Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели icon

Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели



НазваниеТема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида

Цели:

  • повторить изученное о глаголе;

  • познакомить учащихся с глаголами совершенного и несовершенного вида, обратить внимание на их различие и использование в речи;

  • развивать логическое мышление и орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к предмету;

  • начать размышление над вопросом «Что значит – найти себя?»

Место в курсе : 20-ый урок в 8 классе

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Методические приёмы: «Удивляй!», математическое упражнение, орфоэпическая разминка, работа с тренажёром, работа в группах, беседа, творческая работа, исправление ошибок, составление мини-текста по картине.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред. Гудзик И.Ф., Корсакова В.А., Сакович О.К., мультимедийная презентация, компьютерный тренажёр «Глагол», тренажёр Карлиной И.В. (г. Краснодар, Россия) «Личные окончания глаголов».


^ Ход урока

I. Организационный момент.

1. Чтение опорного стихотворения Л. Татьяничевой (проговаривается всем классом) Приложение 1. Слайд 2.

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся скалы отвесной.

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

^ 2. Запись темы, формулировка целей с помощью опорных слов:

  • Повторить, что …

  • Уточнить, какие … и чем … в предложении

  • Уметь отличать … от других …

  • Научиться определять… Слайд 3.

^ II. Актуализация знаний.

1. Выполение почти математического упражнения. Какая в итоге получится форма глагола?

Сидеть - (ть) + (л) =

Жить - (ть) + (л) =

Мыться - (ть) + (л) =

Лечиться - (ть) + (л) = Слайд 4.

^ 2. Орфоэпическая разминка. Игра «Поставь правильно ударение» (Начинают играть все желающие; тот, кто ошибся, выбывает):

Начал, звонит, положил, понял, балую, предложил, перчить, углубить, баловать, облегчить. Слайд 5.

^ 3. Работа с тренажёром Карлиной И.В. (г. Краснодар, Россия) «Правописание безударных личных окончаний глаголов». (Пять учеников по очереди работают с интерактивной доской, остальные на местах списываот слова, вставляя пропущенные буквы. После выполнения обмениваются тетрадями, сверяют правильность выполнения). Приложение 2.

III. Усвоение новых знаний.

^ 1. Работа с текстом ( отрывок из произведения И. Тургенева «Певцы») в группах. Слайд 6.

Задание первой группе. Прочитать текст. Ответить на вопрос «Почему Яков стал победителем в необычном соревновании?». Выписать 5-6 глаголов, которые отвечают на вопрос «Что делать?». Подумать, какое действие они обозначают. Сделать вывод.

^ Задание второй группе. Прочитать текст. Ответить на вопрос «Чем отличалось пение Якова от пения соперника?» Выписать 5-6 глаголов, которые отвечают на вопрос «Что сделать?». Подумать, какое действие они обозначают. Сделать вывод.

^ Отчёт первой группы. Выписанные глаголы: играл, вытягивал, умолкал, подхватывал, слушали, чувствовал. Они указывают на продолжительное, повторяемое действие. Это глаголы несовершенного вида. В голосе Якова звучала «глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость… Русская, правдивая душа звучала и дышала в нём …» Поэтому он и вышел победителем в пении.

^ Отчёт второй группы. Выписанные глаголы: вздохнул, запел, заиграл, полилась, шевельнулся, увидал. Они указывают на результат действия. Это глаголы совершенного вида. Пение Якова выделялось тем, что он полностью ему отдавался. От каждого звука его голоса веяло чем-то родным.

^ 2. Беседа по тексту с использованием совершенного и несовершенного вида глаголов:

- Кто начал состязание певцов?

- Какую песню исполнил первый участник?

- Как реагировали на выступление Якова присутствующие?

- А кому отдали бы вы победу?

Физкультминутка

^ 3. Творческая работа. (Списать предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы обоих видов, объяснить). Слайд 7.

Музыка может многое … , о многом … . Она будет … и … с вами, … разные оттенки чувства. Но музыка … особым языком. Для того чтобы … язык музыки, нужно … . Иногда музыке … слова. Они … основное содержание музыкального произведения, а музыка … мысль, выраженную словом.

(Предполагаемые глаголы: рассказать, выразить, грустить, говорит, радоваться, передаст, вслушиваться, понять, помогают, передают, развивают)

^ IV. Первичная проверка понимания нового учебного материала.

Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. Слайд 8

  • Я дочитал книгу и шел спать.

  • Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.

  • Я долго переписал сочинение.

  • Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

  • Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

^ V. Закрепление знаний.

1. Составление мини-текста по картине Б. Кустодиева «Деревенский праздник» Слайд 9.

Материал для работы: собрали урожай, обмолотили пшеницу, сложили сено в стога, засыпали закрома зерном; молодёжь пляшет, старики беседуют, дети кричат).

^ 2. Работа с тренажёром «Глагол». Обобщение изученного. (Ребята по цепочке выполняют действия). Приложение 3.

VI. Подведение итогов. Оценивание. Слайд 10.

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какой вид работы запомнился больше?

Учитель. Скоро вы будете выбирать профессию. Важно найти себя и не ошибиться. Придётся выполнять и продолжительные действия, и работать на результат. Глаголы совершенного и несовершенного вида вам в этом помогут.

^ VII. Домашнее задание.

1. Составить и записать небольшое высказывание «Какая музыка мне

нравится и почему». Использовать глаголы сов. и несов. вида.

2. Выучить определение сов. и несов. вида глаголов. Слайд 11.


Литература

  • Голубева A.B. и др. Сборник упражнений по грамматике русского языка. Сиб., 2002г.

  • Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке. М.,1994г.

  • Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Сиб. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1988г.

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1995г.

  • Сборник упражнений по русскому языку для самостоятельной работы. // Будзинская И.С., Гадалина И.И., Иванова A.C. и др. -М.: Русский язык, 1991г.

  • Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М., 1999г.









Похожие:

Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconТема. Неопределённая форма глагола (инфинитив). Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание неопределённой формы глаголов (повторение)
Обучающая: расширить и углубить знания о неопределенной форме глагола; дать понятие о видах глагола; научить определять виды глагола;...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconУрок по теме. Цель: закрепить умение определять вид глаголов, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовые пары
Развивать умение выполнять развивать положительные эмоции у детей, создавая ситуации занимательности и удивления
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconТема. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы
Развивающая: развивать внимание, память, эмоции, мышление и его операции: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconДидактическая цель
Методическая цель урока №1: осуществить педагогический контроль по темам “Глаголы 1, 2, 3 группы в présent, passé composé”, «Глаголы...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconУрок №1 (43) план конспект урока "вид. Критерии вида" Цели урока
Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconПрограмма по элементам: 1-го вида 1200 шт.; 2-го вида 8000 шт.; 3-го вида 750 шт. Компьютерная технология получения оптимального решения
Ставится задача поиска рационального варианта раскроя бруса длиной l1=300 мм, l2=130 мм, l3=60 мм (отходами на разгрузку, распил...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тема: «Обобщение изученного о глаголе»
Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconМбс(К)оу «школа-интернат №101, VIII вида конспект внеклассного занятия по программе «Школа здоровья» Тема: Кузбасская эстафета
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconРассказ по картинке. Подчеркните все глаголы, определите вид и время. Выделите суффикс -л- у глаголов прош вр. Задание 2
...
Тема. Глаголы совершенного и несовершенного вида Цели iconТема классного часа: человек. Личность. Гражданин. Цели
Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, фор­мировать гражданскую позицию
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами