|
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Кафедра бухгалтерского учета и контроля в АПК ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА Опорный конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Гродно 2011 УДК ББК С СОСТАВИТЕЛИ: О. А. Жарикова, В.В. Кудин Рецензенты: Организация учета и аудита. Конспект лекций / О.А. Жарикова, В.В. Кудин. – Гродно: ГГАУ, 2011 – 29 с. Конспект лекций предназначен для подготовки студентов заочников экономических специальностей по дисциплине «Организация учета и аудита». УДК ББК © О. А. Жарикова, В.В. Кудин, 2011 © УО «ГГАУ», 2011 ВВЕДЕНИЕ Для эффективного осуществления деятельности организации любой формы собственности должны своевременно получать достоверную учетную информацию, что может быть обеспечено только при рациональной организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Бухгалтерский учет организации должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить своевременное и полное отражение в учете всех хозяйственных операций, контроль за экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью имущества, а так же оперативный контроль эффективности работы организации. Решение перечисленных задач возможно только в рамках рациональной организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита, что требует глубоких профессиональных знаний специалистов данного профиля. Цель изучения дисциплины «Организация учета и аудита» заключается в изучении студентами основ и форм организации бухгалтерского учета, работы учетного аппарата, проведения инвентаризации, планирования аудита, а также получении теоретических знаний о принципах и функциях бухгалтерского учета и практических навыков а рациональной организации документооборота, проведении инвентаризации и внутреннего аудита, разработке учетной политики. Краткий опорный конспект соответствует программе курса, требованиям образовательного стандарта по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». ^
1. Правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, требования по составлению бухгалтерской отчетности и взаимоотношения в сфере бухгалтерского учета регулируются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон). В соответствии с Законом бухгалтерский учет — это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ. Закон распространяется на юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также на индивидуальных предпринимателей. В зависимости от различных фактов ведение б/у может быть поручено: - самостоятельному структурному подразделению, во главе с гл. бухгалтером; - специализированной организации; - внештатному специалисту-бухгалтеру, ИП. Организация б/у на с/х предприятиях слагается из следующих составных элементов: система документирования хоз. операций, документооборот, план счетов, форма бухг. учета, организационная структура учетного процесса и распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии, организация хранения бухгалтерских документов. В соответствии со ст. 6 Закона, организация самостоятельно определяет следующие элементы: - выбирает форму бухгалтерского учета; - устанавливает систему внутреннего учета и контроля,; - составляет внутренний план счетов. Все вышеперечисленные моменты оговариваются в Учетной политике предприятия. В процессе ведения бухгалтерского учета необходимо опираться на его основные принципы:
Осуществление вышеуказанных принципов возможно в условиях рациональной организации б/у, означающей такое построение учета, при котором достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда. Такая организация б/у определяется следующими условиями:
На предприятии б/у должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивалось:
5. формирование системы показателей, характеризующих результаты деятельности организации, ее отдельных подразделений и служб. 2. Под бухгалтерским законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц – субъектов бухгалтерского учета. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РБ осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь. Отдельные функции руководства учетом возложены на Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство статистики и анализа РБ и другие отраслевые органы управления, Национальный Банк Республики Беларусь. ^ принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. ^ по согласованию с Минфин РБ разрабатывают и утверждают для подведомственных организаций нормативные документы по отражению в учете и отчетности отдельных специфических объектов учета и хозяйственных операций, специализированные формы первичных бухгалтерских документов, регистров учета и отчетности. ^ Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для всех банков, принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Разрабатывает документы по использованию ден. средств наличных и безналичных предприятиями и организациями. Система государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь состоит из следующих основных законодательных и нормативных актов: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Налоговый кодекс Республики Беларусь. 3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. 4. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». 5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. 6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РБ. 7. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. 8. Положения (национальные стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время идет активная работа по унификации отечественного учета и приближению его к международным стандартам. В этой связи Совет Министров Республики Беларусь принял постановление «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь». Тема 2. Формы организации бухгалтерского учета и работы учетного аппарата
1. Структура учетного процесса может строится на принципах централизации или децентрализации. Данными принципами определяются взаимоотношения между структурными подразделениями и бухгалтерией организации. При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется обработка первичных и сводных документов, ведение синтетического и аналитического учета, составляются балансы и отчетность подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае осуществляет сводный учет по организации в целом. При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии. Все первичные и сводные документы передаются из структурных подразделений в бухгалтерию, где полностью ведется весь синтетический и аналитический учет. В некоторых организациях используется частичная децентрализация учета, когда в производственных подразделениях так же ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость продукции и т. п. 2. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» главный бухгалтер (или бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету и аудиту, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, главный бухгалтер организации имеет право: - устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников; - требовать от материально ответственных лиц обеспечения сохранности имущества, ведения его аналитического учета, своевременного представления отчетов в бухгалтерию; - участвовать в назначении, увольнении и перемещении материально ответственных лиц; - визировать договоры по хозяйственным и трудовым вопросам, приказы по оплате труда работников; - разрабатывать нормы расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; - контролировать качество работы бухгалтеров и МОЛ, выполнение договоров, норм, нормативов; - организовать системный контроль за соблюдением законодательства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», действующему с 1 января 1997 г., в должностные обязанности главного бухгалтера входят:
Обеспечение контроля:
Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД) ОК РБ 006-961 к должности главного бухгалтера установлены следующие квалификационные требования:
3. При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных. Основанием для передачи дел является приказ руководителя организации (причина передачи дел; сроки проведения приема и передачи дел; лицо, ответственное за сдачу документов; лицо, ответственное за прием дел; порядок документального оформления приема и передачи дел; состав комиссии). Порядок приема и передачи дел во многом зависит от того, есть ли у главного бухгалтера преемник. Если есть, то передача дел осуществляется непосредственно ему. При этом обязательно составляется соответствующий акт приема-передачи дел, где указывается состояние передаваемых дел. Если же преемника нет, то руководителем определяется лицо, которое будет принимать дела у главного бухгалтера. В этом случае передача дел будет проходить в два этапа: сначала посредник примет дела от главного бухгалтера, оформив это соответствующим актом, а затем он передает их новому главному бухгалтеру и составляет второй акт. 4. Под структурой бухгалтерии понимается состав работников бухгалтерского аппарата, выполняющих учетные функции на основе принципов разделения труда. В последнее время сложились 2 основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая) и вертикальная. При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 10 человек. При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные группы управления (отделы, бюро, секторы). Структура и штаты бухгалтерии зависят от объема выполняемых ею работ и уровня автоматизированной обработки учетной информации. Правильная организация работы учетного аппарата во многом зависит от того, насколько точно определены правовое положение, административная и функциональная подчиненность бухгалтерии, что должно быть регламентировано Положением о бухгалтерии, где раскрываются структура бухгалтерской службы, задачи, права, функции и ответственность бухгалтерии, служебные связи. Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером совместно с коллективом бухгалтерии, согласуется со всеми главными специалистами (службами) и утверждается руководителем организации. 5. Обязанности работников бухгалтерии конкретизируются путем разработки должностных инструкций, которые определяют и закрепляют обязанности, права и ответственность каждого работника бухгалтерии. Должностные инструкции для работников бухгалтерии разрабатываются главным бухгалтером совместно с юридической службой, при этом учитывают сложность учетных работ и уровень квалификации отдельной кадровой единицы. Должностная инструкция состоит из следующих разделов: 1. «Общие положения». 2. «Обязанности». 3. «Права». 4. «Ответственность» ь. Должностные инструкции составляются в двух экземплярах и утверждаются руководителем организации. Один из них под расписку вручается работнику, а второй хранится в делах бухгалтерии. Тема 3. Организация документирования хозяйственных операций и документооборота.
Первичный учетный документ — это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом, и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материальных ценностей, должно быть ограничено. Не допускается ставить черту перед наименованием должности или делать надпись: «зам». Печать должна ставиться таким образом, чтобы захватывалась часть должности и часть подписи лица, подписавшего документ. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Первичные и сводные учетные документы можно составлять на машинном носителе. В соответствии с Законом «Об электронном документе» такие документы должны соответствовать следующим требованиям: - он должны создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств; - должны иметь структуру установленную законодательством и содержать реквизиты, позволяющие идентифицировать документ; - должны быть представлены в форме, понятной для восприятия.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке:
Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на несколько групп: по причинам возникновения — небрежность, бухгалтерская неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники; месту возникновения — в тексте или в цифрах первичных документов, при разноске в регистры; по значению — локальные ошибки (например, в дате) и транзитные (вызывающие автоматические ошибки в нескольких местах). Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Ошибки в первичных документах исправляются внесением дополнительной проводки либо сторнированием ошибочных сумм. Исправление в документ вносится корректурным способом. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистрах подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. При выявлении ошибок, они должны быть исправлены в месяце выявления. Если ошибка обнаружена после окончания отчетного года, но до составления ГБО, то исправления проводятся заключительными оборотами декабря. Если же ГБО уже сдана, то исправления по ошибкам прошлого периода должны быть внесены в учете текущего периода, когда такая ошибка обнаружена. Все выявленные и исправленные искажения должны быть оформлены бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать: дату составления, периоды допущения ошибки и ее исправления, основание исправления, неверную сумму и сумму после исправления, а также расчет верной суммы. Такая справка-расчет подписывается лицом, ее составившим, и гл. бухгалтером.
Документооборот — это движение документов в организации от момента их создания или получения от других организаций до момента принятия к учету, обработки и передачи в архив. В каждой организации должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя: а) рабочий альбом форм документов; б) график документооборота. Рабочий альбом форм документов формируется по разделам учета. Каждый раздел альбома состоит из четырех частей:
График документооборота разрабатывается гл. бухгалтером и утверждается приказом руководителя организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ, с учетом процесса документооборота:
Каждому работнику, ответственному за составление и предоставление документов, предоставляется выписка из графика. В выписке перечисляются документы, сроки их представления и подразделения предприятия, в которые направляются указанные документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по организации осуществляет главный бухгалтер. Документы могут быть изъяты у организации органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми органами и органами финансовых расследований по делам, находящимся у них на рассмотрении, на основании их постановлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В случае пропажи или уничтожения первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, уничтожения. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, копия акта направляется вышестоящей организации. Тема 4: Организация проведения инвентаризаций 1. Понятие, виды и задачи инвентаризаций. 2. Сроки планирования и проведения инвентаризаций. 3. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации. 4.Порядок составления сличительных ведомостей и актов результатов инвентаризации. 1. Понятие, виды и задачи инвентаризаций. Инвентаризация средств (активов) и источников (пассивов) — это проверка в натуре и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. В зависимости от признаков и причин, по которым проводится инвентаризация, различают: - плановые и анеплановые; - сплошные и выборочные; - полные и частичные. В соответствии со ст. 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» проведение инвентаризаций обязательно:
В инструкции оговаривается, что инвентаризация также проводится по решению руководителя организации, контролирующих органов или ревизионной группы, при коллективной ответственности. В процессе проведения инвентаризации решаются следующие задачи:
^ В соответствии с Инструкцией по инвентаризации имущества и обязательств, в учетной политике для целей бухгалтерского учета должно быть определено:
В целях обеспечения своевременного и полного проведения инвентаризации главный бухгалтер должен составить план-график проведения инвентаризации, который состоит из двух частей:
План-график проведения инвентаризаций утверждается руководителем организации. В соответствии с вышеназванными методическими указаниями определены рекомендуемые сроки проведения инвентаризации: 1) основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации – не менее одного раза в год – не ранее 1 ноября; 2) незавершенного производства и полуфабрикатов – не менее двух раз в год– не ранее 1 ноября; 3) животных на выращивании и откорме – не менее одного раза в год– не ранее 1 ноября; 4) денежных средств – не менее одного раза в год – не ранее 1 декабря; 5) расчеты с банком – по мере получения выписок банка; обязательств и других активов – не менее одного раза в год – не ранее 1 декабря. Количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организации по их усмотрению. ^ Организацию и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Постоянно действующие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции:
Для непосредственного проведения инвентаризаций постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии. Состав рабочих комиссий утверждается приказом руководителя организации. В приказе устанавливается срок проведения инвентаризации. Приказ вручается рабочей комиссии перед началом инвентаризации вместе с контрольным пломбиром, выдаваемым председателю комиссии. Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции: осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли; вносят предложения по вопросам улучшения учета ценностей и контроля за их сохранностью и др. Рабочая инвентаризационная комиссия перед инвентаризацией: - пломбирует подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; - проверяет исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их хранения; - получает на момент инвентаризации последние реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материных ценностей и денежных средств; - получает расписку от МОЛ о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию и поступившие под их ответственность ценности оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут приниматься и отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, что отмечается отдельной описью. Проверка ценностей проводится при обязательном участии материально-ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного их пересчета, взвешивания, обмера. Данные о фактических остатках материальных ценностей записываются в инвентаризационную опись, которую составляют в 2 или 3 экземплярах. Описи подписываются всеми членами рабочей комиссии и материально-ответственными лицами. Описи могут быть заполнены вручную или получены с ЭВМ. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. После завершения инвентаризации инвентаризационная группа совместно с материально-ответственным лицом хозяйства в выборочном порядке обязана провести контрольные проверки. Результаты проверки оформляются актом. Если при контрольной проверке не обнаружено расхождений, то организация может быть открыта для работы, в обратном случае - проведение повторной сплошной инвентаризации. По окончании инвентаризации каждая рабочая группа составляет протокол, в котором отражает результаты инвентаризации, а также результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Все материалы проверок и протоколы руководителя рабочих групп представляют на рассмотрение руководителю организации. ^ По окончании инвентаризации описи передаются председателем инвентаризационной комиссии: первый экземпляр — главному бухгалтеру или бухгалтеру, ведущему учет товарно-материальных ценностей; второй экземпляр — материально-ответственному лицу под расписку на первом экземпляре. Получив описи, бухгалтер проводит тщательную проверку правильности таксировки и всех подсчетов, приведенных в инвентаризационной описи. После проверки описей бухгалтер выводит окончательный результат инвентаризации, для чего составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф.Инв-13). Прежде чем устанавливать окончательный результат, бухгалтер должен произвести взаимный зачет излишков и недостач, полученных при пересортице, и рассчитать сумму их естественной убыли. О допущенной пересортице материально-ответственные лица дают письменные подробные объяснения. Решение о возможности взаимного зачета пересортицы окончательно принимает руководитель организации. В случае если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц, а если они не установлены, то на расходы организации. Могут применяться 2 способа составления сличительных ведомостей: 1) по всем без исключения материальным ценностям; 2) по ценностям, по которым выявлены недостачи или излишки. Составленная и проверенная сличительная ведомость и акты вместе с подробным объяснением материально-ответственных лиц о допущенной пересортице передаются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей и дает свои заключения, предложения по результатам инвентаризации, которые отражает в протоколе. Протокол заседания постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации не позднее 10 дней после окончания инвентаризации. Он обязан немедленно принять меры по устранению причин, вызвавших недостачи или излишки ценностей. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончилась инвентаризация. Тема 5. Делопроизводство бухгалтерии
Совокупность работ, связанных с регистрацией документов, и классификацией, движением, учетом и хранением, называется делопроизводством. Делопроизводство в бухгалтерии организуется на основе единой номенклатуры дел, установленной в организации. ^ – это систематизированный список наименований дел, заводимых в делопроизводстве, с указанием сроков их хранения. Она необходима для быстрого поиска документов по их виду и содержанию. Составление номенклатуры дел регламентируется Примерной инструкцией по делопроизводству, а также Основными правилами работы архивов, основными правилами работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь. В организациях, имеющих устойчивую структуру, номенклатура дел строится по структурному принципу. В организациях, не имеющих устойчивой структуры, номенклатура дел строится по структурно-функциональному или функциональному принципу (по направлениям деятельности без деления на структурные части). В первой графе номенклатуры дел проставляется индекс. Система индексов может быть: цифровая, буквенная и смешанная. Во второй графе указывается заголовок дела. Графа 3 номенклатуры дел «Количество дел (томов)» заполняется в конце делопроизводственного года. В графе 4 указываются сроки хранения и даются ссылки на статьи перечней, в которых такие сроки установлены. В графе 5 «Примечание» проставляются отметки о заведении дел, переходящих делах, выделении дел к уничтожению, лицах, ответственных за формирование дел, и т. д. По окончании календарного года делопроизводственной службой составляется итоговая запись о категориях и количестве заведенных дел. Документы в деле систематизируются в хронологическом порядке либо по алфавиту, либо по нумерации.
Для хранения всех документов и ведения работ с ними в организациях создаются ведомственные архивы. Для них выделяются специальные помещения. В организации должна быть предусмотрена штатная должность заведующего архивом или приказом руководителя назначено лицо, ответственное за архив. В организации составляется положение об архиве, где определяется состав документов архива, его задачи и функции, права, ответственность заведующего архивом. Если накапливается очень большое количество документов, то через определенное время организация может передать их на хранение в государственный архив. К помещению государственного архива предъявляются следующие требования: необходимо предоставить специально построенное здание (или часть здания), приспособленное для хранения документов; архив должен состоять из комплекса помещений, в который входят: хранилища для документов, рабочие кабинеты сотрудников, читальный зал для работы пользователей (исследователей); хранилища должны быть изолированы, оборудованы пожарной охранной сигнализацией. Необходимо поддерживать температурно-влажностный режим хранения документов на бумажной основе. Допускается выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и архива во временное пользование вне архива структурным подразделениям организации, организациям данного ведомства, а также судебным, следственным, налоговым и контрольным органам. Выдача дел производится на основании письма соответствующей организации и разрешающей резолюции руководителя.
Документы организации, отложившиеся в делопроизводстве и бухгалтерии, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение либо хранятся краткие сроки и затем выделяются к уничтожению Различают оперативное и архивное хранение бухгалтерских документов. В соответствии с Основными правилами работы архивов Республики Беларусь в архив передают дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, передача осуществляется по описям дел. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в архив не подлежат. Они могут храниться в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке Отбор документов на хранение или уничтожение является результатом проведения экспертизы ценности документов. ^ — это определение научно-исторической, социально-культурной ценности и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение либо уничтожение. Экспертная комиссия назначается приказом руководителя организации в составе трех—пяти человек. В состав комиссии в обязательном порядке должны быть включены работник делопроизводственной службы, заведующий архивом, главный бухгалтер.. Экспертизу ценности документов значительно облегчает деление их на три группы: основную, оперативную и по личному составу. К основной документации относятся: положения, уставы, приказы, сводные планы и др. Эти документы подлежат постоянному хранению. Оперативными считаются документы по бухгалтерскому учету и отчетности, материально-техническому снабжению, административно-хозяйственным вопросам. Для этой категории документов, как правило, установлены временные сроки хранения. Документация по личному составу — это приказы, личные карточки работников, книги учета личного состава, лицевые счета начисления заработной платы рабочим и служащим. Эти документы имеют длительные сроки хранения. По срокам хранения документы и дела различают:
Законченные делопроизводством дела постоянного, срока хранения и по личному составу по окончании календарного года, в котором они заведены, должны быть подготовлены к передаче в архив организации.
К бланкам строгой отчетности относятся бланки ценных документов с определенной степенью защиты, бланки иных документов, имеющих идентификационный номер, нанесенный при изготовлении, элементы защиты от подделки, соответствующие требованиям, определяемым законодательно. Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место и порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя. Руководителем по согласованию с главным бухгалтером утверждается перечень ответственных лиц, на которых возложено хранение и ведение учета бланков строгой отчетности. Такие лица регистрируют поступившие бланки строгой отчетности в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности. Книга должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена печатью и подписью руководителя и гл. бухгалтера Бланки строгой отчетности выдаются с разрешения руководителя и главного бухгалтера под отчет материально-ответственным лицам по приходно-расходным накладным на бланки строгой отчетности с указанием их серий и номеров. Передача бланков строгой отчетности от одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей другим не допускается. При списании с материально-ответственных лиц использованных бланков строгой отчетности составляется акт на их списание. На испорченные и (или) аннулированные бланки строгой отчетности составляется реестр, к которому они подкрепляются и хранятся в течение месяца после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Уничтожение бланков строгой отчетности, по каким-либо причинам не подлежащих использованию, может производиться в вышеуказанный срок только по письменному разрешению руководителя. Приказом руководителя назначается комиссия, которая акт списания бланков первичных учетных документов, который представляется в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ. Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Ежемесячно производится инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения. Тема 6. Учетная политика организации 1. Основные положения по составлению учетной политики 2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. 3. Учетная политика для целей налогового учета ^ Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, утвержденной решением руководителя организации. Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. В республике разработан национальный стандарт — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», который определяет общий порядок формирования, разработки и утверждения учетной политики. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из принципов бухгалтерского учета. Учетная политика организации включает в себя:
^ должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности. Основная задача учетной политики: обеспечение равномерности получения доходов, т. е. хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения бухгалтерского учета, чтобы исключить резкие всплески и падения финансовых результатов. ^ Учетная политика состоит из трех частей: - методологической, данная часть содержит положения, которые регулируют методологию ведения б/у. Способ ведения б/у можно отнести к данной части УП, если избрание того или иного способа влияет на показатели БО. - методической; данная часть УП включает способы ведения б/у, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе б/у; данные приемы не оказывают влияние на показатели БО, регулируют технику отражения операций на счетах. - организационной. Третья часть УП описывает организацию системы б/у. Способ ведения б/у, который относится к этой части фиксирует форму, по которой ведется б/у, определяет способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата, организацию внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля, а также технологию обработки учетной информации. В методической части УП должны быть отражены следующие способы ведения бухгалтерского учета: 1. рабочий план счетов; 2. правила документооборота и технологической обработки учетной информации; формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности; 3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, методы их оценки; 4. порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения. К методологическим относятся следующие способы ведения б/у:
^ Разработку учетной политики для целей налогового учета осуществляет главный бухгалтер или иное лицо в соответствий своими должностными обязанностями. Учетная политика для целей налогового учета определяет организационные, технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Организационный аспект учетной политики предполагает:
Технический аспект учетной политики для целей налогового учета или техника ведения налогового учета отражают:
Методический аспект учетной политики в целях налогообложения позволяет описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству они отличаются от правил ведения бухгалтерского учета. Тема 7. Основы организации внутреннего аудита на предприятии 1. Сущность внутреннего аудита. 2. Структура внутренних аудиторских служб и методика внутреннего аудита. 3. Права и обязанности внутренних аудиторов. 4. Взаимодействие службы внутреннего аудита с подразделениями предприятия. ^ Эффективное управление организацией на современном этапе невозможно без применения различных форм контроля. Одним из видов контроля выступает аудит. Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета, отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в проверяемой отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству. В Республике Беларусь выделяют 2 основных вида аудита: внешний и внутренний. Внутренний аудит является составной частью системы управления производством и проводится работниками либо специальной службой организации, непосредственно подчиненными руководству организации. Объектом внутреннего аудита является финансово-хозяйственная и производственная деятельность организации. ^ – это внутрихозяйственная деятельность по независимой и компетентной оценке финансово-хозяйственных и управленческих процессов, основанная на проведении сбора, анализа и оценки свидетельств об экономических фактах с целью выявления степени соответствия установленным критериям, а так же установления эффективности работы субъекта, прогнозирования, определения рекомендаций и советов. Внутренний аудит можно рассматривать, как: - функцию управления предприятием; - форму внутреннего контроля за эффективностью деятельности субъекта хозяйствования; - инструмент оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; - систему контроля, организованную в интересах собственника организации. Задачи внутреннего аудита:
^ Служба должна организовываться как самостоятельное структурное подразделение и представлять собой часть внутрихозяйственного контроля. ^ – это совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся руководителю. Организация внутренней службы аудита зависит от многих факторов:
Служба внутреннего аудита может быть организована в виде: - ревизионных комиссий; - отделов внутреннего аудита; - группы контроля; - инвентаризационного бюро и др. В целях организации внутреннего аудита на предприятии должны разрабатываться специальные внутренние документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов (положение об отделе внутреннего аудита или ревизионной комиссии, стандарты и регламенты внутреннего аудита, должностные инструкции специалистов внутреннего аудита). Служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководителю, действует согласно разработанным планам, все результаты работы документирует, а отчет в письменном виде предоставляет руководителю к утверждению. Таким образом, при проведении внутреннего аудита необходимо соблюдать соответствующую методику, которая базируется на примере общего аудита и включает в себя четыре раздела: 1. подготовка к проведению аудиторской проверки; 2. планирование аудита; 3. проверка; 4. порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству. В Отчете должны содержаться: состав группы внутреннего аудита, наименование проверяемого подразделения, период проверки, сведения о методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, рекомендации устранению выявленных нарушений со ссылками на законодательные и нормативные документы. ^ Руководитель отдела внутреннего аудита имеет следующие функции: - должен информировать администрацию предприятия о существующих фактах вскрытых в ходе проверки; - представляет календарный план аудиторских работ и отчет о выполненных работах; - должен отвечать за обеспечение надзора за аудитом; - осуществлять контроль за тем, чтобы выявленные факты, выводы и заключения аудита подтверждались рабочей документацией. Кроме того, руководитель осуществляет контроль качества проведения проверок внутренними аудиторами. Для этого проводятся периодические внутренние обзорные проверки, т. е. периодическая самооценка отдела внутреннего аудита. ^ стоит во главе каждой аудиторской проверки, ему вменяются следующие функции: - организовывает проверку (составляет планы графиков проверок, закрепляет участки работы за каждым аудитором, составляет общую программу аудита); - доводит до сведения руководителя отдела основные результаты аудита; - учувствует в подготовке и документальном оформлении результатов проверки, систематизирует и обобщает их; - составляет отчет по результатам проверки; - организует консультирование по вопросам проверки; - проверяет исполнение приказов и распоряжений лиц, назначивших проверку. Основную массу работ в аудиторской службе выполняют аудиторы. ^
Обязанности аудитора:
^ В первую очередь аудиторы взаимодействуют с руководством организации. Они получают от руководства приказы, распоряжения и планы, а ему предоставляют результаты проверок, анализов и оценку деятельности, а так же рекомендации и заключения. Таблица. Взаимодействие внутренних аудиторов с отделами и подразделениями организации.
Руководитель отдела внутреннего аудита обязан проследить, чтобы материалы проверок исполнялись в указанных подразделениях, а так же чтобы аудиторы были обеспечены необходимой базой и условиями для проведения проверок. ^ Основная литература:
Нормативно-правовые акты:
|
![]() | Главное управление образования, науки и кадров Для студентов специальности 1-25 01 08 – бухгалтерский учет, анализ и аудит, специализации 1-25 01 08 09 – бухгалтерский учет, анализ... | ![]() | Министерство сельского хозяйства Для студентов специальности 1-25 01 08 – бухгалтерский учет, анализ и аудит специализации 1-25 01 08 09 – бухгалтерский учет, анализ... |
![]() | Конспект лекций по изучению дисциплины для студентов заочной и дистанционной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Охватывает три автономных в хозяйственном процессе цикла кругооборота реального и номинального имущества | ![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006 Одобрено методической комиссией факультета бухгалтерского учета в сельском хозяйстве |
![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006 Учет капитала: Лекция.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 33 с | ![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит Горки 2005 К 494 Учет денежных средств: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 44с |
![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2006 К67 Учет вложений во внеоборотные активы: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. 47с | ![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учёт, анализ и аудит Горки 2005 К 67 Учет затрат и выхода продукции растениеводства: Лекция.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005.... |
![]() | Лекция для студентов специальности 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит Горки 2004 Охватывает какой-либо один вид средств хозяйства, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном... | ![]() | Лекция для студентов специальностей 1-25 01 08 бухгалтерский учет, анализ и аудит, 1-25 01 04 финансы и кредит К 494 Учет финансовых вложений: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 24 с |