Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» icon

Урок географии на тему: «Атмосферные осадки»



НазваниеУрок географии на тему: «Атмосферные осадки»
Лукина Татьяна Александровна
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок географии на тему: «Атмосферные осадки». Слайд 1.


Автор: Лукина Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории.

Место работы: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение основная общеобразовательная школа № 6 города Советска

Регион: Калининградская область

Программы: примерная программа среднего (полного) общего образования по географии.

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: учащийся

Класс: 6 класс

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник - Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии. «Дрофа». Москва 2003г.,

География 6 класс, поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Автор-составитель И.И. Нагорная. Издательство «Учитель» Волгоград.- 2007.-168 с.

Оборудование: карты атласа для 6 класса, карта годового количества осадков (мира и России), календари погоды, иллюстрации, мультимедийный проектор, презентация.

^ Тип урока: комбинированный

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


^ Цели урока: Слайд 2.


Образовательная: Сформировать у учащихся понятие «атмосферные осадки», расширить и углубить знания об атмосферных осадках, выявить причины образования различных видов атмосферных осадков и их значение.


Развивающая: Продолжать формировать приемы чтения климатических диаграмм. Развивать умение работать с географическими картами, таблицами, анализировать, обобщать и делать выводы.


Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда.

^ Ход урока


  1. Организация класса.


II. Повторение ранее изученного материала. (фронтальный опрос) Слайд 3-4


  • Над пустыней в момент наблюдения в 1 м³ воздуха при температуре +30°С содержалось 15 г воды, а в 1 м³ воздуха над тундрой при температуре +10°С содержалось 9 г воды.

Где относительная влажность была более высокой – над тундрой или пустыней?


  • Может ли 1 м³ воздуха при температуре -10°С содержать 3 г водяного пара?

  • Почему кучевые облака образуются преимущественно в теплое время года?

  • Какие виды облаков преобладают в нашей местности

- летом? - зимой?

  • Почему летом лужи высыхают быстрее, а осенью медленнее, хотя воды в них может быть одинаковое количество?




  • Какое значение имеют облака?

III. Изучение нового материала.


  1. Атмосферные осадки. Определение и виды осадков. Слайд 5.


Атмосферные осадки — вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха на земную поверхность и различные предметы.

Виды атмосферных осадков по характеру возникновения. Слайд 6


^ АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ Слайд 7-11




Выпадающие из облаков Выделяющиеся из воздуха


  • Дождь

  • Снег

  • Град

  • Крупа

  • Морось




  1. Как образуются осадки.




  • Иней

  • Роса

  • Изморозь

  • Гололёд



Слайд 12




  • Почему осадки выпадают не из каждого облака? Как образуются осадки?

На эти вопросы мы ответим, проанализировав рис. 80 на стр. 125 учебника.

- образование капли дождя;

- образование льдинки-градинки.

  • Какой вид осадков и при каких условиях выпадает из облаков? Слайд 13

Заполнить таблицу и сделать вывод.


Предполагаемый ответ:


^ ВИД ОСАДКОВ


ДОЖДЬ


СНЕГ


ГРАД

При какой t воздуха образуются

Выше 0°С

Ниже 0°С

У поверхности земли – положительная, в облаках – ниже 0°С

^ В какое время года выпадают

Весной, летом, осенью, иногда зимой (при оттепелях)

Зимой, поздней осенью, ранней весной

летом

^ Из каких облаков выпадают

Кучево-дождевых, слоисто-дождевых

Слоистых

Кучево-дождевых


Вывод: Осадки выпадают из облаков, находящихся на разной высоте и содержащих различное количество влаги. В разное время года и при разных климатических условиях образуются атмосферные осадки – дождь, снег, град и другие.



  1. Различие осадков. (составление кластера) Слайд 14


Атмосферные осадки




По характеру По характеру По характеру

возникновения выпадения происхождения


  • По характеру возникновения Слайд 15


различают осадки жидкие и твёрдые. (беседа)

- жидкие - дождь, роса, морось Слайд 16

- твёрдые - снег, крупа, град, иней, изморозь, гололёд. Слайды 17-18


  • ^ По характеру выпадения различают осадки Слайды 19-22

- ливневые

- обложные

- моросящие


Зачем необходимо учитывать характер выпадения осадков? Слайд 23


^ Предполагаемый ответ: От характера выпадения осадков зависит, будут ли воды сбегать по поверхности и размывать рыхлые горные породы, образуя овраги. Или медленно будут просачиваться в грунт, пополняя запасы подземных вод.


  • ^ Различие осадков по происхождению. Слайды 24-27

- конвективные осадки

- фронтальные осадки

- орографические

(анализ схем образования осадков, слайды 25-27)



  1. Измерение количества атмосферных осадков. Слайд 28-29.


Словарь: осадкомер – прибор для измерения жидких атмосферных осадков

снегомерная рейка предназначена для измерения высоты и плотности снегового покрова.

(^ Беседа о приборах, при помощи которых измеряют количество выпавших осадков).


  1. Осадки нашего региона. Слайд 30


- какие виды осадков характерны для нашей местности?


^ Предполагаемый ответ: весной, летом и осенью в Калининградской области выпадают осадки в виде дождя, зимой - в виде снега. Но часто осадки в виде дождя выпадают зимой. При вторжении теплого воздуха зимой или холодного – летом возможны грозы, град. Осенью выпадают осадки в виде мороси, а зимой возможна изморозь.

- при ветрах каких направлений чаще всего выпадают осадки в нашей местности? (работа с календарём погоды)

^ Предполагаемый ответ: чаще всего осадки выпадают при ветрах западных направлений.


- какие причины оказывают влияние на формирование осадков нашей области?

^ Предполагаемый ответ: основной причиной выпадения осадков в области является вторжение морской воздушной массы и циклонов с Балтики и Атлантического океана.


- анализ диаграммы годового количества осадков для г. Советска.

Слайд 31.


  1. Работа с климатической картой. Слайд 32



Проанализировав карту годового количества осадков мира, а затем карту осадков России, ответить на следующие вопросы:

  1. Определить территории с максимальным количеством осадков.

  2. Определить территории с минимальным количеством осадков.

  3. Назвать территории, расположенные на одной широте, но получающие разное количество осадков.

  4. Выявить причины неравномерного выпадения осадков.




  1. Итог урока. Слайд 33.


Изучив материал сегодняшнего урока, мы определили виды осадков, причины их выпадения, научились читать диаграммы выпадения осадков, выяснили, какие осадки характерны для нашей местности.

В результате нашей работы мы составили схему (кластер) «Виды атмосферных осадков».


^ III. Закрепление.


  • Определить виды атмосферных осадков, прослушав текст и используя кластер.


- Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.

К.Г.Паустовский.


- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы.

Л.Н.Толстой.

- Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках. С.Я. Маршак.


- Его все долго ждали, звали,

А как пришёл – в дом убежали. Загадка.


- На деревья, на кусты с неба падают цветы.

Белые, пушистые, только не душистые. Загадка


^ IV. Домашнее задание. Слайд 34


§ 41, самостоятельно изучив п. 3 на стр. 127 учебника и, используя рис. 81 на стр. 126, заполнить таблицу.



Пункт


Причины, влияющие на количество осадков

Великобритания

г. Абердин




По-в Аравия

г. Аден




Россия

г. Владивосток









Похожие:

Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки
Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок по географии в 11 классе на тему: «Добро пожаловать в Индию!»
Оборудование: карты Индии (физическая, экономическая), атласы, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией, учебник
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок по географии и математике. Вести мы его будем вместе с учителем географии
Представьте себе, что мы находимся на научно-исследовательском корабле «Удача». Чтобы совершить путешествие и отыскать клад, необходимо...
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок по экологии и географии на тему «Экологические проблемы» в 10 и 11 классах по технологии мастерских
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок географии на тему: «Природные зоны Африки»
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор...
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок по географии в 8 классе на тему: «Агроклиматические ресурсы»
Показать зависимость человека от климатических условий, изучить агроклиматические ресурсы
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconПрограмма по географии Рабочие программы по географии 6-9 классы, ред. Болотникова Н. В., Москва, Глобус, 2009г
Настольная книга учителя географии 6-11кл., Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко, М., Эксмо, 2008г
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconУрок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"
Оборудование: электрическая плитка, полоски фольги, свеча, атлас по географии 6класс, контурные карты
Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» iconРазработка урока географии для участия в Форуме педагогичных идей «Урок»
Разработала: Приходько Елена Николаевна, учитель географии Рубежанской общеобразовательной школы I – III ступеней №8
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами