Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока icon

Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока



НазваниеПриродные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Природные зоны Африки.d:\фото\dcim\101_pana\p1010142.jpg

Подготовила: Кухарь Александра Даниловна

Учитель географии 1 категория

Возрожденская ОШ 1-3 ст.

Урок в 7 классе

Цели урока: образовательная – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

-развивающая – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой.

-воспитательная – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формирование интереса к географии.

^ Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: карта «Природные зоны мира», таблицы «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

- Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всем своем величии и красоте, волшебный мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе.

- Обратите внимание на карту возле доски, найдите ее в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чем она может нам рассказать? (О природных зонах).

1. Актуализация и повторение знаний

Задание 1. Из предложенных слов и выражений составьте определения понятий:

Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира).

^ Ответ: Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

^ Широтная зональность – …смена… (от экватора к полюсам, закономерная, природных зон, в связи с уменьшением, неравномерностью увлажнения, солнечного тепла, и).

Ответ: Широтная зональность – закономерная смена природных зон от экватора к полюсам, в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения.

Задание 2. Вспомните, какие природные зоны есть на Земле, и в какой последовательности они сменяют друг друга. (Учащиеся называют природные зоны мира и показывают их на карте «Природные зоны мира»).

Задание 3. Игра «Расшифруй!»

Какое животное здесь зашифровано и в какой природной зоне оно живёт? Для этого необходимо определить, какая природная зона охарактеризована в описании и, из ключа к шифру, сложить слово.

  1. Гигантское «зелёное море», рай для растений, расположенный вдоль экватора. Здесь не существует зимы и лета, осени и весны. Через плотную «крышу» крон деревьев солнечный свет почти не доходит до почвы.

  2. Безводной и голой выглядит местность, покрытая камнем и щебнем, а местами песком. Лишь на склонах холмов и вдоль пересохших русел рек растут немногочисленные уродливые кустики.

  3. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников. К суровым условиям зоны приспособлены олени, песцы и белые куропатки.

  4. Самая распространённая в нашей стране природная зона. Основными видами лесов этой зоны являются хвойные (ель, сосна, лиственница, пихта). Животные зоны: бурый медведь, лось, косули, рысь и др.

^ КЛЮЧ К ШИФРУ:

А – арктическая пустыня

О – тундра

Н – тайга

В – смешанные леса

К – широколиственные леса

И – степи

Л – пустыни

М – саванны

С – экваториальные леса

^ Ответ: СЛОН – типичное животное Африки, обитающее в саваннах.

2. Переходный момент. Мотивация к изучению нового материала

– А какие животные, кроме африканских слонов живут на материке и в чём особенность органического мира Африки? Хотели бы вы побывать в Африке? Почему многих людей так манит этот материк?

Обобщив ответы ребят, учитель отмечает уникальность животного и растительного мира материка и предлагает подробнее познакомиться с природными зонами материка и их особенностями.

^ III. Восприятие и осмысление нового материала.

Работа с картой и атласом.

- Какие природные зоны есть в Африке?

Задание 1. Внимательно рассмотрите карту природные зоны Африки. Нанесите на контурную карту границы: 1 группе – экваториальных лесов; 2 группе – саванн; 3 группе – пустынь и полупустынь.

Задание 2. Какие климатические условия характерны для: 1 группа – экваториальных лесов; 2 группа – саванн; 3 группа – пустынь и полупустынь.

- Давайте посмотрим на маршрут нашего путешествия. Но прежде чем мы начнем свое путешествие, давайте посмотрим, какие опасности могут нас поджидать в Африке.

Сообщение учащихся о ядовитых и опасных животных Африки.

- Мы начинаем наше путешествие с влажных экваториальных лесов. Влажные экваториальные леса Африки или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба. Диаметр ее ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни достигают высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.

Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.

В нижнем ярусе растут деревья высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев. Леса вечнозеленые, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно не плодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий климат способствует бурному развитию сказочной растительностью. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-желтыми ферраллитными из-за своего цвета и содержания железа.

- Кто же обитает в этих лесах?

Сообщение учащихся о животном мире экваториальных лесов.

- Дальше наше путешествие будет проходить по саваннам Африки.Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн.

^ Сообщение учащихся о саваннах.

- Конечный путь нашего путешествия – пустыни. Тут Африка другая, здесь нет дождей, а температура достигает 50-600С. Надо быть осторожным и внимательным. Ведь там ветер встает и ложится вместе с солнцем. Горе тому, кого застигнет самум – страшный песчаный вихрь.

^ Инсценировка путешествия по пустыне.

Наташа: Может не пойдём. Ведь не зря говорят нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!

Алеша: Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри – голубое небо, солнце не так уж и высоко.

Наташа: Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки?

(Появляются люди – местные жители – туареги).

^ 1-й туарег: Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.

Наташа. Но где же вы здесь живёте?:

2-й туарег: Мы предпочитаем оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Она обеспечивает нам жизнь.

В: Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.

^ Наташа: А я очень люблю плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые. А из животных, наверное, живут только верблюды?

Алеша: Верблюд – корабль пустыни!

1-й: Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.

Наташа: А антилопы, косули, газели есть?

2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.

1-й: Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.

2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.

1-й: Из птиц – страусы и дрофы.

2-й: Есть и ядовитые скорпионы.

^ Алеша: Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.

Наташа: Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.

^ Алеша: Вот такая Африка!

Вместе: Удивительная Африка!

IV. Закрепление: Каждая группа получает карточки с заданиями, которые она задает двум другим группам предварительно обсудив ответ в своей команде.

1 группа: А) Выберите лишнее, и ответ поясните: слоновая трава, баобаб, сейба, акация.

Б) Дополните ряд: скорпион, гиены, верблюд …

2 группа: А) определите природную зону по следующим признакам: два сезона – сухой и влажный, преобладает травяной покров, почвы красно – бурые.

Б) Найдите лишнее, ответ поясните: жираф, зебра, муха це-це, слон, антилопа.

3 группа: А) Найдите лишнее, ответ поясните: высокая влажность, температура постоянно высокая +240С, годовое количество осадков свыше 2000 мм, большая суточная амплитуда температур.

Б) Найдите лишнее, ответ поясните: страус, лев, ленивец, бегемот, верблюд.

«Ассоциация»: игра заключается в определении растений и животных по ассоциациям и помещении их в природную зону на контурной карте.

1 группа – желтая карточка, карточка с изображением гориллы, вельвичии.

2 группа – зеленая карточка, карточка с изображением баобаба, варана.

3 группа – розовая карточка, карточка с изображением страуса, мухи це-це.

Домашнее задание : § 28. 1. Изучить текст параграфа 2. Заполнить таблицу

3. Подготовить рассказ о стихийных бедствиях, имеющихся на материке.


^ Таблица «Природные зоны Африки»



№ з/п

Что характеризуем

Экваториальные леса

Саванны

Пустыни

1.


Географическое положение











2.

Климатические условия

1. Климатический пояс

2. Ср t января

ср t июля

3. Годовое количество осадков, их режим











3.

Почвы










4.

Типичные растения










5.

Культурные растения










6.

Животный мир










7.

Природные особенности (данные записаны в таблице заранее и объясняются учителем)










8.

Охраняемые территории












Похожие:

Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки» 7 класс
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок 10 класс Страны Северной Европы. Страны Южной Европы
Подготовила: Кухарь А. Д. – учитель географии І категория Возрожденской ош І-ІІІ ст
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок географии на тему: «Природные зоны Африки»
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок в 8 классе по географии. Учитель географии Даутов Артур Бариевич. Тема урока: Особо охраняемые природные территории России
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок географии в 7 классе Учитель: Уразаева Р. Ч. Тема: Внутренние воды Африки
Организационный момент Визуально проверить подготовку класса и каждого ученика к уроку
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconПлан-конспект открытого урока по теме
Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок географии в 8 классе Подготовила Назарова Н. А., учитель географии моу русской сош
Образовательная. Раскрыть уникальность природы озера Байкал; познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; сформировать...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconУрок в 8 м классе по теме " Реформы Александра Второго"
Цель урока: помочь ученику высказать отношение к реформам Александра Второго через разрешение проблемной ситуации реформы Александра...
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconПодготовила Синицына Елена Александровна, учитель географии Предметная область: краеведение. Тема урок
Цель урока: сформировать представление об отдыхе на территории Ивановского района
Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока iconКонспект урока по географии в 9 классе. Лионова Т. В., учитель географии мбоу «сош №6». Тема: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами