|
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Болотниково Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» ![]() Автор методической разработки: Самойлина Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с. Болотниково 2012-2013 учебный год Открытый урок по творчеству П.П. Бажова в 5 классе ( сказ П.П. Бажова «Каменный цветок») Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства». Цели урока: 1. Раскрыть тайну каменного цветка. 2.Убедиться в том, что мастер и мастерство - главные герои бажовских сказов. ( мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства.) 3. Понять в чем различие сказок и сказов. 4. Воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям, хранителям красоты. Ход урока: Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся карточки (вопросы и задания), учебный фильм о жизни и творчестве П.П.Бажова, отрывок из кинофильма «Каменный цветок», рисунки детей, выставка книг «Сказы Бажова» ^
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычный - открытый урок. Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, но не волнуйтесь, а подарите свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Пропуском на наш урок должны быть добрые сердца и красивые милые улыбки на лицах. - Ну вот, какие вы у меня красивые – вот она чудодейственная сила доброты. И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте, о красоте, о трудолюбии и таланте, мастерстве. ^ Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства». СЛАЙД 1 Сегодня мы побываем на родине писателя, окунёмся волшебный мир сказов Бажова, попытаемся раскрыть тайну каменного цветка, поговорим о судьбе Данилы и попробуем понять, в чем различие сказок и сказов. СЛАЙД 2 Дома вы должны были прочитать сказ «Каменный цветок», а также были творческие и индивидуальные задания. Ну что же все готовы? Тогда приступаем, надеюсь, будет интересно и всё у нас получится. « В некотором царстве, Слайд 3, в некотором государстве Слайд 4 жил-был добрый волшебник. Слайд 5 У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза»… Быт Уральский отразил, СЛАЙД 6 - 7 Мастерство изобразил, СЛАЙД 8 Он земли услышал зов, СЛАЙ 9-10 Кто сей добрый волшебник? ^ На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым, добрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: на Урале, в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. А давайте посмотрим фильм о жизни и творчестве писателя. СЛАЙД12 А потом мы поделимся впечатлениями об услышанном и увиденном в нём. ^ «Что удивило? Что показалось интересным?»
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых люди искали объяснение земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. П.П.Бажов родился, вырос и долго жил на Урале. Своими сказами он открыл миру уральский быт, легенды и язык народа, показал неисчерпаемые богатства земли уральской Я узнал, что такое малахит? . Это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией ярко-зеленый камень. У сказки и сказа много общего, но есть и различия - Хорошо, ребята. Молодцы. Вот об этом давайте и поговорим.
В самом деле, сказы отличаются от сказки. -Заметили ли вы это отличие? В чем же оно? Ермошина Оля получила у нас задание сравнить сказку и сказ (элементы исследования) Сказка Сказ 1.Есть традиционный зачин. 1.Зачина нет 2. Нет образа рассказчика 2.Слышится голос рассказчика 3. Волшебные герои или добрые, или злые 3.Нет деления на добрых и злых (чудеса объясняют Непонятные явления природы 4. Чтобы произошло волшебство, герою надо 4.Волшебная сила присуща героям изначально произнести заклинания 5. Не имеют реальной основы 5.Люди верят в события, происходящие с ними Сказ - это литературный жанр, в основе которого лежит истинное происшествие. (запись в тетрадях) СЛАЙД 13 В сказах Бажова присутствует дедушка Слышко, его устами и ведется рассказ. Рассказчик выступает как человек бывалый, знающий все тонкости горных профессий, он сочувствует труженикам, восхищается мастерством камнерезов и рукодельниц, мечтает о красоте. Его отношение к событиям и героям всегда чувствуется в повествовании и придает ему особую достоверность.
В самом названии сказа «Каменный цветок» совмещено несовместимое. Как это цветок – нежный, душистый, красивый – может быть каменным? Как вы себе представляете каменный цветок? Дома вы должны были нарисовать его. Под музыку дети прикрепляют рисунки на доске с помощью магнита (песня «Волшебный цветок») Посмотрим на ваши рисунки. Трудно было нарисовать? А придумать? Насколько труднее было Даниле и почему? - Что такое, по-вашему, талант, мастерство? -Что, кроме таланта, нужно настоящему мастеру? - Ребята, кем стал Данило? Выстройте мне цепочку, показывая рост Данилушки. ^ -Что же значит мастер? Мастерство? Я приготовила вам значение этого слова по словарю. СЛАЙД 16 МАСТЕР. 1. Квалифицированный работник в какой–н. производственной области. 2. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле. 3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого–н. производства. 4.. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что–н., мастак. ^ — посл. о том, что дело ладится в умелых руках. Данило и Прокопьич были камнерезами. Труд камнерезов нелегкий, кропотливый. - Много ли было среди камнерезов мастеров высокого класса? Почему вы так думаете? («У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а столько он над ней сидит!»), быстро отнимает здоровье и силы («...кругом в этом деле худо. Присадочный вар готовить — пыли не продохнешь, щебенку колотить — глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить — парами задушит»), оттого быстро стареют мастера, «зелень» в глазах их проглядывать начинает, болеют и умирают. Однако есть и радость творчества в этом «мешкотном» деле. Большинство жителей уральских поселков заняты камнем: кто добывает его, кто обрабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много — больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценится особенно высоко. - Разве могут быть целые армии настоящих художников? Нет. ^ Вот потому-то и был на виду мастер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог». СЛАЙД 17 - Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? (Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастера Только не держались у него ученики. - Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то? (Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у него с рывка да с тычка». Но, вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого «глаз... неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.) - Только Данило Недокормыш пришелся ему по душе. - Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Что подчеркивает Бажов в его характере? ^ (Данилко сироткой круглой был. Годов 12-ти. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Взяли его сначала в казачки при господском доме. Но он был «тихоходом» И в подпаски он не годился- потеряли коров, зато и наказание было. Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает а листок широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили...») - Бажов подчеркивает в своем герое поэтичность, умение видеть красоту. - Почему приказчик после этого случая решил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу? Необыкновенное терпение, волю и мужество проявил Данилка в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот парнишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье. - Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравился старому мастеру новый ученик. Чем? (Прокопьич сразу увидел, что у него зоркий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту камнереза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.) ( Так как Данилушка пришел к Прокопьичу худеньким, он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье («С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, отрава — живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к делу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству... присматривался». (Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.) - Как бы Прокопьич не пытался уберечь своего названого сына от тяжелого труда, ему это не удалось. Ведь оба они были крепостными. Прознали про сноровку и умение Данилушки. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша. СЛАЙД 18 – Найдите в тексте, как работает Данило над барской чашей, а – над своей 1 - «Одно ему не по нраву — трудности много, а красоты ровно и нет». (Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.) В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, которая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?..» Важно для Данилы в его изделиях? не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. Он хочет сделать такое изделие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость. СЛАЙД 19 2 ( «Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки — все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит — живой цветок-от хоть рукой пощупать». Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел — тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки — как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял».) - Где он старается найти образ чаши? (Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дурман-цветка.) - Почему не получилась у Данилы дурман-чаша? Ведь и в лес, и на покосы он ходил, и над чашей подолгу сидел, придумывал, как бы поправить, лучше сделать. «Видно, не подняться мне выше-то, не поймать силу камня»- говорит он. (Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему частику самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), остается только подражанием и не несет души.) - Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок? (старые мастера рассказали о волшебном цветке) - Что означало увидеть каменный цветок? ( понять секрет красоты) Вывод: талант тянется к красоте; своеобразна красота каменного цветка, но даже в нем должна быть душа. - Кто помогает ему в осуществлении замысла? (Медной горы Хозяйка, которая подарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...») СЛАЙД 20 Давайте прослушаем диалог Данилы и Хозяйки медной горы. - Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша? - Не вышла, - отвечает. - А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям. - Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок. - Показать-то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь. - Не отпустишь из горы? - Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются. - Покажи, сделай милость! Она еще его уговаривала: - Может, еще попытаешь сам добиться! - Про Прокопьича тоже помянула: - Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. - Про невесту напомнила: - Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь. - Знаю я, - кричит Данилушко, - а только без цветка мне жизни нет. Покажи! - Когда так, - говорит, - пойдем, Данило-мастер, в мой сад… - Ну, Данило-мастер, поглядел? - спрашивает Хозяйка. - Не найдешь, - отвечает Данилушко, - камня, чтобы так-то сделать. - Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. - Сказала и рукой махнула. -Так какой же он каменный цветок? ( просмотр фрагмента из кинофильма «Каменный цветок») - Почему Хозяйка отказывается дать ему камень? Хозяйка Медной горы приходит на помощь Даниле, так как знает о его муках творчества, но в то же время она хочет сказать ему, что дорогу к совершенству надо искать самому. Потому-то и отказывается она второй раз дать Даниле камень. Она предостерегает мастера о возможности остаться в горе, так как все. кто видел красоту каменного сада, остаются здесь, напоминает о Прокопьиче, о Кате — она полна сочувствия к Даниле-мастеру. Данило же одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета. Мы видим его здесь как художника-творца, неудовлетворенного своим искусством и стремящегося к совершенству. -Как себя чувствует Данило после посещения каменного леса? «Ровно на похоронах» (Он словно похоронил свое мастерство, которое оказалось бессильным превзойти природу.) -Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул - только плюнул в середину? Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств. Ушел Данило. « Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.» В горе он надеялся освоить тайны настоящего камнерезного искусства. Для всех Данило будто умер. Он исчез, но на самом деле мы знаем, что он в горе у Хозяйки Медной горы познает секреты красоты. Почему мастер Данило, вернувшись от Хозяйки и являясь лучшим мастером, все-таки продолжал задумываться? Как вы думаете, о чем ? (Вероятно, он пытался вспомнить о том, что видел в горе — о совершенстве и красоте камня. И это рисует его нам как настоящего мастера, который никогда не останавливается на достигнутом и мечтает подняться на новую ступень мастерства.) - Ребята, так какой вывод напрашивается: Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет не только в точности повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через нее мысль или чувство. Об этом говорит пример Данилы. В Данилушкиной душе живет стремление к гармонии и совершенству: «Вот мне и припало желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Но Данила- крепостной, а потому не имеет свободы в творческом труде. Но любовь к искусству, к труду оказывается сильнее ударов судьбы, и, несмотря ни на что. красоте суждено жить. Итак, сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер»- это сказы о мастере Даниле и его мастерстве, об искусстве и жизни, труде и доброте. Бажов поэтизирует труд, который способен подарить людям глубокие и сильные переживания, чувство взлета. -О чем нам надо задуматься? Красота живет в нас и вокруг нас, не все ее способны увидеть. Но кто увидит и сумеет воссоздать, тот становится настоящим художником и хранителем ее. Благодаря ему, мы видим тихую красоту полевого цветка, нежные капли росы на листке репейника, сверкающие блики солнца в жестких лакированных крылышках жучка... И мир нам кажется необыкновенно прекрасным и бесконечно разнообразным... Д/З:
Оценки. |
![]() | Урок русского языка в 3 классе Тема: Состав слова Активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения | ![]() | Презентация по творчеству И. С. Тургенева. (Класс поделен на 3 команды) Цель урока : Проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева |
![]() | Урок по литературе в 8 б классе Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина Учителя Русского языка Цели: совершенствовать умения и навыки обсуждения вариантов проделанной работы, актуализировать понятие «хлестаковщина» и соотнести... | ![]() | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага: прошлое и настоящее» Триединая задача нод: Образовательные задачи Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству |
![]() | Презентация по творчеству А. М. Гликберга; песня «Только от жизни собачей…» Эпиграф урока «Я умею думать и это самое главное» ... | ![]() | Лекция Модуль I. Тема I. Каменный век на территории Казахстана Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно –... |
![]() | Урок обобщение по теме «Цветок-генеративный орган растения» Основные методы и приёмы: «Синквейн», «Микрофон», работа в группах, игра, домашняя заготовка | ![]() | Урок биологии «Его величество корень» Эпиграф урока: «Как ни тонок, неприметен под землею корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак) |
![]() | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага: прошлое и настоящее» ... | ![]() | Краткое содержание маршрута Стоимость Троицкий мост, Андреевский мост, Сити-мост, Большой Каменный мост, Москворецкий мост, Бородинский мост, Поклонная гора, Манеж, Театральная... |