Министерство образования и науки Украины Херсонский экономико-правовой институт Л. М. ГерасимовичВнешнеэкономическая деятельностьКонспект лекцийХерсон 2002 Конспект лекций разработал зав. каф. доц. к.т.н. Герасимович Л.М. Конспект лекций рекомендован для студентов по специальности 7.050206 “Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятий” Министерство образования и науки Украины Херсонский экономико-правовой институт ^ Конспект лекцийХерсон 2002 Содержание
Тема №1. Из истории экономической мысли. Классические и неоклассические экономические теории как базис, для познания экономических дисциплин включая мировую экономику и внешнеэкономическую деятельность.
Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Мыслители древней Греции Ксенофонт и Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности человека и впервые ввели термин “экономия” (ойкономия). В дальнейшем экономическая наука развивалась в направлении изучения государственной хозяйственности и получила новое название “политическая экономия”. Одной из первых книг на эту тему в последствии становится “Трактат политической экономии” в 1615 г. французским дворянином Антуаном да Монкретьеном. Этот трактат был вручен Людовику XIII, в котором было изложено руководство по сбору налогов, пошлин, указаны пути развития мануфактур, ремесел, торговли и впервые была разработана методика построения государственного бюджета. Следующим шагом в развитии экономической науки было появление учения “Меркантилизм”. Основной фигурой, по мнению меркантилистов в государстве был купец. При меркантилизме баланс торговли страны должен быть обязательно положительным и только тогда в их страну потечет золото. К сожалению, в современный период немало экономистов, которые ратуют за положительный баланс во внешней торговле, то есть рекомендуют правительству всячески поощрять экспорт, сокращать импорт. В XVII веке во Франции зародилось новое направление “Физиократия” (из греческого – власть природы). Основатель Франсуа Кенэ (1594 – 1774). Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги и не золото, а продукт – произведенный в сельском хозяйстве. То есть ключевой фигурой общества становится крестьянин, а остальные члены общества перерабатывают этот продукт либо просто потребляют – армия, рантье, дворяне. Но заслугой физиократов было то, что они впервые попытались вывести прирост богатства нации из процесса производства, а не обращения. Франсуа Кенэ приобрел знаменитость в этой теории благодаря своей “экономической таблице”, в которой он впервые рассмотрел воспроизводство общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства и сельского хозяйства, производственностью и торговли. Заслуги Кенэ в создании этой таблицы высоко ценили Адам Смитт и Карл Маркс. Основное место в истории этой мысли занимает великий шотландский экономист А. Смитт (1723 – 1790). Смитт является автором знаменитого труда “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). в этом труде Смитт впервые обосновал, что богатство нации, народов создается производственным путем во всех отраслях экономики. Смитт впервые обосновал экономическую необходимость разделения труда, и являлся отцом теории “Абсолютных преимуществ”. Смитт был глубоко убежден, что экономика будет функционировать научным образом если исключить любые формы государственного вмешательства, то есть Смитта по праву относят к сторонникам либерализма в экономике. Смитт писал, что экономика регулируется “невидимой рукой”. Под этим понималось, что мы сегодня называет: спросом и предложением. Немецкие экономисты 1810 г. писали, что рядом с Наполеоном Адам Смитт является “самым могущественным властителем в Европе”. Теоретическое наследие Смитта породила 2 непримиримых враждебных направлений в экономической науке.
Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818 – 1883) оставил глубокий след во всех общественных науках, своими учителями считал Смитта, Рикардо. Основной труд К. Маркса “Капитал” 1 том 1867 г., остальные 2 тома издал Фридрих Энгельс. Основное учение Маркса было учение о трудовой теории стоимости. Суть теории – что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основой этой теории были и у Смитта, но Маркс впервые внес принципиально новый элемент в теорию о “Двойственном характере труда”. Труд по Марксу является одновременно абстрактным и конкретным. При абстрактном труде создается стоимость товаров, которые делает их однородными соизмеримыми. Конкретным трудом создается материально вещественная форма товара, которую Маркс назвал ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СТОИМОСТЬ. Представление о двойственном характере труда позволило Марксу доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительскую стоимость:
Капиталист по Марксу покупает не труд, а рабочую силу, причем полностью оплачивает его стоимость. Но заставляет трудится значительно больше на производстве, чем требуется для возмещения стоимости рабочей силы, разница безвозмездно присваивается – прибавочная стоимость.
В Западной экономической теории периода XIX – XX ст. отмечается 3 основных крупных течения.
Суть: максимальная экономическая свобода, частичная инициатива, отсутствие государственного регулирования, в центре внимания фирма, отдельный потребитель, проблемы максимизации прибыли и минимизации затрат. Основателями неоклассицизма являются Менгер (австрийская школа), Альфред Маршал (кембриджская школа – теория частичного равновесия), Вальрас (Швейцария – теория общего равновесия).
Основоположник Джон Мейнер Кейнс 1883 – 1946 Суть: государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь при этом рыночный механизм должен быть сохранен.
Основоположник американский ученый Торстейн Веблен. Суть: в том, что учитывается весь комплекс условий и факторов в социуме, которые влияют на экономику, то есть задействованы все институты хозяйственной жизни общества, учитывается поведение социальных групп, юридические законы, стереотипы мышления и массового общественного сознания, обычаи и традиции. Учение в целом базируется на учениях Кейнса.
Альфред Маршалл (1842 – 1924) яркий представитель неоклассического направления. В своем труде “Принципы экономической науки” 1890 г. предложил переключить усилие экономистов с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Маршалл ввел впервые понятие равновесной цены – это та максимальная цена, которую готов платить потребитель исходя из субъективной оценки полезности товара одновременно это та минимальная цена, по которой потребитель согласен продать товар исходя из уровня издержек на его производство.
Неоклассическое направление господствовало в экономике вплоть до 30-ых годов XX в. положение изменилось после экономического кризиса 1929 – 1933 гг. охватившее все основные страны Запада – Великая депрессия. В эти годы промышленное производство сократилось на половину, безработица – 30%, кризис охватил Англию и Западную Европу. Экономисты неокласики ограниченные микроэкономическим подходом и верой в самолечение расписались в собственной несостоятельности. Джон Мейнер Кейнс предложил рецепт “лечения кризиса” – регулирование капитализма со стороны государства, свое участие Кейн отразил в книге “общая теория занятости, процента и денег” 1936 г. В качестве главного инструмента в своей теории Кейнс предложил макроэкономические показатели: национальный доход, потоки инвестиций и сбережений, совокупный спрос и совокупное предложение. Кейнс обосновал, что благополучие экономики в прямой зависимости от эффективного спроса. ^ – это совокупный, платежеспособный спрос, определенный объем занятости, что влечет за собой прежде всего зависимость инфляции, цен, процент безработицы и другие макро показатели. Зависимость инфляции от безработицы выражается кривой Филипса ![]() И И – инфляция Б – безработица 0 Б Для нормального регулирования экономического состояния Кейнс предложил знаменитую формулу. I = S I – инвестиции S – сбережения Кейнс был глубоко убежден, что без государственного вмешательства, рыночная экономика существовать не может. При этом инфляцию считал меньшим злом, чем безработицу и считал, что инфляцию государство способно предотвратить регулированием потоков денег. Концепция Кейнса работала до середины 70-ых годов XX в.
Основоположником считается Веблен (1856 – 1929), выходец из семьи норвежского крестьянина, эмигранта из штата Висконсия “теория “праздного класса” 1899 г. В этом труде Веблен развивает взгляды на современную экономику и социальное поведение, которое резко отличались от общепринятых в то время, а именно он резко выступал, что экономическая теория должна быть только наукой о ценах и рынках. Он считал, что основным предметом экономической теории является человеческая деятельность во всех ее проявлениях и отношением людей друг к другу. Основной мыслью его книги было то, что экономическая и социальная структура общества способствует тому, что предприниматели эксплуатируют худшие черты человеческой психологии, жажда прибыли толкает предпринимателей на беспринципные покупки в результате общество расслаивается. Веблен показал, что в обществе есть показное потребление, зависть и нелепое подражание. ПРИМЕР: праздный класс зачастую покупает товары и услуги только для того, чтобы “пустить пыль в глаза”, произвести впечатление. В свою очередь потребители среднего достатка и бедняков человеческая психология заставляет подражать богатым покупать ненужные товары и услуги, то есть в обществе происходит бесполезная трата ресурсов. Веблен не был революционером, но выход из создавшегося положения видел не в революции, а в переходе от власти праздного класса к технократам (то есть инженерно-техническому персоналу), которые преобразуют капитализм в некую более чуткую к нуждам людей систему.
Основоположник ордолиберализма (свобода в рамках порядка) Вальтер Ойкен (1891-1950) жил и работал в городе Фрайбурге, поэтому школа получила название Фрайбургской. Ойкен был непримиримым противником гитлеровского режима и антикоммунистом одновременно. В 1942г. Он подготовил записку о том, как он представляет себе Германию после освобождения от нацизма. В этой записке Он указывает, что главное обеспечить такой хозяйственный порядок, который гарантировал бы права свободы и достоинства каждого человека, то есть был бы антитоталиторизм по своей сути. Ойкен выделял 2 типа хозяйственных систем:
К первому типу относил рабовладенческие латифундии, феодальные поместья, плановые социалистические хозяйства и командную экономику нацизма. Ко второму типу относил любую экономику развито товарное производство с присущими ему рыночными отношениями. Идеал Ойкена – рынок, но не дикий рынок не варварский, а свободный и организационный, социально-ответственный, противостоящий подавлению личности. Доктрину Ойкена воплотил на практике немецкий ученый и государственный служащий Людвик Эдхард (1897-1977), которого называют отцом немецкого экономического чуда. 1956г. Людвик Эдхард выпустил книгу “Благосостояние для всех”.
Американский экономист Милтон Фридман жив (1912). Основоположник чикагской экономической школы. Основоположник монетаризма. Тезис: “Устойчивость денег и их массы”. Фридман считал, что денежная масса находящееся в обращении должна соответствовать и способствовать темпу роста ВНП, при этом устойчивые темпы роста денежной массы должны быть на уровне 3-5% в год. Фридмен считал отсутствие государственного регулирования и считал, что экономика способна к автоматическому саморегулированию. Тема №2. Характеристика ВЭД и общие направления ее развития.
Предмет ВЭД, цель. Предмет ВЭД изучается с целью дать знание объективных закономерностей, условий, процессов и специфических особенностей ВЭД субъектов с различной формой собственности, а также помощь студентам сформировать навыки практического использования знаний ВЭД. Курс ВЭД рассчитан по специальности 7.050206 “Менеджер ВЭД” на 70 часов лекций, на 50 часов практический занятий.
![]() Субъектом государства является носитель прав и обязанностей, возложенных на него государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении: хозяйствующие субъекты (товарищества, общества, предприятия, фирмы и др.), а также индивидуальные предприниматели.
![]() Франчайзинг – это форма быстрого оборота капитала в области торговли научно-технической продукцией и в области производства. Реинжениринг – это восстановление (реанимация) техники и технологии.
![]() ^ представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории государства и регулированию вывоза инвестиций за рубеж. ^ направлена на решение следующих задач:
Политика экспорта иностранных инвестиций. Например на решение задач:
Валютная политика – совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.
ВЭД на Украине определена основным законом – “О внешне экономической деятельности”, от 16.04.1991г. Основное коренное изменение в правовом обеспечении ВЭД в соответствии с этим законом состоит в том, что субъектам хозяйственной деятельности дана финансовая самостоятельность в ВЭД. Основные принципы и направления ВЭД на Украине следующие:
Основные направления в ВЭД Украины:
Пример: за 1 кг. машиностроительной и электротехнической продукции, изготовленной на Украине определена цена – 1,8 $, а за аналогичную продукцию США – 38 $.
Сущность ВЭС как экономической категории проявляется в их функциях:
Эффективность организации ВЭС и механизма управления ими во многом определяется классификацией связи (см. схему ВЭС). Под классификацией ВЭС следует понимать – распределение этих связей на конкретные группы, как показано на схеме, по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная схема ВЭС состоит из видов и форм связей. Вид ВЭС – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например, направлением товарного потока. ^ Условия выхода субъекта на внешний рынок.Правовое обеспечение ВЭД.Поиск и выбор партнеров на внешнем рынке.
Субъектами ВЭД на Украине являются:
К видам ВЭД на Украине относятся:
Субъект ВЭД, прежде чем выйти на внешний рынок, всесторонне его изучает, анализирует его конъюнктуру по определенным конъюнктурообразующим факторам. Основными факторами являются:
Конъюнктурные исследования при выходе субъекта на внешний рынок включают в себя:
Все составляющие конъюнктуры рынка правомерно условно разделить на постоянные и текущие, циклические и нециклические, способствующие развитию рынка или сужающие его. Успех конъюнктурной оценки зависит от глубины анализа, точности и достоверности прогноза и умелого выявления менеджером конъюнктурообразующих факторов.
Основные положения по правовому обеспечению ВЭД сформулированы в законе “О ВЭД” от 16.04.1991 года. Этим законом на Украине разрешена ВЭД физическим лицам, юридическим лицам независимо от формы собственности. Физические лица вправе осуществлять ВЭД с момента приобретения ими гражданской дееспособности, согласно законам Украины. Физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины и зарегистрированные как предприниматели согласно закону Украины “О предпринимательстве”. Юридические лица вправе осуществлять ВЭД в соответствии с уставными документами с момента приобретения ими статуса юридических лиц. Субъекты ВЭД осуществляют свою деятельность в соответствии с законами без государственной регистрации в министерстве торговли и ВЭС согласно декрету Кабинета министров “О квотировании экспорта товаров, работ и услуг”. Регистрация в министерстве приостановлена с 1993 года. Вмешательство государственных органов в ВЭД субъектов в случаях, не предусмотренных законом Украины “О ВЭД”, запрещается. Субъект ВЭД, получающий от этой деятельности в собственность денежные средства, имущество, имущественные права и иные результаты, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению. Изъятие результатов ВЭД у собственника в любой возмездной или безвозмездной форме без его согласия запрещается (за исключением случаев, предусмотренных законами Украины). Осуществление всех видов ВЭД за пределами Украины подлежит регулированию параллельно законам соответствующих государств. Все субъекты ВЭД Украины имеют право:
В свою очередь, иностранные субъекты имеют право осуществлять свою деятельность на территории Украины и открыть здесь свои представительства. Регистрация иностранных субъектов обязательно осуществляется в министерстве торговли и ВЭС Украины. В течении 60 рабочих дней со дня представления иностранным субъектом документов на регистрацию. Для регистрации иностранного субъекта на Украине необходимо предоставить:
Документы, указанные выше должны быть нотариально засвидетельствованы по месту их выдачи и легализованы надлежащим образом в консульских учреждениях, представляющих Украину в точном соответствии с международными договорами Украины. За регистрацию с иностранных субъектов взимается плата в размере, установленном Кабинетом министров Украины. В случае отказа министерства торговли и ВЭС Украины зарегистрировать представительства иностранного субъекта или не принять ее решения по этому вопросу, установленный в 60-дневный срок, иностранный субъект хозяйственной деятельности может обжаловать такой отказ в судебных органах Украины. Запрещается требовать от иностранного субъекта хозяйственной деятельности повторную регистрацию (перерегистрацию) раннее зарегистрированного представительства на территории Украины. В случае изменения названия, юридического статуса, юридического адреса, либо объявления иностранного субъекта неплатежеспособным или банкротом. Его представительство на территории Украины обязано сообщить министерству торговли и ВЭС Украины в 7-дневный срок.
Субъект ВЭД, выполнив условия выхода на внешний рынок (в соответствии с раннее упомянутыми девятью конъюнктурообразующими факторами), должен решить вторую немаловажную задачу – обеспечить эффективный поиск и выбор партнеров. Для решения этой задачи существуют типовые алгоритмы. При выборе партнера прежде всего анализируется его производственный потенциал (объемы выпускаемой продукции, ресурсоемкость, производительность, и другие ТЭП – технико-экономические показатели) и его финансовое положение и имидж на внешнем рынке. Подобный анализ выполняют по годовым отчетам (но не планам). Немало важным при анализе продаж фирмой (в мировой практике обычно исследуется объем продаж за последние 3-5 лет). Самым распространенным алгоритмом поиска и выбора партнера является так называемый БАЛЬНЫЙ метод. Ряд американских компаний, специализирующихся на изучении и прогнозировании рынка широко применяет этот метод и выбор партнера по бальному методу при зачастую эффективен. Прогноз сбывается, выбранный партнер эффективно работает от 12 до 24 месяцев. ^ Рассчитываются 6 основных коэффициентов: К1 – коэффициент ликвидности, представляющий собой отношение оборотных средств (за вычетом запасов) к текущей задолженности фирмы; К2 – отношение обязательств фирмы к собственному капиталу (при нормальном положении общие суммы обязательств фирмы не должны превышать собственный капитал); ^ – отношение валовой прибыли в сумме продаж; К4 – отношение валовой прибыли к собственному капиталу; К5 – отношение чистой прибыли к сумме активов, то есть рентабельность использования всех активов фирмы; К6 – отношение суммы продаж к собственному оборотному капиталу. Это характеристика использования собственного капитала фирмы. По каждому из перечисленных коэффициентов алгоритм предусматривает начисление баллов по ранее разработанной шкале. Общая сумма баллов по всем 6-ти коэффициентам максимально принято за 100. По оценке по балльной системе фактически определяется степень риска фирмы, работающей на внешнем рынке. Суммарный показатель: 100-77 баллов означает низкую степень риска на рынке для фирмы; 76-56 – умеренную степень риска; 55-31 – умеренно высокую степень риска; 30-1 – высокую степень риска; 0 – невозможность выполнять обязательства. Сумма баллов выступает как обобщающий условный показатель финансового состояния фирмы в настоящее время и на прогнозируемый период. При поиске и выборе партнеров на внешнем рынке одновременно ведутся исследования конъюнктуры этого рынка. В результате исследований составляется обычно отчет, который состоит из следующих разделов:
а) Прогноз производства товара; б) Прогноз потребления и спроса; в) Прогноз международной торговли; г) Прогноз динамики и уровня цен. Главная задача прогноза развития конъюнктуры – определение политики по сдерживанию или расширению выпуска товара, уточнение ожидаемого уровня потребительского спроса, построение схемы развития международной торговли вообще и размеров экспорта и импорта в частности, определение динамики цен на товары. ^
Общие принципы регулирование ВЭД. Основной концепцией регулирования ВЭД является: сбалансированное сочетание объективных экономических само регуляторов деятельности (спрос, предложение, конъюнктура) и институционального регулирования. ВЭД как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно законодательными актами. Государственное регулирование ВЭД производится на основании двусторонних, многосторонних правительственных соглашений и законодательных актах по внешнеторговой деятельности данных государств. Основными принципами государственного регулирования ВЭД являются:
ПРИМЕР. По недопущению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с применением экономических и административных органов регулирования. К ним относятся:
Эти методы установлены законом “О государственном регулировании ВТД”. Регулирование других видов ВЭД, в частности (международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово кредитных операций осуществляется составляющими законами и актами страны об этих конкретных видах деятельности).
Цель регулирования ВЭД – состоит в том, чтобы сбалансировать, прежде всего, национальную экономику (в частности, на Украине обеспечить активный платежный баланс), обеспечить имидж, положение страны в сегментах мирового рынка по профилирующим экспортным направлениям (авиация). Для поставленной цели на государственном уровне решаются задачи регулирования ВЭД, поскольку ВЭД является прерогативой только государства, то основным инструментом регулирования ВЭД со стороны государства является тарифная политика. В основные задачи государственного регулирования ВЭД входит:
Способы регулирования ВЭД. Регулирование ВЭД в Украине осуществляется:
Запрещается регулирование ВЭД прямо не предусмотренными в этой части актами и действиями государственных и негосударственных органов. На территории Украины действуют следующие правовые режимы для иностранных субъектов хозяйственной деятельности:
Государственное регулирование ВЭД должно обеспечивать:
Высшим органом регулирования ВЭД является, ВРУ. К ее компетенции относятся:
Кабинет Министров Украины:
Национальный банк Украины:
НБУ в своей деятельности руководствуется законом Украины “О банках и банковской деятельности”. Министерство, координирующее ВЭС Украины.
Государственное управление таможенного контроля Украины:
Органы местного управления ВЭД:
Областной совет народных депутатов является носителем ВЭП государства в регионах. Исполнительным органом ВЭД на местах являются управление по ВЭС при облгосадминистрациях. Органы государственного регулирования ВЭД Украины могут создавать свои территориальные подразделения (отделения), при этом созданные органы территориального регулирования обязательно согласовывают свои действия с соответствующими местными советами народных депутатов. Например, создание свободной экономической зоны Сиваш, по решению государственных органов ВЭД Украины, обязательно было согласовано с местными крымскими Советами народных депутатов и с Херсонским. ^
Существуют следующие виды таможенных режимов:
а) реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния вследствие естественного износа. б) реэкспорт товаров происходит в течении 2 лет с момента ввоза (срок этот оговаривается таможенным кодексом страны, в России и в Украине – 2 года). в) если реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
Процесс декларирования заключается в предоставлении таможенному органу таможенной декларации. Таможенная декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) – оформленный в соответствии с требованием национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещаемом через границу груза, пассажирском багаже, ручной клади, ценностей и валюты. Таможенная декларация является основанием для допуска через государственную границу при ввозе, вывозе или транзите. ^ Декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства либо таможенный брокер. При декларировании товаров и транспортировки средств декларант обязан:
До подачи таможенной декларации декларант вправе под таможенным контролем осматривать товары и транспортные средства, брать пробы и образцы товаров, но с разрешения таможенного органа. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается, при условии, что они будут охвачены таможенной декларации, подаваемой в отношении всей партии товаров. Таможенный орган вправе устанавливать сроки подачи декларации. Обычно сроки не могут превышать 15 дней, начиная от даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу. С разрешением таможенного органа сведения, указанные в таможенной декларации могут быть изменены. Возможен случай изъятия таможенной декларации. Изменение или изъятие может производиться только до:
При неоднократном (регулярном) перемещении одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить выдачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства на определенное время (для “челноков” многоразовая декларация – на 1 год).
Таможенное тарифное регулирование является прерогативой государства и состоит в процессе назначения импортных и экспортных налогов, сборов и пошлин, величину которых определяет таможенный комитет по согласованию с министерством торговли и ВЭС, с министерством экономики министерством юстиций. Затем предложенный проект таможенных тарифов представляется на утверждение парламенту. Таможенные тарифы на экспорт/импорт страховательского сырья (зерновые масленичные) металлоизделия и прокат, продукция ВПК согласовываются с министерством обороны. Таможенные тарифы на экспорт/импорт товаров и услуг, которые попадают в перечень ВТО необходимо согласовывать с ВТО. Таможенное тарифное регулирование (лицензирование, квотирование внешнеэкономических операций) является как прерогативой государства в лице его исполнительного и законодательного органов, так и возложено со стороны субъектов ВЭД. Лицензирование и квотирование экспорта/импорта выполняется в случаях:
^
1. Международный валютный рынок и деятельность банков. Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. Валютный рынок обеспечивает:
С институционной точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность банков, валютных бирж и других финансовых институтов. С организационной точки зрения валютный рынок – это совокупность телеграфных, телефонных, телексных и прочих телекоммуникационных систем, связывающих в единую систему банки разных стран, валютные биржи и другие субъекты мирового валютного рынка. По сфере распространения валютный рынок подразделяется на международный и внутренний. Международный валютный рынок охватывает рынки всех стран. Внутренний – национальный валютный рынок в пределах государства. В настоящее время можно выделить следующие основные международные, региональные валютные рынки: Азиатский (Токио, Гонконг, Сингапур, Мельбурн) Европейский (Лондон, Франкфурт на Майне, Цюрих) Американский (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес) На мировых региональных рынках обычно котируются валюты не всех государств, а только наиболее потребляемые участниками данного рынка. Страна-участница МВФ автоматически является участником международного валютного рынка. Банки, действующие на международном валютном рынке, образуют международную банковскую систему. Эта система регулируется - международной валютной системой – это мировая денежная система всех стан, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, и осуществляется международный платежный оборот. МВФ представляет собой определенный набор международных платежных средств (свободно-конвертируемые валюты, международные коллективные волюты); режим обмена валют включает валютные курсы и валютные паритеты; условия конвертируемости; механизм обеспечения валютных платежей средствами международного оборота; регламентацию и унификацию форм международных расчетов; режим международных рынков валюты и золота (Лондон); статус международных государственных институтов регулирующих валютные отношения; сеть международных и национальных банковских учреждений осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с ВЭД. Конечная цель финансирования МВС заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами, в достижении обоюдной выгоды участниками ВЭД. Основываясь на существующей МВС, банки осуществляют свою международную деятельность, которую принято называть бэнкингом (банковское дело). Бэнкинг в себя включает:
Бэнкинг – это международный банковский бизнес. Любой банк осуществляет свою ВЭД через организацию международного департамента, заграничные филиалы, дочерние банки и через корреспондентские отношения с отечественными банками. Международный департамент в данном случае является как бы миниатюрным банком. Он выполняет следующие операции:
Задачи: содействие развитию международной торговли и валютно-финансовому сотрудничеству поддержания платежных балансов стран членов МВФ, а также регулирование курса их валют.
Задачи: предоставление долгосрочных кредитов по относительно низким ставкам государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств члены банка только члены МВФ.
Задачи: консультации и координация сотрудничества центра банков, также БМР проводит различные международные расчеты
Задачи: разработка правил и стандартов торговли на международном рынке ценных бумаг.
Координация деятельности межбанковских клиринговых систем
Международные работы индивидуальных членов ассоциации дилеров, которая насчитывает более 10 тыс. членов.
^ . Кредитование внешнеторговых сделок и финансирование международных проектов
Координация работы ведущих фондовых бирж мира ^
Профессиональная организация банкиров, которая насчитывает более 110 тыс. членов, занимается обучением и выдачи дипломов, а также распространяет информацию о бенкинге.
Организация ведущих кредиторов (около 200 учреждений из 40 стран) “Дитгли” - сбор и анализ информации по заемщикам
Это международная банковская группировка (клуб) Кредитование на рынке евровалют, финансирование проектов, управление имуществом и ценными бумагами, а также лизинговыми операциями
Объединение банков и фирм специализирующихся на венчурных инвестициях, то есть связанных с большими рисками вложения
Коммерческое кредитование, оказанием банковских услуг, а также энергетическим бизнесом
Кредитная поддержка стран центральной и восточной Европы при переходе к рыночной экономике
Финансирование Евро регионов в виде долгосрочных кредитов
Оформление и переоформление внешних долгов, их реструктуризация.
Решение финансовых проблем страны должника
СВИФТ – 1973г. в Брюсселе представителями 240 банков из 15 стран с целью упрощения и унификации международных расчетов, ускорения передачи больших объемов информации при резком снижении вероятности возникновения ошибок.С конца 1997г. СВИФТ активно использует искусственные спутники земли для связи с сетью банков в разных странах. СВИФТ охватывает более 3700 финансовых институтов (банки, брокерские конторы, дилерские фирмы, страхование компании) из 92 стран. Ежедневный объем информации, передаваемый по сети СВИФТ, составляет около 2млн. сообщений. СВИФТ доставляет сообщение в любую точку земли за 5-20 минут при высокой степени конфиденциальности и надежности.^Интерфейс – это система унифицированных связей и сигналов, по средствам которых устройство вычислительной системы соединяются друг с другом. Интерфейс СВИФТ-а позволяет перейти от простой системы одного уровня к много сетевой функциональной системе. СВИФТ стандартную банковскую финансовую информации, которая делится на 7 категорий сообщений (70 типов). Каждый тип ориентирован на максимально полное и точное отражение требований по передаче данных. Каждое сообщение в СВИФТ-е включает:
В СВИФТ-е для обозначения валют применяется трехзначный буквенный код – 2е первых буквы означают страну, а последняя – валюту страны. Пример: USD – $ США; DEM – Германия; GBP – английский фунт стерлингов; UAG – украинская гривна.
По Федвайр соединены 12 федеральных резервных банков и работают как единое целое. Переводы денежных средств и ценных бумаг по Федвайр происходит следующим образом: перевод осуществляется в форме валовых расчетов в реальном времени, при которых отправитель средств инициирует перевод. Федвайр является системой кредитных переводов, осуществляет клиринговые операции. Функционирует с 830 до 1830 по восточному времени США. Средства через Федвайр могут быть посланы только по просьбе учреждения-отправителя (плательщик). Ценные бумаги по Федвайр пересылаются с немедленной их оплатой, при этом переводы ценных бумаг инициируются отправителем и ведут к одновременному дебетованию и кредитованию соответственно счета бумаг в форме бухгалтерских записей и счета денежных средств отправителя и кредитованию (дебетованию счета ценных бумаг и счета денежных средств получателя).
Чипс принадлежит Нью-йоркской ассоциации клиринговых палат (начал функционировать в 1971г.), заменил существующий клиринговый механизм основанный на бумажных носителях. Клиринг (безналичный расчет) – это взаиморасчет платежей по чекам в рамках одного государства.
ШМКС является единственной системой, которая производит электронные платежи между швейцарскими банками. Она производит как крупные так и мелкие розничные платежи.
Система работает в режиме “on line”, чтобы получить доступ в системе пользователи должны иметь счета в банке Японии. Реальный диапазон времени “on line” с 900 до 1700 по Токийскому времени.
Международные расчеты (МР) – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающий в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между хозяйствующими субъектами и гражданами разных стран. МР включает условия и порядок осуществления платежей выработанный практикой и закреплен международными документами и обычаями, а также ежедневную практическую деятельность банков по проведению расчетов. Для осуществления расчетов банки используют свои заграничные филиалы, отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками, сопровождая открытием счетов “Лоро” и “Ностро”. Основными формами валютных расчетов ВЭД является:
^ – приказ банка, адресованный своему банку-корреспонденту о выплате определенной суммы денег бенефициаров (перевода получателю) представителю чека или других платежных документов. Схема расчетов с помощью банковского перевода![]() Лоро – это счет иностранного банка в данном банке Ностро –это счет данного банка в иностранном банке
С ![]()
Инкассо – чистое документирование Чистое инкассо – это инкассо финансовых документов, когда они не сопровождаются коммерческими документами. Обычно применяется документарное инкассо – это поучения экспортера банку получить от импортера платеж против товарных документов с последующим перечислением сумм платежа экспортеру. Коммерческое документы в документарном инкассо –это счета, транспортные и страховые документы, приложение к контракту и др.
Аккредитив (с нем. –«доверительный») – это условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывши счет (банк эмитент) может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку произвести такие платежи при наличии документов предусмотренных в аккредитиве. Расчеты с помощью аккредитива носят название “Расчеты по системе ЛС” (с англ. Letter of credit) Аккредитивы делятся на денежный и документарный. Денежный –это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Обычно для расчетов применяется документарный аккредитив, представляющий собой денежное обязательство банка. ^ 1 ![]() 5 2 3 4 6 7 10 11 8 9
В экспортно-импортных операциях применяются расчеты по открытому счету, при которых продавец отгружает товар покупателю и направляет в него адрес товарораспределительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Для покупателя открытый счет является выгодной формой расчета и получения кредита, так как отсутствует риск оплаты не поставленного товара, а проценты за пользование кредитом обычного не взимаются. В международной торговле расчеты по открытому счету производителя фирмами и их дочерними предприятиями, а также расчеты с брокерами, государственными организациями, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.
Применяются в тех случаях, что и банковские переводы. Чеки бывают: Дорожные; Расчетные; Еврочеки. Расчетный счет – это документ, содержащий отдельный безусловный приказ (чекодателя) банку о выплате указанной в нем суммы, предъявителю (чекодержателю). Оплата расчетного чека производится путем записи по счетам. Чек должен иметь денежное покрытие. В большинстве стран введена уголовная ответственность в выставлении чека без покрытия. Чек может быть авалирован. Аваль – это поручительство за оплату чека, оформляемое гарантийной надписью на нем. Чек бывает именной (выписан на определенное лицо); предъявительский (выписан на предъявителя); ордерный (выписывается в пользу определенного лица или по его приказу). Дорожный чек (туристический) – это платежный документ, используемый как средство международных расчетов не торгового характера. В США, Канаде дорожный чек применяется и внутри страны, для безналичной оплаты товаров и услуг. Выпускаются в иностранной и национальной валюте, различного достоинства. Изготавливаются на защищенной бумаге, с водными знаками, специальные магнитные надпечатки для электронного учета, нумерации. Дорожный чек как платежное средство должен иметь как:
Дорожный чек принимается только от первоначального владельца, образец подписи которого находится на чеке. Еврочек. Банковская система “Еврочек” создана в 1968г. Для улучшений обслуживания туристов. В отличии от дорожных чеков, Еврочек выдается банком их владельцу без предварительного денежного взноса, на более крупные суммы и оплачивается в счет банковского кредита до 1-го месяца. Особенностью расчетов системы Еврочек является прием к оплате чеков от клиентов при условии предъявителя специальных гарантийных карт, выпускаемых кредитными учреждениями евростран и подписание чеков в присутствии кассира. Гарантийные карты дают возможность их владельца получить карту чеков или оплатить чеком предъявленные услуги в любой стране-участнице системы Еврочек. К оплате могут приниматься гарантированные картой Еврочеки кредитных учреждений Великобритании, Италии, Нидерландов, Франции, Германии, выписанные в национальных валютах этих стран. В Австрии, Андорре, Бельгии, Дании, Испании, Люксембурге, Норвегии, Португалии, Финляндии, Швейцарии и Швеции – в $ США. К оплате может быть принят чек, выписанный в валюте, которая указана в гарантийной карте. Эквайринг В последние десятилетие физические лица при валютных расчетах широко используют кредитные, дебитные карточки и смарт-карты, получившие общее название пластиковые карточки (пластиковые деньги). Суть ЭКВАЙРИНГа заключается в том, что банк оказывает услуги магазинам, отелям, пунктам проката автомобилей и др., которые позволяют принимать к оплате пластиковые карточки разных систем и обеспечивать одновременно конвертацию валют.
Валютный дилинг – это высоко спекулятивная операция по купле-продаже банкам валюты на бирже через своих сотрудников-дилеров. Валютный дилинг включает торговлю валютой как на внешнем так и на внутреннем рынке страны. Эффективность дилинга зависит:
К дилинговым системам предъявляются следующие требования:
Распространенной информационно дилинговой системой является система “Reuter”. Она внедрена на ведущих валютных биржах мира и с 1989г. была внедрена во Внешне Экономическом Банке СССР. Тема №7. Оффшорные операции
Возникновение оффшорных операций вызвано реализацией уменьшения налогов на доходы от предпринимательской деятельности в законодательном порядке. Предприниматель-резидент обязан уплатить налоги с оборота и прибыли полученной от своей деятельности внутри страны и за рубежом. В практике внешне экономических отношений используется принцип минимизации налогов на легальной основе, который положен в основу оффшорных операций. Оффшорные операции – (с англ. “off-shore” – вдали от берега или вне страны) – это законодательная основа международных финансовых и торговых операций осуществляемых предприятиями, зарегистрированными на территории, имеющий статус налоговой гавани, разновидностью которой является центр “Офф-шор” Оффшорные операции включают:
В основе оффшорных операций лежит конфиденциальность оффшорного предпринимательства. Во многих оффшорных юрисдикциях (правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа) приняты специальные законы предусматривающие уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации для лиц имеющих к ним служебный доступ. Защита коммерческой тайны обычно сводится к неразглашению фактического владельца оффшорной компании. Такая защита обеспечивается путем выпуска использования доверительного управляющего (то есть номинального владельца) оффшорной компании. ^ – это фактически подставное лицо вводимое в состав владельцев фирмы и занимающее пост директора, но по условиям учредительного договора и устава лишенное практически всех прав. Конфиденциальность также связана с наличием банковских счетов оффшорной компании, информацию о которых банк может выдать только в случае судебного разбирательства.
Налоговая гавань (налоговое убежище, фискальный оазис) – небольшое государство или территория, проводящая политику привлечения иностранного капитала путем предоставления налоговых и других льгот. Налоговая гавань предоставляет льготы как иностранным так и местным предприятиям. Иногда льготное налогообложение распространяется только на отдельный, конкретный вид деятельности. ПРИМЕР. В Люксембурге льготный режим для банков; Швейцария Лихтенштейн – для холдинговых, посреднических, торговых компаний; на Багамских островах полное освобождение от подоходного налога. Законодательство государств имеющие налоговые гавани предусматривают для коммерческих структур полное освобождение от подоходного налога (например: Ирландия, Либерия) или освобождение их от части налогов либо обложение небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Панама, Антильские острова). Паушальный налог – это единый налог. Разновидностью налоговой гавани является центр “офф-шор”. Центры “офф-шор” – это небольшие государства или территории расположенные в основном на морских побережьях и в местах развитого международного туризма и проводящие политику привлечения иностранных капиталов и в отличии от налоговых гаваней, предоставляют льготы только для нерезидентов, причем финансовые операции и налоги проводятся исключительно в иностранной валюте. К наиболее известным центрам “офф-шор” относятся: Белиз, Панама, Либерия, Кипр, Мальта, Сингапур, Гибралтар и штат Делавэр в США. Центры “офф-шор” принципиально отличаются от зон свободной торговли, так как зоны свободной торговли представляют налоговые и прочие льготы всем предприятиям, а центры “офф-шор” только оффшорным компаниям (то есть нерезидентным компаниям). На рынке одного профиля может конкурировать между собой несколько центров “офф-шор” (например регистрация оффшорных судовладельческих компаний осуществляется в Либерии, Панаме, Кипре и других 30 стран). Центры “офф-шор” иногда в литературе называются оффшорными зонами, страны создавшие такие зоны приобретают целый ряд социально-экономических выгод; а именно:
Отрицательным в создании центра “офф-шор” – то что эти центры служат отмыванием “грязных денег” и проведение разного рода финансовых афер.
Режим “удобный флаг” является разновидностью “офф-шора” и заключается в предоставлении налоговых или других льгот для судовладельцев не резидентов. “Удобный флаг” – это открытая регистрация морских судов в целях получение дополнительных прибылей от льгот в налогообложение, а также от льгот при освидетельствовании кораблей классификационными обществами. “Удобный флаг” предоставляют на планете около 30-ти государств. Ведущие: Либерия, Панама, Мальта Багамские острова, Бирма, Ливан, Антильские острова и другие. Основным критерием при определении регистрации “удобного флага” является различие между национальной принадлежностью компании судовладельцев и национального флага. Существует комиссия по надзору за режимом “удобный флаг”, которая работает по РОДЧЕРСКИЕ ПРАВИЛА – эти правила устанавливают дополнительные критерии определения “удобного флага”. К этим критериям относятся:
Судно и его экипажи несут флаг и национальность данного государства. Законодательство этих стран, с “удобным флагом”, не принуждает судовладельца к соблюдению мировых стандартов социального обеспечения и профсоюзных прав моряков. Режим налоговой отчетности для таких судовладельцев облегчен. “Удобный флаг” приносит значительный доход стране. Например: на этом режиме Кипр – 22 млн. $ в год; Панама – 40 млн. $ в год. В настоящее время “удобные флаги” составляет около 30% мирового флота и имеют повышенную аварийность. Например: в 90-х годах около 48% потерь судов составляли суда под “удобным флагом”. Страны предоставляющие “удобный флаг” в своем большинстве не присоединились к международной конвенции по охране человеческой жизни на море, что позволяет судовладельцам нерезидентам экономить ежегодно около 5 млн. $ на невыполнении требований конвенции.
Коммерческие предприятия созданные в центрах “офф-шор” получили название “оффшорные компании”. Термин “оффшорные компании” не является юридическим термином. “Оффшорная компания” – это компания, являющаяся по отношению к стране регистрации не резидентной и зачастую полностью освобожденной от налогов, однако такая компания обязана ежегодно платить фискальную пошлину за это освобождается от налогов. В оффшорных компаниях ведение бухгалтерского учета и отчетности сведено к минимуму (например: в Ирландии, Швейцарии)
Формы регистрации ОФК определяются наличием в лице двух глобальных правовых систем:
Островская система позволяет регистрировать следующие формы оффшора:
Континентальная система позволяет регистрировать следующие формы оффшора:
Возможны три вида оффшорных компаний:
Оффшорные компании часто занимаются торговым рейнвайсингом – это процесс движения товаров от постачальника к покупателю, в котором оффшорная компания используется лишь для оформления контрактов и актов. Материнская компания при этом заключает с оффшорной компанией контракт на весь товар по единой цене, а оффшорная компания заключает контракты на партии этого товара с покупателями в различных странах. Материнская компания при этом получает фиксированную прибыль, а на счету оффшорной компании оседает разница, получаемая от отдельных контрактов, которые полностью выводятся из-под налогового обложения. Таким образом оффшорные компании занимаются:
Тема №8. Страхование во ВЭД
Сущность страхования ВЭС естественно идентична сущности личного страхования, имущественного страхования, страхование ответственности. При этом сущность страхования ВЭС имеет некоторые отличия от страхования в пределах страны, так как при ВЭС имеют место межстрановые отношения и процесс страхования регулируется не местными страховыми компаниями, а международными страховыми институтами. Суть отдельных видов страхования ВЭС.
Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф по медицинской страховке; лица выше 70 лет – страхованию не подлежат. По медицинским страховкам совершать поездки с целью лечения нельзя, а так же по этим полисам не оплачивается лечение хронических заболеваний, о существовании которых было известно до поездки.
Риском неблагоприятного исхода для антрепренера выступает плохая погода, из-за которой мероприятие может быть отменено в связи с отсутствием зрителей и невозможностью выступления спортсменов или артистов.
Валюты цены – это валюта, которая устанавливается на цену товара в контракте или выражается сумма предоставленного международного кредита. Валюта платежа – валюта, в которой производится фактическая оплата товаров, услуг либо погашение международного кредита. Валюты цены и валюты платежа могут совпадать, а могут и не совпадать. При этом валютные риски проявляются при изменении за время осуществления (внешнеторговой операции курсового соотношения между валютами платежа и валютами цены). Величина валютного риска связана при этом, с потерей покупательской способности. При этом метод правильного выбора валюты цены в контракте заключается в установлении цены в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой будет “сильная” валюта, которая может повысится в течении срока действия контракта, а для импортера – “слабая” валюта, курс которой снижается. В мировой практике прогноз движения курса валют возможен, в лучшем случае, с вероятностью не более 70%.
Задачами MIGA являются: Стимулирование иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий инвесторам против рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, войной, гражданскими беспорядками и нарушением условий правительством страны, в которую был вложен капитал, а так же путем предоставления консультационных услуг развивающихся странам с целью сделать их более привлекательными для вложения иностранного капитала. MIGA при страховании ссуд и гарантий выплачивает пострадавшей стороне сумму ссуды и невыплаченный процент, если невыплаты явились прямым следствием прерывания работы над контрактом. Максимальный размер страхования по MIGA на одном проекте – 50 млн. долларов. Гарантии обычно предоставляются на 15 лет, если MIGA сочтет это необходимым.
В международной практике страховой ответственности владельцев автотранспорта известно под названием “зеленая карта”. Свое название она получила по цвету и форме страхового полиса. “Зеленая карта” – система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности авто владельцев Система основана в 1949г. Она гарантирует свободное перемещение транспортных средств в пределах границ 32 государств. По всей Европе “зеленая карта” обязательна. Россия присоединилась к системе в 1997г., на Украине – 2000г. Существует Европейское бюро “зеленой карты”, которая разрабатывает и контролирует правила страхования гражданской ответственности авто владельцев.
Международные страховые операции – это система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран по реализации страхового фонда. Международное страхование имеет глубокие исторические корни. Оно зародилось в Англии в 1688г. в Лондоне в Кофейном доме Эдварда Ллойда, где происходили регулярные встречи купцов, судовладельцев, и в последствии страховщиков. Зародившаяся страховая корпорация Ллойда обеспечила, в то время, страхование дорогостоящих грузов (чай, пряности, кофе) морскими парусными судами (клиперами). При этом купцы и судовладельцы поняли, что необходимо так же освидетельствовать и страховать корабли для обеспечения надежности доставки этих грузов. То есть на базе страховой корпорации Ллойда в 1760г. было образовано первое в мире классификационное общество регистрации судов “Английский Ллойд”. Страховая корпорация Ллойда положила начало международному страховому делу, в котором международные страховые операции классифицируются следующим образом:
Перестрахование в международной практике называют ФРОНТИНГ. Фронтинг – это операция, в процессе которой компания оформляет страховой полис, но риск (часть или весь) передает другому страховщику, который не фигурирует в договорах и чаще всего, остается неизвестным для страхователя. Эта операция сопровождается оформлением, так называемого, ФОРТ ПОЛИСа. На международном страховом рынке действует множество международных страховых институтов: ассоциации, бюро, группы, объединенные общества, комитеты, союзы, федерации. Краткая характеристика международных страховых институтов:
На Украине 280 страховых компаний. Правопреемник – “Оранта”. Выполняемые функции: а) осуществление международного сотрудничества и координации деятельности национальных актуариев ряда стран. б) содействие научны исследований в области страховой математики.
Выполняемые функции: а) координация, обмен опытом и информацией по вопросам взаимного страхования. Объединяет в себе около 200 обществ из 26 стран.
Функции: а) разработка и внедрение правил классификации судов, их постройки и эксплуатации; б) внедрение стандартов и требование классификационных обществ, обязательных к соблюдению судовладельцами и капитанами торговых судов. Украина и Россия является участниками этого общества
Функции: а) страхование кредитов. б) координация работ страховых компаний, занимающихся краткосрочными экспедиторскими кредитами (от 3 до 12 месяцев)
Функции: а) страхование владельцев танкеров на случаи аварий и загрязнения нефтью акваторий.
Функции: а) изучение научно-практических проблем б) развитие страхового дела в) формирование единого страхового рынка в странах ЕС.
Функции: а) исследование по вопросам маркетинга в страховании б) содействие международным контактам и обмена информации страховых посредников.
Функции: а) прогноз по научным исследованиям в страховании б) распространение научных знаний в страховании в) содействие росту общественного престижа в профессии страховщика.
Функции: а) содействие свободной торговле и частному предпринимательству в торговле и страховании. б) оказывает практическую помощь коммерсантам в страховом бизнесе.
а) координация деятельности национальных бюро зеленой карты (на Украине при “Оранте”). б) организация контроля, за наличием страхового полиса “зеленая карта” при пересечении границ.
а) финансовые вопросы страхования жизни людей с ослабленным здоровьем.
а) разработка методологии анализа рынков, оптимизационных решений в различны областях научно-практической деятельности. б) идентификация различных видов опасностей и разработка методов снижения рисков.
а) унификация международного морского и торгового права. б) разработка правил страхования; регистрации судов; операции по демерреджу и диспачу. Демерредж – порт платит судовладельцу за задержку. Диспач – премия, которую платит судовладелец порту, чтобы последний быстрее разгрузили.
а) координация работы страховых компаний, занимающихся авиационным страхованием.
С 1946г. развитие морского страхования и формирования политики международного морского страхования.
а) согласование условий кредитования мировой торговли и страхования экспортных кредитов сроком от 1 до 5 лет.
а) координация работы страховых компаний по страхованию технических рисков при строительно-монтажных работах. б) страхование машин и оборудования от поломок.
Основные риски в международной торговле связаны с транспортировкой товаров, поэтому основные значение имеет страхование грузов при транспортировке, при этом объектами транспортного страхования являются:
Так как максимальные объемы грузоперевозок в мировой торговле производится морским транспортом и степень риска при этом на море велика, то морское страхование издавна является основным элементом международного страхового дела. Основные требования к договору морского страхования содержатся в главе II кодекса торгового мореплавания (КТМ), который регулирует взаимоотношения между сторонами договора. Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, который содержит:
Страховщик вправе требовать:
Перевозчик обязан:
Морской договор страхования считается заключенным с момента, когда факт страхования подтвержден страховой компанией, этого страхователь выдает страховой полис. Морской договор страхования может быть заключен на следующих условиях:
а) всякого рода военных действий. б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации и радиоактивного заражения. в) умысла или грубой небрежности страхователя. г) несоответствующей упаковки грузов. д) воздействие огня или взрыва, в следствии погрузки на корабль с ведома страхователя. и др.
По этому договору возмещаются: а) убытки от повреждения или гибели всего или части застрахованного груза в случаях: стихийный бедствий, столкновения судов, посадки судна на мель, подмочкой забортной водой грузы и др. б) убытки в следствии пропажи судна без вести. в) убытки от повреждения или полной гибели груза в результате несчастных случаев при приеме топлива судном.
Это условие требует оплаты убытков только в случае повреждения или полной гибели груза при крушении судна. В морском страховании есть вариант страхования по ^ , по которому может быть застрахованы все или известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течении определенного срока. При этом по генеральному полису страхование оформляется на основании заявления страхователя, которые он оформляет каждый раз при отправке груза, которая попадает под действие этого генерального полиса. При этом страхователь обязан сообщить следующие знания:
Страхование по генеральному полису целесообразно при линейных перевозках. Тема №9. Система валютного регулирования ВЭД
Современный валютный рынок представляет собой разветвленную систему механизмов, которые обеспечивают процесс купли-продажи национальных денежных единиц и иностранных валют с целью их использования для обслуживания международных платежей. На валютном рынке присутствуют субъекты, конкурирующие между собой в целях получения наибольшей прибыли. Валютный рынок, как и любой другой, базируется на саморегулировании и регулировании:
Субъектами валютного рынка являются:
Современный совокупный оборот валютных рынков на планете достигает 100 трлн. долларов в год. Эта астрономическая сумма осуществляется много разовостью валютных переводов как на наличной, так и на безналичной основе. Основными мировыми валютными центрами являются:
На этих рынках объемы валютных операций могут составлять около 100 млрд. долларов в день. Наибольшая часть валютных операций осуществляется в зоне США (2/3 общего объема на планете).
Механизм валютного регулирования включает в себя 2 уровня: межгосударственный (в том числе региональный) и национальный. Современный механизм валютного регулирования в полном объеме после Ямайской конференции когда состоялся плавающий курс валют, а так же когда был введен принцип полицентризма в структуре построения всей моровой валютной системы, то есть функции центра регулирования были вложены на МВФ. При этом делегировались права регулирования валют на национальных уровнях и в регионах (например в Европе). Созданный в 1944г. МВФ своим уставом в 4 статье отмечает: “Фонд должен следить за развитием международной валютной системы и обеспечивать ее эффективное функционирование”. В механизме валютного регулирования важнейшим звеном является МБРР (Украина 1,3 млрд. долларов – квота). Роль мирового банка в механизме валютного регулирования (МВР) заключается прежде всего в направленном кредитовании нуждающихся национальных экономик с целью сбалансированного распределения, производство и потребления. Национальный уровень валютного регулирования осуществляется на основе принципов и методов, определяемых МВФ. Правовое обеспечение национального уровня валютного регулирования является прерогативой данного государства и направлено на:
МВР на национальном уровне представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в страну и из страны.
Объектами валютного регулирования являются:
Валютный курс – соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной валюты, выражается в другой валюте. В большинстве стран при установлении валютного курса применяется прямая котировка. Суть: постоянная сумма иностранной валюты используется для выражения изменяющейся величины соответствующей суммы национальной валюты.
В развивающихся странах множественные курсы используются для поощрения экспорта определенных товаров и ограничений некоторых видов экспорта. Помимо обменных валютных курсов есть так же различные расчетные курсы. К ним относятся: средний курс, представляющий собой среднюю арифметическую курсов продавца и покупателя. Такого курса в действительности не существует, но его величина ежегодно сообщается СМИ.
Для измерения степени изменения валютных курсов исчисляются специальные индексы, в основе которых, как правило, лежат, так называемые “корзины валют”, представляют собой условный, фиксированный набор различных денежных единиц. Они применяются, когда необходимо определить, на сколько изменятся курс валюты по отношению не к одной, а к нескольким денежным единицам.
Инструменты валютного регулирования:
Тема №10. Свободные экономические зоны (СЭЗ)
СЭЗ — важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальным льготным внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую. ^ преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ. В рамках социальной цели решаются задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры. ^ включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры. Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Не случайно к концу 90-х годов в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находились в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн долл., т. е. более 10% мировой торговли в 1998 г. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1981 г. к настоящему времени выросло более чем в 10 раз) подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста. В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным) и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973г.). В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграничиваемых по определенным признакам:
Все эти типы зон и их разновидности объединяются в понятие СЭЗ принципиальными характеристиками функционирования: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов. Смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, названных выше, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее — средство, а не цель. СЭЗ призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.
Конкретные виды зон разнообразны в зависимости от специфических задач и функций, особенности условий деятельности, ее характера и объемов. Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Вариант классификации зон по основным видам приведен в приложении 2. Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, — торгово-складские зоны. В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные иностранные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где еще в 50-х годов впервые была создана БТСЗ. Более широким кругом функций характеризуются относящиеся к этой группе зоны внешней торговли, получившие распространение в США в 30-е годы, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны (Венгрия, Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидностью этого являются зоны беспошлинной розничной торговли (duty free) в крупных международных морских и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и. т. д.). Наконец, свободные порты — ТСЗ, где помимо названных операций осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Не случайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ («Манаус») в свое время была создана в Бразилии и по занимаемой площади (3,6 млн. кв. км) превосходила иные страны. Однако свободные зоны, ориентированные только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей — привлекательности в силу близости к международным транспортным коммуникациям и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 90-х годов насчитывалось почти 200) здесь предусмотрен режим «вне таможенной территории», т. е. освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту. По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Не случайно, и прежде всего в развитых и новых индустриальных странах, свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ) и экспортно-производственные зоны (СЭПЗ). В США, в частности, в зонах внешней торговли начали создаваться специальные подзоны исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами. В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия, Югославия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики). СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни. В чем заключаются главные характеристики СЭПЗ, их преимущества для сторон?
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, особенно более высоких их видов, предполагающих широкое привлечение иностранного капитала, высоких технологий, страны размещения таких зон предусматривают обширную систему экономико-правовых и социальных мер, обеспечивающих повышенную заинтересованность партнеров. Это прежде всего поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот. Во многих странах практикуется полное или частичное освобождение от налогов в первые годы деятельности на срок до 10 лет, а обычно 5—7 лет (в Малайзии, например, полное освобождение на срок от 2 до 5 лет, в Республике Корея — 5 лет полностью, а в последующие 3 года — 50% от обычной ставки; в Шри Ланке — от 2 до 10 лет — полностью, в зависимости от числа созданных рабочих мест, поступлений иностранной валюты, уровня передаваемой технологии и т. д.). При создании СЭПЗ в развивающихся странах и странах переходной экономики практикуется применение различных дополнительных льгот:
Часто это дополняется освобождением от экспортных пошлин, налогов на имущество, профессию, от некоторых региональных и местных налогов. В ряде стран допускается освобождение работающих на предприятиях СЭЗ от подоходного налога. Все это в целом создает благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Тем не менее в каждой из стран в рамках экономической политики дифференцируются условия льготного привлечения ресурсов, иностранных и отечественных инвесторов в СЭЗ. Как показывает опыт, наиболее льготные условия имеют предприятия отраслей материального производства, но и в этом случае учитываются приоритеты. Согласно рекомендациям Организации ООН по промышленному развитию (1ЖШО), по условиям инвестирования в СЭЗ производства отраслей обрабатывающей промышленности разделены на три группы. Наиболее льготная, первая группа — сборочные производства: радиоэлектронные, точной механики, компьютерной техники, т. е. те, которые нуждаются в новых технологиях, высококвалифицированной рабочей силе. Менее преференциальная вторая группа — текстильное, швейное производство, требующее много рабочей силы и достаточно быстро окупающееся. Наименее льготная третья группа — производства некоторых добывающих отраслей, перерабатывающие местное сырье, привлекающие в значительных количествах местную рабочую силу, позволяющие увеличить занятость населения. На производства первой и второй групп приходится основная часть предприятий СЭЗ (около 30% их числа с 55—60% занятых). Большинство из них находятся в СЭЗ ЮВА и Латинской Америки (Гонконг, Малайзия, Корея, Сингапур, Тайвань, Гаити, Мексика, Сальвадор). Текстильные и швейные производства — 20% предприятий и 15—20% занятых в СЭЗ, что не случайно, так как обусловлено простотой технологий, излишком и дешевизной рабочей силы в развивающихся странах. По расчетам экспертов Института востоковедения РАН, затраты на создание 1 кв. км. территории СЭЗ оцениваются в 25— 50 млн. долл. и требуют расходов на инфраструктуру в размере 4 долл. на каждый вложенный доллар иностранных инвестиций. Обычно на эти цели привлекаются займы международных кредитных институтов, в частности, Всемирного банка, выдаваемые на льготных условиях. Наглядный пример — ЭПЗ «Масан» (МАСЭЗ), созданная в 1970 г. в одноименном порту, находящемся недалеко от Пусана. Удобное географическое расположение способствовало привлечению техники, оборудования и капитала не только японских компаний, но и ТНК других развитых стран, тем более что МАСЭЗ располагает хорошими экспортными коммуникациями. Стратегические задачи создания зоны были определены как привлечение в Республику Корея иностранных инвестиций и новейших технологий, развитие экспорта, увеличение занятости. В 1995 г. в МАСЭЗ действовали 73 предприятия с почти 15 тыс. работающих при объеме инвестиций в 235,3 млн. долл. и суммарном экспорте в 2,4 млрд. долл. Только за 15 лет (с 1981 по 1995 гг.) инвестиции в зону увеличились в 2 раза, а объем экспорта из нее возрос почти в 3,5 раза. Здесь практиковался общепринятый для подобных зон и упомянутый выше набор льгот. При этом гарантировалась сохранность капитала, репатриация прибыли и других доходов на капитал. Льготная арендная плата за землю действовала в течение 10 лет. Кроме того, применялись общепринятые ограничения на импорт, запрещен импорт готовой продукции, производимой в стране. МАСЭЗ стала важным катализатором создания и развития современного производства компьютеров, электронной техники, программного обеспечения, бытовых электроприборов в стране, прежде всего на экспорт. В последнее время все большее распространение получают СЭЗ с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, подготовить квалифицированных специалистов — научно-технологические зоны (НТЗ). Это: технополисы (в Японии), технопарки (в США), техновнедренческие зоны, научные парки, технологические и деловые центры. В большинстве случаев в них сочетается исследовательская и производственно-технологическая деятельность в виде сосредоточения наукоемких предприятий вокруг крупных университетов или научных центров. Вне зависимости от конкретных названий по преобладающему направлению деятельности различают три типа НТЗ:
Заслуживают специального выделения сервисные СЭЗ, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие особый сектор ЭПЗ, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон также могут быть отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан. К особому виду, рассматриваемому многими специалистами вне СЭЗ, следует отнести оффшорные зоны, предусматривающие специальную юрисдикцию регистрации и функционирования иностранных компаний на льготных налоговых условиях, но запрещающие последним какую-либо производственную деятельность. Их сейчас около 60, наиболее известны Кипр, Панама, Сингапур, острова Фиджи, Багамы, Бермуды и Мальта. Наконец, типичными становятся комплексные СЭЗ многофункционального характера, сочетающие различные направления деятельности. Они характеризуются масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала. Такими стали упомянутый выше бразильский «Манаус» и «Огненная земля» в Аргентине. К ним относятся и специальные экономические зоны в Китае. В данном случае помимо обычных целей СЭЗ ставилась задача обеспечения большей открытости экономики, практического освоения опыта управления хозяйством в условиях рынка. В КНР в 1980г. были созданы 4 СЭЗ: Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямынь (провинция Фуцзянь), а в 1987 г. — еще Хайнань. Созданный в 1990 г. район Пудун является по существу пятой СЭЗ. За истекшие годы достигнуты ощутимые результаты: введена и апробирована современная система хозяйственного законодательства, сформировался управленческий персонал нового типа, отрабатываются прогрессивные формы организации и оплаты труда. Удалось решить ряд социальных проблем: насыщения потребительского рынка, повышения доходов работающих, жилищного строительства и формирования инфраструктуры. Этому способствовали достаточно последовательные меры в области налоговой, кредитной и таможенной политики. По общему положению фирмы зоны полностью освобождаются от уплаты налога в первый год работы и на 50% — в последующие 4 года. Но при долгосрочном контракте — на срок более 10 лет — налог взимается в половинном размере с 3-го года работы, а при поставках на экспорт более 70% выпускаемой продукции, как и при выпуске продукции по передовой технологии, ставка налога снижается на треть. Особо поощряется привлечение инвестиций китайской диаспоры—хуацяо применением особо льготного режима по сравнению с другими иностранными инвесторами. В этом случае предусмотрены и повышенные скидки с подоходного налога. Результаты деятельности СЭЗ Китая трудно переоценить: к середине 90-х годов на них приходилось почти 3,5% ВВП страны и свыше 1/5 ее экспорта, что, естественно, не могло не отразиться благоприятно на всей экономике КНР. И наконец, Россия. Здесь реально действуют к настоящему времени две СЭЗ: «Янтарь» (Калининградская область) и «Находка» (Дальний Восток), хотя поначалу предполагалось несколько десятков. Оценка их деятельности неоднозначна с учетом крайней неустойчивости и кризисного состояния всей российской экономики. Но позитивы бесспорны: по лучшим инвестиционным возможностям в результате более активного привлечения иностранных инвестиций, перспективам деловой активности. Как можно видеть, СЭЗ превратились в важный фактор мирохозяйственного развития, непосредственного включения в него национальных экономик. РезюмеВажным институтом мирового хозяйства являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они позволяют наладить устойчивые и эффективные связи между странами, способствуют активному вовлечению национальных хозяйств в мировую экономику. Их преимущества связаны с удобным территориальным и транспортным расположением и подкрепляются широкой целевой системой экономических (финансовых, налоговых, таможенных и т. п.), правовых, организационно-административных льгот. Первоначально СЭЗ ориентировались на решение внешнеторговых задач, но постепенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно-технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись конкретные формы СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно-складских — до экспортно-производственных — научно-технологических — комплексных. Контрольные вопросы
ЛИТЕРАТУРА:
|
![]() | Конспект лекций для студентов специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» Конспект лекций дисциплины «Строительная теплофизика» предназначен для студентов, изучающих в рамках специальности «Теплогазоснабжение... | ![]() | Конспект лекций для студентов по специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ... |
![]() | Конспект лекций по курсу «Менеджмент» для студентов 3 курса д/о Тема Вводная. Сущность менеджмента ... | ![]() | Конспект лекций по курсу «Финансы предприятий» (для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения) Особенности финансов предприятий в зависимости от форм собственности и сфер деятельности |
![]() | Конспект лекций экономика предприятий стройиндустрии (для студентов специальности тск) Целью изучения курса является овладение экономическими знаниями, необходимыми для создания высокопроизводительных средств производства... | ![]() | Конспект лекций по дисциплине основы дискретной математики для студентов заочной формы обучения Конспект лекций по дисциплине «Основы дискретной математики» для студентов заочной формы обучения специальности 0915 Херсонсного... |
![]() | Конспект лекций предназначен для студентов экономических специальностей, аспирантов, преподавателей, практических работников внешнеэкономической сферы. 8 Охватывает лишь среднесрочный период | ![]() | Конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности: 270102 «Промышленное и гражданское строительство» заочной формы обучения Матыс Е. Г. Экономика отрасли: краткий конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности 270102... |
![]() | Конспект лекций по высшей математике: ч тридцать шесть лекций. М.: Айрис-пресс, 2002. 280 с. 51 П34 Конспект лекций по высшей математике: ч тридцать шесть лекций. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 280 с | ![]() | Конспект лекций Конспект лекций предназначен для бакалавров факультета фф по направлению 5 522 200 "Телекоммуникации" |