Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» icon

Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»



НазваниеКонспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект лекций

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


Кафедра бухгалтерского учета и контроля в АПК


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА


Опорный конспект лекций

для студентов по специальности 1-25 01 08

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Гродно 2011

УДК

ББК

С


СОСТАВИТЕЛИ:

О. А. Жарикова, В.В. Кудин


Рецензенты:


Организация учета и аудита. Конспект лекций / О.А. Жарикова, В.В. Кудин. – Гродно: ГГАУ, 2011 – 29 с.


Конспект лекций предназначен для подготовки студентов заочников экономических специальностей по дисциплине «Организация учета и аудита».


УДК

ББК


© О. А. Жарикова, В.В. Кудин, 2011

© УО «ГГАУ», 2011

ВВЕДЕНИЕ


Для эффективного осуществления деятельности организации любой формы собственности должны своевременно получать достоверную учетную информацию, что может быть обеспечено только при рациональной организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита.

Бухгалтерский учет организации должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить своевременное и полное отражение в учете всех хозяйственных операций, контроль за экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью имущества, а так же оперативный контроль эффективности работы организации. Решение перечисленных задач возможно только в рамках рациональной организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита, что требует глубоких профессиональных знаний специалистов данного профиля.

Цель изучения дисциплины «Организация учета и аудита» заключается в изучении студентами основ и форм организации бухгалтерского учета, работы учетного аппарата, проведения инвентаризации, планирования аудита, а также получении теоретических знаний о принципах и функциях бухгалтерского учета и практических навыков а рациональной организации документооборота, проведении инвентаризации и внутреннего аудита, разработке учетной политики.

Краткий опорный конспект соответствует программе курса, требованиям образовательного стандарта по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


^ Тема 1: Основы организации бухгалтерского учета

  1. Общие принципы и задачи организации бухгалтерско­го учета.

  2. Законодательное регулирование ведения бух­галтерского учета в Республике Беларусь.


1.

Правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, требования по составлению бухгалтерской отчетности и взаимоотношения в сфере бухгалтерского учета регулируются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетнос­ти» (далее - Закон).

В соответствии с Законом бухгалтерский учет — это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о сос­тоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ.

Закон распространяется на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Бела­русь, филиалы и представительства, в том числе иностран­ных организаций, хозяйственные группы, простые товари­щества, государственные органы, а также на индивидуаль­ных предпринимателей.

В зависимости от различных фактов ведение б/у может быть поручено:

- самостоятельному структурному подразделению, во главе с гл. бухгалтером;

- специализированной организации;

- внештатному специалисту-бухгалтеру, ИП.

Организация б/у на с/х предприятиях слагается из следующих составных элементов: система документирования хоз. операций, документооборот, план счетов, форма бухг. учета, организационная структура учетного процесса и распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии, организация хранения бухгалтерских документов.

В соответствии со ст. 6 Закона, организация самостоя­тельно определяет следующие элементы:

- выбирает форму бухгалтерского учета;

- устанавливает систему внутреннего учета и контроля,;

- составляет внутренний план счетов.

Все вышеперечисленные моменты оговариваются в Учетной политике предприятия.

В процессе ведения бухгалтерского учета необходимо опираться на его основные принципы:

  1. принцип двойной записи;

  2. принцип автономии предприятия;

  3. принцип денежного измерения;

  4. принцип непрерывности деятельности организации и ведения учета;

  5. принцип существенности;

  6. принцип предпочтительности использования метода начисления;

  7. принцип осмотрительности (осторожности);

  8. принцип преемственности учетной политики.

Осуществление вышеуказанных принципов возможно в условиях рациональной организации б/у, означающей такое построение учета, при котором достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда. Такая организация б/у определяется следующими условиями:

  • высокая квалификация работников бухгалтерии;

  • определение реального объема и сроков получения учетной информации;

  • планирование учетного процесса;

  • формирование учетного аппарата и организация его работы;

  • использование в учете современной техники.

На предприятии б/у должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивалось:

  1. формирование информации для принятия управленческих решений;

  2. контроль за наличием и движением имущества, рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  3. своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности организации, выявление и использование внутрихозяйственных резервов;

  4. улучшение финансово-хозяйственной деятельности организации;

5. формирование системы показателей, характеризующих результаты деятельности организации, ее отдельных подразделений и служб.


2.

Под бухгалтерским законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц – субъектов бухгалтерского учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РБ осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь. Отдельные функции руководства учетом возложены на Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство статистики и анализа РБ и другие отраслевые органы управления, Национальный Банк Республики Беларусь.

^ Министерство финансов принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

^ Отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Минфин РБ разрабатывают и утверждают для подведомственных организаций нормативные документы по отражению в учете и отчетности отдельных специфических объектов учета и хозяйственных операций, специализированные формы первичных бухгалтерских документов, регистров учета и отчетности.

^ Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для всех банков, принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Разрабатывает документы по использованию ден. средств наличных и безналичных предприятиями и организациями.

Система государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь состоит из следую­щих основных законодательных и нормативных актов:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

4. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

5. Постановления Совета Министров Республики Бела­русь по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетно­сти в РБ.

7. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

8. Положения (национальные стандарты) по бухгалтер­скому учету.

В настоящее время идет активная работа по унификации отечественного учета и приближению его к международным стандартам. В этой связи Совет Министров Республики Беларусь принял постанов­ление «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь».


Тема 2. Формы организации бухгалтерского учета

и работы учетного аппарата

  1. Организационные формы бухгалтерского учета.

  2. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера и руководителя организации.

  3. Передача дел при увольнении главного бухгалтера.

  4. Структура бухгалтерии. Положение о бухгалтерии.

  5. Должностные инструкции.


1.

Структура учетного процесса может строится на принципах централизации или децентрализации. Данными принципами определяются взаимоотношения между структурными подразделениями и бухгалтерией организации.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется обработка первичных и сводных документов, ведение синтетического и аналитического учета, составляются балансы и отчетность подразделений. Главная бухгалте­рия в этом случае осуществляет сводный учет по организации в целом.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредо­точен в главной бухгалтерии. Все первичные и сводные до­кументы передаются из структурных подразделений в бухгалтерию, где полностью ведется весь синтети­ческий и аналитический учет.

В некоторых организациях используется частичная децентрали­зация учета, когда в производственных подразделениях так же ведут аналитический учет по отдель­ным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость продукции и т. п.


2.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» главный бухгалтер (или бух­галтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководите­лем организации.

Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими от­ношение к учету и аудиту, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

В соответствии с действующим законодательством Респуб­лики Беларусь, главный бухгалтер организации имеет право:

- устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников;

- требовать от материально ответственных лиц обеспече­ния сохранности имущества, ведения его аналитического учета, своевременного представления отчетов в бухгалтерию;

- участвовать в назначении, увольнении и перемещении материально ответственных лиц;

- визировать договоры по хозяйственным и трудовым воп­росам, приказы по оплате труда работников;

- разрабатывать нормы расходования трудовых, матери­альных и финансовых ресурсов;

- контролировать качество работы бухгалтеров и МОЛ, выполнение договоров, норм, нормативов;

- организовать системный контроль за соблюдением законодательства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», действую­щему с 1 января 1997 г., в должностные обязанности главного бух­галтера входят:

  • организация и ведение бухгалтерского учета деятельности организации и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью имущества организации;

  • обеспечение своевременного формирования и предоставления отчетности;

  • формирование учетной политики организации;

  • руководство разработкой мероприятий, направленных на соблю­дение государственной и финансовой дисциплины;

  • организация учета финансовых, расчетных и кредитных операций.

Обеспечение контроля:

  • за сохранностью, своевременностью и правильностью оформле­ния документов;

  • за расчетами по заработной плате с работниками организации;

  • за правильным начислением и перечислением платежей в бюджет, внебюджетные фонды, взносов на государственное социальное стра­хование и т. д.;

  • за погашением в установленные сроки задолженности по кредитам;

  • за созданием фондов и резервов;

  • за проведением анализа хозяйственно-финансо­вой деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

  • за соблюдением штатной, финансовой, расчетной и кассовой дисциплины, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлением и сдачей их в архив;

  • за организацией внедрения средств автоматизации учетно-вычислительных работ.

Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД) ОК РБ 006-961 к должности главного бухгалтера установлены следующие квалифи­кационные требования:

    1. высшее специальное образование;

    2. в исключительных случаях —специальное образования и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.


3.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) произво­дится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалте­ру), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтер­ского учета и достоверности отчетных данных. Основанием для передачи дел является приказ руководи­теля организации (причина передачи дел; сроки проведения приема и передачи дел; лицо, ответственное за сдачу документов; лицо, ответственное за прием дел; порядок документального оформления приема и передачи дел; состав комиссии).

Порядок приема и передачи дел во многом зависит от того, есть ли у главного бухгалтера преемник. Если есть, то передача дел осущест­вляется непосредственно ему. При этом обязательно составляется соответствующий акт приема-передачи дел, где указывается состояние передаваемых дел.

Если же преемника нет, то руководителем определяется лицо, которое будет принимать дела у главного бухгалтера. В этом случае пе­редача дел будет проходить в два этапа: сначала посредник примет дела от главного бухгалтера, оформив это соответствующим актом, а затем он передает их новому главному бухгалтеру и составляет вто­рой акт.

4.

Под структурой бухгалтерии понимается состав работников бух­галтерского аппарата, выполняющих учетные функции на основе принципов разделения труда.

В последнее время сложились 2 основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая) и верти­кальная.

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиня­ются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бух­галтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 10 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные группы управления (отделы, бюро, секторы).

Структура и штаты бухгалтерии зависят от объема выполняемых ею работ и уровня автоматизированной обработки учетной инфор­мации. Правильная организация работы учетного аппарата во многом зависит от того, насколько точно определены правовое положение, административная и функциональная подчиненность бухгалтерии, что должно быть регламентировано Положением о бухгалтерии, где раскрываются структура бухгалтерской службы, задачи, права, функции и ответственность бухгалтерии, служебные связи. Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером совместно с коллективом бухгалтерии, согласуется со всеми главными специалистами (службами) и утверждается руководителем орга­низации.

5.

Обязанности работников бухгалтерии конкретизируются путем разработки должностных инструкций, которые определяют и закрепляют обязанности, права и ответственность каждого работника бухгалтерии.

Должностные инструкции для работников бухгалтерии разраба­тываются главным бухгалтером совместно с юридической службой, при этом учитывают сложность учетных работ и уровень квалификации отдельной кадровой единицы.

Должностная инструкция состоит из следующих разделов:

1. «Общие положения».

2. «Обязанности».

3. «Права».

4. «Ответственность» ь.

Должностные инструкции составляются в двух экземплярах и ут­верждаются руководителем организации. Один из них под расписку вручается работнику, а второй хранится в делах бухгалтерии.


Тема 3. Организация документирования хозяйственных операций

и документооборота.

  1. Понятие о первичном документе и требования, предъявляемые к нему.

  2. Проверка документов, порядок внесения исправлений.

  3. Понятие о документообороте.




  1. Понятие о первичном документе и требования, предъявляемые к нему.

Первичный учетный документэто письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом, и удостоверяю­щее юридический факт совершения хозяйственной операции.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование и дата составления документа;

  2. наименование организации;

  3. содержание хозяйственной операции;

  4. измерители натуральном и денежном выражениях;

  5. должности лиц, ответственных за совершение хо­зяйственной операции и правильность ее оформления;

  6. личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материальных ценно­стей, должно быть ограничено.

Не допускается ставить черту перед наименованием должности или делать надпись: «зам». Печать должна ставиться таким образом, чтобы захватывалась часть должности и часть подписи лица, подписавшего документ.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны прини­маться к исполнению.

Первичные и сводные учетные документы можно составлять на машинном носителе. В соответствии с Законом «Об электронном документе» такие документы должны соответствовать следующим требованиям:

- он должны создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств;

- должны иметь структуру установленную законодательством и содержать реквизиты, позволяющие идентифицировать документ;

- должны быть представлены в форме, понятной для восприятия.


  1. ^ Проверка документов, порядок внесения исправлений.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке:

  1. по форме (полнота и правильность оформления документа, запол­нение реквизитов);

  2. арифметически (подсчет сумм);

  3. по содержанию (законность документальных операций).

Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на несколько групп:

по причинам возникновения — небрежность, бухгалтерская неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники;

месту возникновения — в тексте или в цифрах первичных доку­ментов, при разноске в регистры;

по значению — локальные ошибки (например, в дате) и транзитные (вызывающие автоматические ошибки в нескольких местах).

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки в первичных документах исправляются внесением дополнительной проводки либо сторнированием ошибочных сумм. Исправление в документ вносится корректурным способом.

В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистрах подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

При выявлении ошибок, они должны быть исправлены в месяце выявления. Если ошибка обнаружена после окончания отчетного года, но до составления ГБО, то исправления проводятся заключительными оборотами декабря. Если же ГБО уже сдана, то исправления по ошибкам прошлого периода должны быть внесены в учете текущего периода, когда такая ошибка обнаружена.

Все выявленные и исправленные искажения должны быть оформлены бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать: дату составления, периоды допущения ошибки и ее исправления, основание исправления, неверную сумму и сумму после исправления, а также расчет верной суммы. Такая справка-расчет подписывается лицом, ее составившим, и гл. бухгалтером.


  1. ^ Понятие о документообороте.

Документооборот — это движение документов в организации от момента их создания или получения от других организаций до мо­мента принятия к учету, обработки и передачи в архив.

В каждой организации должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя:

а) рабочий альбом форм документов;

б) график документооборота.

Рабочий альбом форм документов формируется по разделам учета. Каждый раздел альбома состоит из четырех частей:

  1. титульного листа;

  2. перечня документов;

  3. образцов документов;

  4. кратких указаний по их заполнению.

График докумен­тооборота разрабатывается гл. бухгалтером и утверждается прика­зом руководителя организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ, с учетом процесса документооборота:

  1. составление и оформление документов;

  2. движение документов по рабочим местам;

  3. прием и обработка документов в бухгалтерии;

  4. сдача документов в архив.

Каждому работнику, ответственному за составление и предоставление документов, предоставляется выписка из графика. В выписке перечисляются документы, сроки их представления и подразделе­ния предприятия, в которые направляются указанные документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документо­оборота по организации осуществляет главный бухгалтер.

Документы могут быть изъяты у организации органами дозна­ния, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговы­ми органами и органами финансовых расследований по делам, нахо­дящимся у них на рассмотрении, на основании их постановлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В случае пропажи или уничтожения первичных документов руководи­тель предприятия назначает приказом комиссию по рас­следованию причин пропажи, уничтожения. Результаты работы комиссии оформляются актом, ко­торый утверждается руководителем предприятия, копия акта на­правляется вышестоящей организации.


Тема 4: Организация проведения инвентаризаций

1. Понятие, виды и задачи инвентаризаций.

2. Сроки планирования и проведения инвентаризаций.

3. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации.

4.Порядок составления сличительных ведомостей и актов результатов инвентаризации.


1. Понятие, виды и задачи инвентаризаций.

Инвентаризация средств (активов) и источников (пассивов) — это проверка в натуре и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В зависимости от признаков и причин, по которым проводится инвентаризация, различают:

- плановые и анеплановые;

- сплошные и выборочные;

- полные и частичные.

В соответствии со ст. 12 «Инвентаризация имущества и обяза­тельств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и от­четности» проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества государственного унитарного предприя­тия в аренду, его купле-продаже;

  • при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене руководителя организации или матери­ально-ответственного лица;

  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

  • в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В инструкции оговаривается, что инвентаризация также проводится по решению руководителя организации, контролирующих органов или ревизионной группы, при коллективной ответственности.

В процессе проведения инвентаризации решаются следующие за­дачи:

  • контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, т. е. контроль за работой материально ответственных лиц, что помогает не только вскрывать, но и предуп­реждать возможные недостачи и растраты;

  • выявление товарно-материальных ценностей, частично утративших первоначальное качество, а также не соответствующих своим потребительским качествам согласно ГОСТам;

  • проверка соблюдения лимитов и выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

  • изучение запасов товарно-материальных ценностей по ассортименту;

  • проверка соблюдения правил хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;

  • установление состояния складского хозяйства и весоизмерительного оборудования и др.


^ 2. Сроки планирования и проведения инвентаризаций.

В соответствии с Инструкцией по инвентариза­ции имущества и обязательств, в учетной политике для целей бухгалтерского учета должно быть определено:

  • количество (периодичность) инвентаризаций в отчетном году и (или) даты их проведения;

  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них;

  • состав инвентаризационной комиссии;

  • порядок оформления результатов инвентаризации.

В целях обеспечения своевременного и полного проведения инвен­таризации главный бухгалтер должен составить план-график про­ведения инвентаризации, который состоит из двух частей:

  1. график плановых инвентаризаций;

  2. график внеплановых (внезапных) проверок наличия основных
    средств, материальных ценностей, скота и птицы.

План-график проведения инвентаризаций утверждается руководителем орга­низации.

В соответствии с вышеназванными методическими указаниями определены рекомендуемые сроки проведения инвентаризации:

1) основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации – не менее одного раза в год – не ранее 1 ноября;

2) незавершенного производства и полуфабрикатов – не менее двух раз в год– не ранее 1 ноября;

3) животных на выращивании и откорме – не менее одного раза в год– не ранее 1 ноября;

4) денежных средств – не менее одного раза в год – не ранее 1 декабря;

5) расчеты с банком – по мере получения выписок банка; обязательств и других активов – не менее одного раза в год – не ранее 1 декабря.

Количество инвентаризаций может быть увеличено руководите­лями организации по их усмотрению.


^ 3. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации.

Организацию и контроль за проведением инвентаризации осущест­вляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая.

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии выпол­няют следующие функции:

  • осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период;

  • проверяют правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценнос­тей;

  • в необходимых случаях проводят по поручению руководителя организации повторные сплошные инвентаризации;

  • рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших не­достачу или порчу ценностей и др.

Для непосредственного проведения инвентаризаций постоянные ко­миссии создают рабочие инвентаризационные комиссии. Состав рабочих комиссий утверждается приказом руководителя организации. В приказе устанавливается срок про­ведения инвентаризации. Приказ вручается рабочей комиссии перед началом инвентаризации вместе с контрольным пломбиром, выдаваемым председателю комиссии.

Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции: осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по за­чету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недо­стач в пределах норм естественной убыли; вносят предложения по вопросам улучшения учета ценностей и контроля за их сохранностью и др.

Рабочая инвентаризационная комиссия перед инвентаризацией:

- пломбирует подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

- проверяет исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их хранения;

- получает на момент инвентаризации последние реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении матери­ных ценностей и денежных средств;

- получает расписку от МОЛ о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бух­галтерию и поступившие под их ответственность ценности оприхо­дованы, а выбывшие — списаны в расход.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руково­дителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентариза­ции товарно-материальные ценности могут приниматься и отпускаться материаль­но-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризацион­ной комиссии, что отмечается отдельной описью.

Проверка ценностей проводится при обязательном участии мате­риально-ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обя­зательного их пересчета, взвешивания, обмера.

Данные о фактических остатках материальных ценностей записываются в инвентаризационную опись, которую составляют в 2 или 3 экземплярах. Описи подписываются всеми членами рабочей комиссии и материально-ответственными лицами.

Описи могут быть заполнены вручную или получены с ЭВМ. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. В описях не допускается оставлять незаполненные строки.

После завершения ин­вентаризации инвентаризационная группа совместно с материаль­но-ответственным лицом хозяйства в выборочном порядке обязана провести контрольные проверки. Результаты проверки оформляются актом. Если при контрольной проверке не обнаружено расхождений, то организация может быть открыта для работы, в обратном случае - прове­дение повторной сплошной инвентаризации.

По окончании инвентаризации каждая рабочая группа составляет протокол, в котором отражает результаты инвентаризации, а также результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Все материалы проверок и протоколы руководителя рабочих групп представляют на рассмотрение руководителю организации.


^ 4.Порядок составления сличительных ведомостей и актов результатов инвентаризации.

По окончании инвентаризации описи передаются председателем инвентаризационной комиссии: первый экземпляр — главному бух­галтеру или бухгалтеру, ведущему учет товарно-материальных цен­ностей; второй экземпляр — материально-ответственному лицу под расписку на первом экземпляре.

Получив описи, бухгалтер проводит тщательную проверку правильности таксировки и всех подсчетов, приведенных в инвентаризационной описи. После проверки описей бухгалтер выводит окончательный ре­зультат инвентаризации, для чего составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф.Инв-13).

Прежде чем устанавливать окончательный результат, бухгалтер должен произвести взаимный зачет излишков и недостач, получен­ных при пересортице, и рассчитать сумму их естественной убыли. О допущенной пересортице материально-ответ­ственные лица дают письменные подробные объяснения. Решение о возможности взаимного зачета пересортицы окончательно принимает руководитель организации.

В случае если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц, а если они не установлены, то на расходы организации.

Могут применяться 2 способа составления сличительных ведомостей:

1) по всем без исключения материальным ценностям;

2) по ценностям, по которым выявлены недостачи или излишки.

Составленная и проверенная сличительная ведомость и акты вместе с подробным объяснением материально-от­ветственных лиц о допущенной пересортице передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентариза­ционной комиссии. Комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей и дает свои заключения, предложения по результатам инвентаризации, которые отражает в протоколе. Протокол заседания постоянно действующей инвента­ризационной комиссии утверждается руководителем организации не позднее 10 дней после окончания инвентаризации. Он обязан немедленно принять меры по устранению причин, вызвавших не­достачи или излишки ценностей.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  • излишек имущества основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы, денежных средств и т. д., в соот­ветствии с решением руководителя организации приходуется по ры­ночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответ­ствующая денежная сумма относится на увеличение внереализационных доходов. При принятии на учет излишков основных средств и нематериальных активов начис­ляется НДС. Налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости.

  • недостача имущества и его порча в пределах норм естествен­ной убыли, в соответствии с решением руководителя организации списывается на себестои­мость продукции (работ, услуг);

  • недостача имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц.

  • Если виновные лица не установле­ны или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи иму­щества в соответствии с решением руководителя организации относятся к расходам от внереализационных операций, учитывае­мых для определения налогооблагаемой прибыли.

  • Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолжен­ности, по которым срок исковой давности истек, а также нереальные к взысканию долги в соответствии с ре­шением руководителя организации списываются на финансовые результаты либо за счет резерва по со­мнительным долгам.

  • Выявленные при инвентаризации суммы невостребованной кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек и составляет 3 года, по решению руководителя организации списываются на внереализационные доходы.

  • При установлении недостач и потерь, явившихся следствием зло­употреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней пос­ле установления недостач и потерь подлежат передаче в следствен­ные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляет­ся гражданский иск.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и от­четности того месяца, в котором закончилась инвентаризация.


Тема 5. Делопроизводство бухгалтерии

  1. Организация делопроизводства.

  2. Организация архива.

  3. Сроки хранения документов.

  4. Порядок хранения и списания бланков строгой отчетности.




  1. Организация делопроизводства.

Совокупность работ, связанных с регистрацией документов, и классификацией, движением, учетом и хранением, называется делопроизводством.

Делопроизводство в бухгалтерии организуется на основе единой номенклатуры дел, установленной в организации. ^ Номенклатура дел – это систематизированный список наименований дел, заводимых в делопроизводстве, с указанием сроков их хранения. Она необходима для быстрого поиска документов по их виду и содержанию.

Составление номенклатуры дел регламентируется Примерной инструкцией по делопроизводству, а также Основными правилами работы архивов, основными правилами работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь.

В организациях, имеющих устойчивую структуру, номенклатура дел строится по структурному принципу. В организациях, не имеющих устойчивой структуры, номенклатура дел строится по структурно-функциональному или функциональному принципу (по направ­лениям деятельности без деления на структурные части).

В первой графе номенклатуры дел проставляется индекс. Система индексов может быть: цифровая, буквенная и смешанная. Во второй графе указывается заголовок дела. Графа 3 номенклатуры дел «Количество дел (томов)» заполняется в конце делопроизводственного года. В графе 4 указываются сроки хранения и даются ссылки на статьи перечней, в которых такие сроки установлены. В графе 5 «Примечание» проставляются отметки о заведении дел, переходящих делах, выделении дел к уничтожению, лицах, ответ­ственных за формирование дел, и т. д.

По окончании календарного года делопроизводственной службой составляется итоговая запись о категориях и количестве заведенных дел.

Документы в деле систематизируются в хронологическом порядке либо по алфавиту, либо по нумерации.


  1. ^ Организация архива.

Для хранения всех документов и ведения работ с ними в организациях создаются ведомственные архивы. Для них выделяются специальные помещения. В организации должна быть предусмотрена штатная должность заведующего архивом или приказом руководителя назначено лицо, ответственное за архив.

В организации составляется положение об архиве, где определяется состав докумен­тов архива, его задачи и функции, права, ответственность заведую­щего архивом.

Если накапливается очень большое количество документов, то через определенное время организация может передать их на хранение в государственный архив.

К помещению государственного архива предъявляются следующие требования:

необходимо предоставить специально построенное здание (или часть здания), приспособленное для хранения документов;

архив должен состоять из комплекса помещений, в который вхо­дят: хранилища для документов, рабочие кабинеты сотрудников, чи­тальный зал для работы пользователей (исследователей);

хранилища должны быть изолированы, оборудованы пожарной охранной сигнализацией.

Необходимо поддерживать температурно-влажностный режим хранения документов на бумажной основе.

Допускается выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и архива во временное пользование вне архива структурным подразделениям организации, организациям данного ведомства, а также судебным, следственным, налоговым и контрольным органам.

Выдача дел производится на основании письма соответствующей организации и разрешающей резолюции руководителя.


  1. ^ Сроки хранения документов.

Документы организации, отложившиеся в делопроизводстве и бухгалтерии, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение либо хранятся краткие сроки и затем выделяются к уничтожению

Различают оперативное и архивное хранение бухгалтерских документов.

В соответствии с Основными правилами работы архивов Респуб­лики Беларусь в архив передают дела постоянного, временного (свы­ше 10 лет) хранения и по личному составу, передача осуществляется по описям дел. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в архив не подлежат. Они могут храниться в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке

Отбор документов на хранение или уничтожение является резуль­татом проведения экспертизы ценности документов.

^ Экспертиза ценности документов — это определение научно-исто­рической, социально-культурной ценности и практической значимос­ти документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение либо уничтожение.

Экспертная комиссия назначается приказом руководителя орга­низации в составе трех—пяти человек. В состав комиссии в обязательном порядке должны быть включены работник делопроизводственной службы, заведующий архивом, главный бухгалтер..

Экспертизу ценности документов значительно облегчает деление их на три группы: основную, оперативную и по личному составу.

К основной документации относятся: положения, уставы, прика­зы, сводные планы и др. Эти документы подлежат постоянному хра­нению.

Оперативными считаются документы по бухгалтерскому учету и отчетности, материально-техническому снабжению, администра­тивно-хозяйственным вопросам. Для этой категории документов, как правило, установлены временные сроки хранения.

Документация по личному составу — это приказы, личные карточ­ки работников, книги учета личного состава, лицевые счета начисле­ния заработной платы рабочим и служащим. Эти документы имеют длительные сроки хранения.

По срокам хранения документы и дела различают:

  1. постоянного хранения — бессрочное (вечное) хранение;

  2. временного хранения, которые, в свою очередь, подразделяются на временное свыше 10 лет и временное до 10 лет включительно

  3. по личному составу – документы, создаваемые при оформлении на работу, увольнении, перемещении работника, предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы, а также иные документы, входящие в состав личного дела.

Законченные делопроизводством дела постоянного, срока хранения и по личному составу по окончании календарного года, в котором они заведены, должны быть подготовлены к передаче в архив организации.


  1. ^ Порядок хранения и списания бланков строгой отчетности.

К бланкам строгой отчетности относятся бланки ценных документов с определенной степенью защиты, бланки иных документов, имеющих идентификационный номер, нанесенный при изготовлении, элементы защиты от подделки, соответствующие требованиям, определяемым законодательно.

Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место и порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя. Руководителем по согласованию с главным бухгалтером утверждается перечень ответственных лиц, на которых возложено хранение и ведение учета бланков строгой отчетности. Такие лица регистрируют поступившие бланки строгой отчетности в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности. Книга должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена печатью и подписью руководителя и гл. бухгалтера

Бланки строгой отчетности выдаются с разрешения руководителя и главного бухгалтера под отчет материально-ответственным лицам по приходно-расходным накладным на бланки строгой отчетности с указа­нием их серий и номеров. Передача бланков строгой отчетности от одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей другим не допускается.

При списании с материально-ответственных лиц использован­ных бланков строгой отчетности составляется акт на их списание.

На испорченные и (или) аннулированные бланки строгой отчетности составляется реестр, к которому они подкрепляются и хранятся в течение месяца после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства.

Уничтожение бланков строгой отчетности, по каким-либо причи­нам не подлежащих использованию, может производиться в выше­указанный срок только по письменному разрешению руководителя. Прика­зом руководителя назначается комиссия, которая акт списания бланков первичных учетных доку­ментов, который представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ.

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Ежемесячно производится инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения.


Тема 6. Учетная политика организации

1. Основные положения по составлению учетной политики

2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

3. Учетная политика для целей налогового учета


^ 1. Основные положения по составлению учетной политики

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, утвержденной решением руководителя организации.

Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. В республике разработан национальный стандарт — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», который определяет общий порядок формирования, разработки и утверждения учетной политики.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма организации;

  • отраслевая принадлежность и вид деятельности;

  • масштабы деятельности организации;

  • материальная база;

  • степень развития информационной системы;

  • уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из принципов бухгалтерского учета.

Учетная политика организации включает в себя:

  1. описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

  2. план счетов бухгалтерского учета;

  3. применяемые организацией первичные учетные документы;

  4. применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

  5. регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

^ Изменения в учетной политике организации должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения могут иметь место в случаях:

реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

изменения законодательства Республики Беларусь;

изменения условий деятельности.

Основная задача учетной политики: обеспечение равномерности получения доходов, т. е. хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения бухгалтерского учета, чтобы исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.


^ 2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Учетная политика состоит из трех частей:

- методологической, данная часть содержит положения, которые регулируют методологию ведения б/у. Способ ведения б/у можно отнести к данной части УП, если избрание того или иного способа влияет на показатели БО.

- методической; данная часть УП включает способы ведения б/у, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе б/у; данные приемы не оказывают влияние на показатели БО, регулируют технику отражения операций на счетах.

- организационной. Третья часть УП описывает организацию системы б/у. Способ ведения б/у, который относится к этой части фиксирует форму, по которой ведется б/у, определяет способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата, организацию внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля, а также технологию обработки учетной информации.

В методической части УП должны быть отражены следующие способы ведения бухгалтерского учета:

1. рабочий план счетов;

2. правила документооборота и технологической обработки учетной информации; формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, методы их оценки;

4. порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения.

К методологическим относятся следующие способы ведения б/у:

  1. формы бухгалтерского учета (если они разрабатываются самостоятельно);

  2. сроки полезного использования ОС и НА;

  3. способы начисления амортизации по ОС и НА;

  4. лимит стоимости ОС, в переделах которой организация единовременно относит эту стоимость на затраты;

  5. порядок учета расходов на ремонт ОС;

  6. способ списания материалов на производство;

  7. метод калькулирования себестоимости продукции;

  8. способ оценки незавершенного производства в серийном или массовом производстве;

  9. вариант учета затрат на производство;

  10. способ распределения косвенных расходов на объекты калькулирования;

  11. способ оценки готовой продукции;

  12. способ учета затрат по заготовке и доставке товаров со склада;

  13. способ признания коммерческих расходов;

  14. способ определения стоимости реализованных товаров;

  15. порядок создания резерва по сомнительным долгам;

  16. перечень и порядок создания и использования резервов предстоящих расходов и платежей;

  17. сроки и способы списания расходов будущих периодов.


^ 3.Учетная политика для целей налогового учета

Разработку учетной политики для целей налогового учета осуществляет главный бухгалтер или иное лицо в соответствий своими должностными обязанностями.

Учетная политика для целей налогового учета определяет организационные, технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Организационный аспект учетной политики предполагает:

  • разработку способа организации налогового учета;

  • определение прав, обязанностей и ответственности работников, занятых ведением налогового учета;

  • утверждение должностных обязанностей других работников, при­влекаемых к организации и ведению налогового учета;

  • определение порядка и правил внутреннего контроля за правиль­ностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Технический аспект учетной политики для целей налогового учета или техника ведения налогового учета отражают:

  • принципы построения плана счетов налогового учета;

  • рабочий план счетов налогового учета;

  • форму ведения налогового учета, которая включает перечень и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных первичных документов, взаимосвязь показа­телей регистров налогового учета;

  • технологию обработки информации и составления регистров на­логового учета (вручную, с использованием полной или частичной автоматизации учетных работ).

Методический аспект учетной политики в целях налогообложения позволяет описать правила ведения налогового учета в случаях, ког­да согласно действующему законодательству они отличаются от пра­вил ведения бухгалтерского учета.


Тема 7. Основы организации внутреннего аудита на предприятии

1. Сущность внутреннего аудита.

2. Структура внутренних аудиторских служб и методика внутреннего аудита.

3. Права и обязанности внутренних аудиторов.

4. Взаимодействие службы внутреннего аудита с подразделениями предприятия.


^ 1. Сущность внутреннего аудита.

Эффективное управление организацией на современном этапе невозможно без применения различных форм контроля. Одним из видов контроля выступает аудит.

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета, отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в проверяемой отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.

В Республике Беларусь выделяют 2 основных вида аудита: внеш­ний и внутренний.

Внутренний аудит является составной частью системы управления производством и проводится работниками либо специальной службой организации, непосредственно подчиненными руководству организации.

Объектом внутреннего аудита является финансово-хозяйствен­ная и производственная деятельность организации.

^ Внутренний аудит – это внутрихозяйственная деятельность по независимой и компетентной оценке финансово-хозяйственных и управленческих процессов, основанная на проведении сбора, анализа и оценки свидетельств об экономических фактах с целью выявления степени соответствия установленным критериям, а так же установления эффективности работы субъекта, прогнозирования, определения рекомендаций и советов.

Внутренний аудит можно рассматривать, как:

- функцию управления предприятием;

- форму внутреннего контроля за эффективностью деятельности субъекта хозяйствования;

- инструмент оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- систему контроля, организованную в интересах собственника организации.

Задачи внутреннего аудита:

  • оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

  • контроль качества работы подразделений предприятия;

  • контроль за законностью и достоверностью совершаемых хозяйственных операций;

  • предотвращение нерационального расхода, потерь и хищений материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия;

  • своевременное предупреждение и выработка рекомендаций по выходу из финансовых трудностей;

  • оказание консультационных услуг.


^ 2. Структура внутренних аудиторских служб и методика внутреннего аудита.

Служба должна организовываться как самостоятельное структурное подразделение и представлять собой часть внутрихозяйственного контроля.

^ Структура службы внутреннего аудита – это совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся руководителю.

Организация внутренней службы аудита зависит от многих факторов:

  1. организационно-правовая форма организации;

  2. отраслевая принадлежность;

  3. объем деятельности;

  4. квалификация кадров и др.

Служба внутреннего аудита может быть организована в виде:

- ревизионных комиссий;

- отделов внутреннего аудита;

- группы контроля;

- инвентаризационного бюро и др.

В целях организации внутреннего аудита на предприятии должны разрабатываться специальные внутренние документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов (положение об отделе внутреннего аудита или ревизионной комиссии, стандарты и регламенты внутреннего аудита, должностные инструкции специалистов внутреннего аудита).

Служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководителю, действует согласно разработанным планам, все результаты работы документирует, а отчет в письменном виде предоставляет руководителю к утверждению.

Таким образом, при проведении внутреннего аудита необходимо соблюдать соответствующую методику, которая базируется на примере общего аудита и включает в себя четыре раздела:

1. подготовка к проведению аудиторской проверки;

2. планирование аудита;

3. проверка;

4. порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.

В Отчете должны содержаться: состав группы внутреннего аудита, наименование проверяемого подразделения, период проверки, сведения о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, рекомендации устранению выявленных нарушений со ссылками на законодательные и нормативные документы.


^ 3. Права и обязанности внутренних аудиторов.

Руководитель отдела внутреннего аудита имеет следующие функции:

- должен информировать администрацию предприятия о существующих фактах вскрытых в ходе проверки;

- представляет календарный план аудиторских работ и отчет о выполненных работах;

- должен отвечать за обеспечение надзора за аудитом;

- осуществлять контроль за тем, чтобы выявленные факты, выводы и заключения аудита подтверждались рабочей документацией.

Кроме того, руководитель осуществляет контроль качества проведения проверок внутренними аудиторами. Для этого проводятся периодические внутренние обзорные проверки, т. е. периодическая самооценка отдела внутреннего аудита.

^ Руководитель группы стоит во главе каждой аудиторской проверки, ему вменяются следующие функции:

- организовывает проверку (составляет планы графиков проверок, закрепляет участки работы за каждым аудитором, составляет общую программу аудита);

- доводит до сведения руководителя отдела основные результаты аудита;

- учувствует в подготовке и документальном оформлении результатов проверки, систематизирует и обобщает их;

- составляет отчет по результатам проверки;

- организует консультирование по вопросам проверки;

- проверяет исполнение приказов и распоряжений лиц, назначивших проверку.

Основную массу работ в аудиторской службе выполняют аудиторы. ^ Права внутреннего аудитора:

  1. определять формы и методы аудиторской проверки с учетом методологических требований, установленных службой внутреннего аудита;

  2. получать информацию необходимую для проведения проверки;

  3. получать разъяснения по вопросам проверки;

  4. при необходимости привлекать сотрудников других подразделений;

  5. самостоятельно или с привлечением сотрудников других подразделений снимать копии полученных документов и файлов;

  6. получать по письменному запросу информацию у 3-х лиц;

  7. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке специалистов.

Обязанности аудитора:

  1. придерживаться учетно-финансовой политики организации;

  2. организовывать постоянный контроль деятельности подразделений, путем регулярных проверок их действий на соответствие законодательству и должностным инструкциям;

  3. проверять состояние сохранности имущества, расследовать факты хищения и злоупотребления, нарушения законодательства, внутренних документов и должностных инструкций;

  4. квалифицированно и качественно поводить аудиторскую проверку и оказывать консультационные услуги;

  5. разрабатывать рекомендации и консультации, осуществлять контроль за устранением нарушений;

  6. осуществлять документирование по каждому факту проверки;

  7. обеспечивать сохранность и возврат полученных на поверку документов и гарантировать конфиденциальность информации;

  8. проводить экспертизу достоверности и надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, осуществлять анализ финансового положения;

  9. организовывать подготовку к проверкам внешних аудиторов, налоговых инспекций и пр. органов контроля, а так же принимать участие в этих проверках и в рассмотрении их материалов;

  10. представлять итоговую информацию руководству и проверяющим подразделениям.


^ 4. Взаимодействие службы внутреннего аудита с подразделениями предприятия.

В первую очередь аудиторы взаимодействуют с руководством организации. Они получают от руководства приказы, распоряжения и планы, а ему предоставляют результаты проверок, анализов и оценку деятельности, а так же рекомендации и заключения.

Таблица. Взаимодействие внутренних аудиторов с отделами и подразделениями организации.

Отдел

Получает

Представляет

бухгалтерия

Документы по учету и отчетность

Материалы проверок, сведения по анализу, акты инв-ии, информация об изменении в налоговом законодательстве, б/у и БО

Планово-экономический

Информация о действующих нормах, отчетность о выполнении плановых заданий, обоснование планово-отпускных цен на продукцию, штанное расписание, положение о премировании и надбавках

Информация о результатах анализа, о возможной экономии денежных средств и ресурсов, по формированию цен, установлению нормативов, консультации по фин-ю, расчет ЗП по категориям

Юридический

Результаты судебных рассмотрений по гражданским и уголовным делам, проекты приказов, договоров

Материалы по фактам хищений и недостач, просроченной дебиторской задолженности, справки и акты контролирующих органов

Снабжения, сбыта и материальный склад

Данные о заключенных сделках по приобретению ПЗ, договора на реализацию продукции, отчеты о расходовании материалов в производство и на сторону, акты приема и расхода ТМЦ, коммерческие акты

Аналит. справки по обоснованности оприход. и списания ТМЦ, консультации по вопросам составления договоров, по заполнению первичных документов и отчетности, по проведению и оформлению результатов инвентаризации

Производственный

Сводки выполнения плана выпуска продукции, данные и НЗП, нормы расхода материалов

Материалы проверок соблюдения технологии пр-ва, норм расх-я материалов, расчет отклонений, относимых на сс-ть, материалы проверок правильности исчисления с-ти

Руководитель отдела внутреннего аудита обязан проследить, чтобы материалы проверок исполнялись в указанных подразделениях, а так же чтобы аудиторы были обеспечены необходимой базой и условиями для проведения проверок.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Основная литература:

 

  1. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве / А.П. Михалкевич   [и др.] ; под.общ.ред. А.П. Михалкевича. - 4-е изд., с изм. - Минск : БГЭУ, 2006. - 688 с.

  2. Стешиц Л.И. Калькуляция себестоимости продукции в организациях АПК : учеб. пособие / Л.И. Стешиц, М.И. Стешиц. - Мн. : Выш.шк., 2008. - 304 с.

  3. Стешиц, Л.И. Бухгалтерский учёт и аудит в АПК / Л.И. Стешиц. - Минск : «ИВЦ Минфина», 2007. - 537 с.

  4. Чечеткин А.С . Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебное пособие / А.С. Чечеткин. – БГСХА, 2004. -  349 с.

  5. Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / А.С. Чечеткин. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 608с.

  6. Левкович О.А. Бухгалтерский учет. Учебное пособие / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. – 7-е издание; переделано и дописано. – Минск: Амалфея, 2011 – 768 с.

  7. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета : учеб., 2-е изд., дополненное - Мн. : Информпресс, 2006.-236 с.

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов:   утв. М-вом финансов Респ. Беларусь 17.07.07 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

  2. Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учёт в случае обнаружения ошибок: утв. М-вом финансов Респ. Беларусь  29.06.05 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

  3. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: утв. М-вом экономики Респ. Беларусь, М-вом финансов Респ. Беларусь, М-вом статистики и анализа Респ.Беларусь, М-вом строительства и архитектуры Респ. Беларусь \   // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

  4. Инструкция о порядке переоценки основных средств, незавершённых строительством объектов и неустановленного оборудования: утв.  М-вом экономики Респ. Беларусь, М-вом финансов Респ. Беларусь, М-вом статистики и анализа Респ. Беларусь, М-вом строительства и архитектуры Респ. Беларусь  // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

  5. Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчётности: утв. М-вом финансов Респ. Беларусь 14.02.08 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

  6. Инструкция об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами: утв. постановлением М-вом финансов Респ. Беларусь   20.12.01. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

  7. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : постановление Министерства финансов  Республики Беларусь  30.11.2007 № 180 //   Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

  8. Инструкция по применению регистров журнально-ордерной формы учёта в организациях агропромышленного комплекса / Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 41 от 31 мая 2004 года.

  9. Инструкция по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» :  утв. М-вом  финансов Респ. Беларусь 17.04.02 :  текст по состоянию на 10 янв. 2010 г. //  Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  10. Инструкция по бухгалтерскому учёту «Доходы организации»: утв. М-вом финансов Респ. Беларусь 26.12.03. //   Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

  11. Инструкция по бухгалтерскому учёту «Расходы организации»: утв. М-вом финансов Респ. Беларусь 26.12.03 . //   Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

  12. Инструкция о банковских документарных операциях, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 №67.

  13. Инструкция о банковском переводе, утвержденная Национальным банком Республики Беларусь 29.03.2001 №66.

  14. Инструкция о порядке ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденным Правлением Национального банка Республики Беларусь 28 июня 2001 г. №159, с последними изменениями и дополнениями от 11 ноября 2010 г. № 428.

  15. Методические указания по бухгалтерскому учёту сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции. - Минск : ООО «Информ-пресс». - 2007. - 152 с.

  16. Методические рекомендации по учету затрат  и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг). – Мн.: ООО «Информпресс». – 2009. – 156 с.

  17. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть).

  18. О бухгалтерском учёте и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 18 окт.1994 г., N 3321-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 N 302-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

  19. Об утверждении форм ученых документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, 01.07.2011г., № 268 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр пра­вовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

  20. Об утверждении бланков специализированных форм товарно-транспортных накладных и приемных квитанций для сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, 01.07.2011г., № 267 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр пра­вовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

  21. План счетов бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях. - 2-е изд. - Минск : ООО «Информпресс», 2008. - 244 с.

  22. Постановление  правления Национального банка Республики Беларусь 30 апреля 2004 №74 «Об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками».

  23. Постановление  правления Национального банка Республики Беларусь 28 сентября 2000 №24.12 « Об утверждении правил открытия банками счетов клиентам в Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями Постановление  правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 72.

  24. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2005 №43 утверждена Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.

  25. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об установлении порядка исчисления среднего заработка» от 10.04.2000г. № 47 (последнее изменение и дополнение: от 27.03.2006г. № 37).

  26. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Бела­русь» от 20.09.2002 г. № 123: в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 23 марта 2009 г. № 40.

  27. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2009г. № 1700 «Об установлении размера минимальной заработной платы».

  28. Типовой план счетов и Инструкция по его применению : постановление    М-ва финансов Респ. Беларусь, 30 мая 2003 г.,  № 89 :  в ред. постановления  М-ва финансов Респ. Беларусь от 11.12.2008 г. //   Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005.

  29. Трудовой кодекс Республики Беларусь



Похожие:

Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconГлавное управление образования, науки и кадров
Для студентов специальности 1-25 01 08 – бухгалтерский учет, анализ и аудит, специализации 1-25 01 08 09 – бухгалтерский учет, анализ...
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconМинистерство сельского хозяйства
Для студентов специальности 1-25 01 08 – бухгалтерский учет, анализ и аудит специализации 1-25 01 08 09 – бухгалтерский учет, анализ...
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconКонспект лекций по изучению дисциплины для студентов заочной и дистанционной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Охватывает три автономных в хозяйственном процессе цикла кругооборота реального и номинального имущества
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006
Одобрено методической комиссией факультета бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006
Учет капитала: Лекция.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 33 с
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит Горки 2005
К 494 Учет денежных средств: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 44с
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006
К67 Учет вложений во внеоборотные активы: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 47с
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2005
К 67 Учет затрат и выхода продукции растениеводства: Лекция.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005....
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит Горки 2004
Охватывает какой-либо один вид средств хозяйства, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном...
Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconЛекция для студентов специальностей 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит, 1-25 01 04 финансы и кредит
К 494 Учет финансовых вложений: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 24 с
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами