгое время все и вся, чуть не привел к вымиранию многих видов птиц, у которых перестала образовываться скорлупа. Довольно сильное влияние он оказывает и на организм человека.

^ Животноводческие комплексы

По степени воздействия на окружающую среду, влияние крупных животноводческих комплексов соизмеримо с влиянием промышленных объектов. Отходы животноводства являются источником химического загрязнения почвы и воды. В первую очередь это органические вещества: мочевина, фенолы, медицинские препараты, добавляемые в корм, и т.д. В стоках содержатся и неорганические вещества: соединения азота, фосфора, калия, цинка, марганца, меди, кобальта и др. Кроме того, там присутствуют и патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания как животных, так и человека.
Стоки животноводческих комплексов загрязняют как подземные, так и поверхностные воды. Загрязнение подземных вод происходит в результате фильтрации из навозохранилищ, а также в случае внесения в почву доз навозной жижи. Это вызывает серьезную тревогу, т.к. подземные воды питают колодцы, водозаборы, сообщаются с открытыми водоемами.



Похожие:

Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) icon«Глобальные проблемы современности». Аннотация
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества Занятие состоит из двух частей информативной и практической. Данный материал...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconИзучаем глобальные экологические проблемы
Открытый урок затрагивает одну из важнейших и актуальных тем современного мира: «Глобальные экологические проблемы». Особенность...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconКонспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я. Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития»
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Глобальные проблемы человечества»
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconТема: Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
Перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconКонспект интегрированного урока. Тема «Экологические проблемы Астраханской области»
Авторы: учитель русского языка и литературы Левашова И. А. и учитель биологии Живчикова Н. А
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconУрок (6 класс) «Основы экологии. Экологические факторы»
Цель урока: первое знакомство с понятиями – экология, экологические факторы; развитие умений наблюдать за природными явлениями, анализировать...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconУрок по экологии и географии на тему «Экологические проблемы» в 10 и 11 классах по технологии мастерских
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconУрок по познанию мира во 2 «В» классе Тема : «Значение воздуха»
Цели: Расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека. Выделить экологические проблемы, формировать...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconТема: «Вода»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
Конспект урока по экологии в 10-м классе. Тема. Тема: «О чём плачет Земля?» (Глобальные экологические проблемы современности) iconСтатьи Минаев А. А
Экологические проблемы индустриальных мегаполисов: тр. IV междунар науч практ конф., 5-7 июня 2007г./ Моск гос ун-т инженерной экологии,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами