Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» icon

Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс»



НазваниеУрок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Локшина Анна Михайловна

к.г.н., учитель географии, ГОУ Гимназия № 1522, г. Москва

Урок по теме «Движения земной коры»

Курс «Начальный курс географии. 6 класс»

Цель урока: сформировать представление о движениях в земной коре.

Задачи:

  1. сформировать понятия «землетрясение», «очаг», «эпицентр», «сейсмические пояса», «цунами», «горст», «грабен», «сброс», «всброс», «антиклиналь», «синклиналь»;

  2. сформировать представление об основных типах залегания горных пород;

  3. формирование умения заполнять выделять главное из текста и устного рассказа для написания конспектов и заполнения таблиц.

^ Основные термины и понятия: «землетрясение», «очаг», «эпицентр», «сейсмические пояса», «цунами», «горст», «грабен», «сброс», «всброс», «антиклиналь», «синклиналь»

Оборудование: презентация урока, демонстрируемая на интерактивной доске (включает в себя схемы, рисунки, фото), атлас по географии 6 класс

^ Тип урока: изучение новой темы

Используемая литература:

  1. Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс, М.: Дрофа, 2005

  2. Нагорная И.И. География. 6 класс. Поурочные планы, Волгоград: Учитель, 2008

  3. Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. Планета Земля: методические рекомендации, М.: Просвещение, 2008

^ Ход урока

№№ слайда

Описание

Слайд № 1

Добрый день! Сегодня мы с вами будем изучать процессы, которые происходят в земной коре.

Слайд № 2

Для начала вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке.

Какие виды горных пород вы знаете?

В чем особенность их формирования?

Определите, какие горные породы относятся к магматическим излившимся, а какие к магматическим глубинным горным породам.

Слайд № 3

Определите, какие горные породы относятся к метаморфическим, а какие к осадочным горным породам.

Слайд № 4

А теперь переходим к изучению новой темы. В природе существует много процессов, над которыми человек безвластен. Часть этих процессов безопасны для людей, а другие могут приносить беду: сильнейшие разрушения, изменения рельефа и даже гибель людей. На фотографиях вы видите последствия таких процессов.

Как вы думаете, что вызвало эти разрушения?

Слайд № 5

На карте, которую вы видите, показаны все землетрясения, которые происходили 27 января 2010 года. Внутри нашей планеты происходят постоянные движения, которые вызывают сдвиги земной коры и, как следствия, землетрясения. Некоторые из них очень сильные, другие практически не заметны для человека и их могут фиксировать только специальные приборы.

^ Какую закономерность мы можем увидеть на этой карте?

Возможные ответы: землетрясения сконцентрированы в одних и тех же зонах; на стыке континентов и океанов; есть территории, где не было ни одного землетрясения и т.д.

^ Сравните эту карту с картой в атласе на стр. 27

Посмотрите, выделяется ли на карте зона землетрясения на Гаити, которое произошло 12 января 2010 года?

Слайд № 6

По ходу урока мы с вами будем заполнять таблицу «Движения земной коры»

Тип движения земной коры

признаки движения

причина движения

последствия




Слайд № 7

Записываем определения «Землетрясение», «Очаг землетрясения» и «Эпицентр землетрясения»

Слайд № 8

Волны от очага землетрясения распространяются во все стороны. Принцип распространения схож с тем, что происходит в воде, когда вы бросаете в воду камень. От места, куда вы попали камнем начинают распространяться кольцеобразные волны. То же самое происходит внутри Земли. Чем ближе к очагу землетрясения, тем колебания земной коры ощущаются сильнее, чем дальше, тем они становятся менее заметными.

Слайд № 9

На нашей планете существует специальная служба, которая контролирует и регистрирует все движения земной коры - сейсмическая. Наука, которая изучает землетрясения, называется сейсмология. Прибор, который фиксирует колебания земной коры, называется сейсмограф.

По мощности все землетрясения оцениваются по шкале от 1 балла (слабые колебания) до 12 балов (катастрофические)

Слайд № 10

Как мы с вами уже видели, все землетрясения сконцентрированы в одних и тех районах, которые называются сейсмические пояса. На Земле выделяют 3 наиболее крупных сейсмических пояса:

  1. Тихоокеанский

  2. Средиземноморско-азиатский

  3. Монголо-Байкальский

К какому сейсмическому поясу относится остров Гаити?

Слайд № 11

А что же происходит, если землетрясение произошло в океане? Опасно ли оно для человечества?

Если землетрясение происходит под водой, то колебания земной коры вызывают и колебаний воды, что вызывает образование сильнейших волн – цунами. Эти волны от эпицентра землетрясения начинают распространяться во все стороны и постепенно набирают все большую силу. В момент столкновения с континентами или островами высота и мощность волн может быть огромной и не менее разрушительной, чем само землетрясение. 26 декабря 2004 года к берегам Индонезии подошла огромная волна, вызванная землетрясением 7,7 балла. Она разрушила огромное количество поселков и городов и унесла жизни около 200000 человек.

Слайд № 12

А теперь рассмотрим другие виды движения земной коры – медленные. Это движения, которые могут происходить десятки, сотни, тысячи и даже миллионы лет. Движения земной коры могут быть как горизонтальными, так и вертикальными.

В результате этих движений постепенно образуются новые формы рельефа, меняется структура залегания горных пород.

1. Если на неизмененный пласт земной коры оказывается давление, то образуются складки и возникают возвышенности, горы и другие вертикальные формы рельефа

2. Если неизмененный пласт земной коры растягивается в разные стороны (например, литосферные плиты расходятся в противоположные стороны), то возникают понижения (овраги, низменности и т.д.)

3. В случае горизонтальных сдвигов могут образовываться разные формы рельефа

Слайд № 13

При вертикальных движениях земной коры могут происходить вертикальные разломы (если горные породы твердые и не пластичные) или образовываться складки (если горные породы пластичные и поддаются изменению).

^ Сброс – смещение пород вниз. В этом случае образуется грабен (участок земной коры, опущенный по крутым, нередко вертикальным разрывам).

Всброс – смещение пород вверх. Последствием всброса является образование горста – участка земной коры, приподнятого относительно соседних участков.

В случае если горные породы не разрываются при вертикальном смещении, то образуется складчатое залегание.

Антиклиналь – положительные складки

Синклиналь – отрицательные складки

Слайд № 14

В природе все изученные нами формы залегания редко встречаются в неизменном виде. Разные виды могут соседствовать друг с другом, переплетаться и т.д. Поэтому выделят 3 основных типа залегания горных пород:

1. складчатый

2. глыбовый

3. складчато-глыбовый

Слайд № 15

Домашнее задание.

  1. Читать § 18

  2. Заполнить таблицу «Движения земной коры»

  3. В контурной карте указать сейсмические пояса, а также обозначить землетрясение на Гаити



Похожие:

Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconУрок природоведения в 5-м классе по теме: "Литосфера"
Изучить особенности строения земной коры на материках и океанах, способы и необходимость изучения земной коры
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconРазработка урока по теме «Ветер»
«Начальный курс географии» 6 кл. /Авт. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2003
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconИспользование кейс-технологии на уроках географии
Учебник. Учебник «Начальный курс географии» под редакцией Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. (М.: Дрофа, 2010г.)
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconЛиния классических учебников по географии: 1 Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, «Начальный курс географии»
Материал учебника обновлен в соответствии с последними тенденциями в школьной географии. Произошло сокращение часов по данному предмету...
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconУрок на тему : «Строение земной коры. Горные породы и минералы»
Образовательные: ввести понятия «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы, рассмотреть строение земной коры
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconРусский язык пояснительная записка
Начальный курс русского языка – важнейший курс школьной программы, одновременно является учебным предметом и языком обучения другим...
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconПрограмма Иркутск, 7-12 июня 2010 г., Институт земной коры со ран
С. В. Рассказов, С. И. Шерман, К. Г. Леви, В. В. Ружич, В. М. Кожевников, В. А. Саньков – Институт земной коры со ран, Иркутск
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» icon«Читинский государственный университет» (ЧитГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации
Земли (её основные оболочки, особенности их выделения); строение земной коры, ёе основные слои, особенность строения земной коры...
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconОрганизация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса
Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный...
Урок по теме «Движения земной коры» Курс «Начальный курс географии. 6 класс» iconЭлективный курс "Мир туристских интересов"
Курс «Мир туристских интересов» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами