Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема icon

Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема



НазваниеУрок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок



Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Болотниково


Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района

Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»





Автор методической разработки:

Самойлина Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ с. Болотниково


2012-2013 учебный год


Открытый урок по творчеству П.П. Бажова в 5 классе

( сказ П.П. Бажова «Каменный цветок»)


Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».


Цели урока:

1. Раскрыть тайну каменного цветка.

2.Убедиться в том, что мастер и мастерство - главные герои бажовских сказов.

( мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства.)

3. Понять в чем различие сказок и сказов.

4. Воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым

людям, хранителям красоты.

Ход урока:

Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся карточки (вопросы и задания), учебный фильм о жизни и творчестве П.П.Бажова, отрывок из кинофильма «Каменный цветок», рисунки детей, выставка книг «Сказы Бажова»

^ Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычный - открытый урок.  Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, но не волнуйтесь, а подарите  свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Пропуском на наш урок должны быть добрые сердца и красивые милые улыбки на лицах.

- Ну вот, какие вы у меня красивые – вот она чудодейственная сила доброты.

И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте, о красоте, о трудолюбии и таланте, мастерстве.

^ Открываем тетради и записываем тему урока.

Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства». СЛАЙД 1

Сегодня мы побываем на родине писателя, окунёмся волшебный мир сказов Бажова, попытаемся раскрыть тайну каменного цветка, поговорим о судьбе Данилы и попробуем понять, в чем различие сказок и сказов. СЛАЙД 2

Дома вы должны были прочитать сказ «Каменный цветок», а также были творческие и индивидуальные задания.

Ну что же все готовы? Тогда приступаем, надеюсь, будет интересно и всё у нас получится.


« В некотором царстве, Слайд 3, в некотором государстве Слайд 4 жил-был добрый волшебник. Слайд 5

У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза»…

Быт Уральский отразил, СЛАЙД 6 - 7

Мастерство изобразил, СЛАЙД 8

Он земли услышал зов, СЛАЙ 9-10

Кто сей добрый волшебник?


^ Б А Ж О В СЛАЙД 11


На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым, добрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах:

на Урале, в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. А давайте посмотрим фильм о жизни и творчестве писателя. СЛАЙД12


А потом мы поделимся впечатлениями об услышанном и увиденном в нём.

^ Обмен впечатлениями

«Что удивило? Что показалось интересным?»

  1. Беседа о жизни и творчестве писателя

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых люди искали объяснение земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

П.П.Бажов родился, вырос и долго жил на Урале.

Своими сказами он открыл миру уральский быт, легенды и язык народа, показал неисчерпаемые богатства земли уральской

Я узнал, что такое малахит? . Это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией ярко-зеленый камень.

У сказки и сказа много общего, но есть и различия


- Хорошо, ребята. Молодцы. Вот об этом давайте и поговорим.


  1. Отличие сказок от сказов

В самом деле, сказы отличаются от сказки.

-Заметили ли вы это отличие? В чем же оно? Ермошина Оля получила у нас задание сравнить сказку и сказ (элементы исследования)


Сказка Сказ

1.Есть традиционный зачин. 1.Зачина нет

2. Нет образа рассказчика 2.Слышится голос рассказчика

3. Волшебные герои или добрые, или злые 3.Нет деления на добрых и злых (чудеса объясняют

Непонятные явления природы

4. Чтобы произошло волшебство, герою надо 4.Волшебная сила присуща героям изначально

произнести заклинания

5. Не имеют реальной основы 5.Люди верят в события, происходящие с ними

Сказ - это литературный жанр, в основе которого лежит истинное происшествие. (запись в тетрадях)

СЛАЙД 13

В сказах Бажова присутствует дедушка Слышко, его устами и ведется рассказ. Рас­сказчик выступает как человек бывалый, зна­ющий все тонкости горных профессий, он сочувствует труженикам, восхищается мас­терством камнерезов и рукодельниц, мечта­ет о красоте. Его отношение к событиям и героям всегда чувствуется в повествовании и придает ему особую достоверность.

  1. Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок» СЛАЙД 14


В самом названии сказа «Каменный цветок» совмещено несовместимое. Как это цветок – нежный, душистый, красивый – может быть каменным?

Как вы себе представляете каменный цветок? Дома вы должны были нарисовать его. Под музыку дети прикрепляют рисунки на доске с помощью магнита (песня «Волшебный цветок»)

Посмотрим на ваши рисунки. Трудно было нарисовать? А придумать? Насколько труднее было Даниле и почему?

- Что такое, по-вашему, талант, мастерство?

-Что, кроме таланта, нужно настоящему мастеру?

- Ребята, кем стал Данило? Выстройте мне цепочку, показывая рост Данилушки.


^ Данилка Недокормыш – Данилко – Данило – Данило-мастер СЛАЙД 15


-Что же значит мастер? Мастерство?

Я приготовила вам значение этого слова по словарю. СЛАЙД 16


МАСТЕР.

1. Квалифицированный работник в какой–н. производственной области.

2. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого–н. производства.

4.. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что–н., мастак.

  ^ Дело мастера боится — посл. о том, что дело ладится в умелых руках.


Данило и Прокопьич были камнерезами. Труд камнерезов нелегкий, кропотливый.


- Мно­го ли было среди камнерезов мастеров вы­сокого класса? Почему вы так думаете?

(«У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а столько он над ней сидит!»), быстро отни­мает здоровье и силы («...кругом в этом де­ле худо. Присадочный вар готовить — пыли не продохнешь, щебенку колотить — глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить — парами задушит»), оттого бы­стро стареют мастера, «зелень» в глазах их проглядывать начинает, болеют и умирают. Однако есть и радость творчества в этом «мешкотном» деле. Большинство жителей уральских посел­ков заняты камнем: кто добывает его, кто об­рабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много — больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценит­ся особенно высоко.


- Разве могут быть целые армии настоящих ху­дожников?

Нет. ^ Это люди одаренные, талантливые, мастера своего дела.

Вот потому-то и был на виду ма­стер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог». СЛАЙД 17


- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? (Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастера Только не держались у него ученики.


- По­чему? Дело было только в том, что Прокопь­ич не умел их учить, или еще в чем-то?


(Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у не­го с рывка да с тычка». Но, вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого «глаз... неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.)


- Только Данило Недокормыш пришелся ему по душе.

- Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Что подчерки­вает Бажов в его характере?


^ Образ Данилы –мастера в сказе (по вопросам готовил задание Тюрин Никита)


(Данилко сироткой круглой был. Годов 12-ти. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.

Взяли его сначала в казачки при господском доме. Но он был «тихоходом»

И в подпаски он не годился- потеряли коров, зато и наказание было.

Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает а ли­сток широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сей­час выкрасили...»)


- Бажов подчеркивает в сво­ем герое поэтичность, умение видеть красоту.


- Почему приказчик после этого случая ре­шил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу?


Необыкновенное терпение, волю и муже­ство проявил Данилка в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот пар­нишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.


- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравил­ся старому мастеру новый ученик. Чем?


(Прокопьич сразу увидел, что у него зор­кий и точный взгляд художника: ведь маль­чик, только подойдя к рабочему месту камне­реза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.)


( Так как Данилушка пришел к Прокопьичу худеньким, он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье («С его ли здоровь­ишком нашему мастерству учиться. Пыль, от­рава — живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к де­лу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству... присматривался».

(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.)


- Как бы Прокопьич не пытался уберечь своего названого сына от тяжелого труда, ему это не удалось. Ведь оба они были крепостными. Прознали про сноровку и умение Данилушки.

Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша.

СЛАЙД 18


– Найдите в тексте, как работает Данило над барской чашей, а

– над своей

1 - «Одно ему не по нраву — трудности много, а красо­ты ровно и нет».

(Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.)

В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, ко­торая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ров­но, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонь­кий, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?..»

Важно для Данилы в его изделиях? не сложность, удивляющая других, а красо­та, которой будет радоваться сердце.

Он хочет сделать такое из­делие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость. СЛАЙД 19

2 ( «Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки — все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то го­ворит — живой цветок-от хоть рукой пощу­пать».

Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел — тут заколодило. Стебелек вы­точил, боковые листики тонехоньки — как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял».)


- Где он старается найти образ чаши?

(Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дур­ман-цветка.)


- Почему не получилась у Данилы дурман-чаша? Ведь и в лес, и на покосы он ходил, и над чашей подолгу сидел, придумывал, как бы поправить, лучше сделать. «Видно, не подняться мне выше-то, не поймать силу камня»- говорит он.


(Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему части­ку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), остается только подражанием и не несет души.)


- Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок?

(старые мастера рассказали о волшебном цветке)

- Что означало увидеть каменный цветок?

( понять секрет красоты)


Вывод: талант тянется к красоте;

своеобразна красота каменного цветка, но даже в нем должна быть душа.


- Кто помогает ему в осуществлении за­мысла? (Медной горы Хозяйка, которая по­дарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...») СЛАЙД 20


Давайте прослушаем диалог Данилы и Хозяйки медной горы.

- Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

- Не вышла, - отвечает.

- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

- Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи

каменный цветок.

- Показать-то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь.

- Не отпустишь из горы?

- Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

- Покажи, сделай милость! Она еще его уговаривала:

- Может, еще попытаешь сам добиться! - Про Прокопьича тоже помянула: -

Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. - Про невесту

напомнила: - Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

- Знаю я, - кричит Данилушко, - а только без цветка мне жизни нет.

Покажи!

- Когда так, - говорит, - пойдем, Данило-мастер, в мой сад…


- Ну, Данило-мастер, поглядел? - спрашивает Хозяйка.

- Не найдешь, - отвечает Данилушко, - камня, чтобы так-то сделать.

- Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. -

Сказала и рукой махнула.


-Так какой же он каменный цветок? ( просмотр фрагмента из кинофильма «Каменный цветок»)


- Поче­му Хозяйка отказывается дать ему камень?


Хозяйка Медной горы приходит на помощь Даниле, так как знает о его муках творчества, но в то же время она хочет сказать ему, что дорогу к совершенству надо искать самому. Потому-то и отказывается она второй раз дать Даниле камень. Она предостерегает мастера о возможности остаться в горе, так как все. кто видел красоту каменного сада, остаются здесь, напоминает о Прокопьиче, о Кате — она полна сочувствия к Даниле-мастеру.

Данило же одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета. Мы видим его здесь как художника-творца, неудовлетворенного своим искусством и стремящегося к совер­шенству.

-Как себя чувствует Данило после посещения каменного леса?


«Ровно на похоронах» (Он словно похоронил свое ма­стерство, которое оказалось бессильным превзойти природу.)


-Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул - только плюнул в середину?


Данило решил, что он еще ничего не до­стиг, собственная работа, в которую он вкла­дывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою не­удачную чашу, будто уничтожает свое несо­вершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств.


Ушел Данило. « Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.»

В горе он надеялся освоить тайны насто­ящего камнерезного искусства.

Для всех Данило будто умер. Он исчез, но на самом деле мы знаем, что он в горе у Хозяйки Медной горы познает се­креты красоты.


Почему мастер Данило, вернувшись от Хозяйки и являясь лучшим мастером, все-та­ки продолжал задумываться? Как вы думае­те, о чем ?

(Ве­роятно, он пытался вспомнить о том, что ви­дел в горе — о совершенстве и красоте кам­ня. И это рисует его нам как настоящего ма­стера, который никогда не останавливается на достигнутом и мечтает подняться на но­вую ступень мастерства.)


- Ребята, так какой вывод напрашивается:


Красота подвластна лишь настоящему ху­дожнику, который умеет не только в точности повторить живую натуру, но внести в эту нату­ру свой взгляд, выразить через нее мысль или чувство. Об этом говорит пример Данилы. В Данилушкиной душе живет стремление к гармонии и совершенству: «Вот мне и при­пало желанье так сделать, чтобы полную си­лу камня самому поглядеть и людям пока­зать».

Но Данила- крепостной, а по­тому не имеет свободы в творческом труде. Но любовь к искусству, к труду оказывается сильнее ударов судьбы, и, несмотря ни на что. красоте суждено жить.

Итак, сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер»- это сказы о мастере Даниле и его мастерстве, об искусстве и жизни, труде и доброте. Бажов поэтизи­рует труд, который способен подарить лю­дям глубокие и сильные переживания, чувст­во взлета.


-О чем нам надо задуматься?


Красота живет в нас и вокруг нас, не все ее способны увидеть. Но кто увидит и суме­ет воссоздать, тот становится настоящим ху­дожником и хранителем ее. Благодаря ему, мы видим тихую красоту полевого цветка, нежные капли росы на листке репейника, сверкающие блики солнца в жестких лакиро­ванных крылышках жучка... И мир нам кажет­ся необыкновенно прекрасным и бесконечно разнообразным...

Д/З:

  1. Подготовьте подробный пересказ отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок» ( на выбор).

  2. Стр. 109 – 111 вопросы и задания

Оценки.



Похожие:

Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Состав слова
Активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconПрезентация по творчеству И. С. Тургенева. (Класс поделен на 3 команды)
Цель урока : Проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconУрок по литературе в 8 б классе Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина Учителя Русского языка
Цели: совершенствовать умения и навыки обсуждения вариантов проделанной работы, актуализировать понятие «хлестаковщина» и соотнести...
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconНепосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага: прошлое и настоящее» Триединая задача нод: Образовательные задачи
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconПрезентация по творчеству А. М. Гликберга; песня «Только от жизни собачей…» Эпиграф урока «Я умею думать и это самое главное»
...
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconЛекция Модуль I. Тема I. Каменный век на территории Казахстана
Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно –...
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconУрок обобщение по теме «Цветок-генеративный орган растения»
Основные методы и приёмы: «Синквейн», «Микрофон», работа в группах, игра, домашняя заготовка
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconУрок биологии «Его величество корень»
Эпиграф урока: «Как ни тонок, неприметен под землею корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак)
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconНепосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага: прошлое и настоящее»
...
Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема iconКраткое содержание маршрута Стоимость
Троицкий мост, Андреевский мост, Сити-мост, Большой Каменный мост, Москворецкий мост, Бородинский мост, Поклонная гора, Манеж, Театральная...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами