Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии icon

Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии



НазваниеВозможности использования компьютерных технологий на уроках географии
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения



Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии

Е.М. Селезнёва , учитель географии



Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Процесс этот начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны. Все больше учащихся обращают своё внимание на компьютерные технологии. Для современного поколения компьютер не просто игрушка , а необходимая реальность. Он становится частью жизни современной молодёжи. Поэтому совершенно естественно , что компьютеры становятся одним из главных средств обучения. В этом отношении иные преподаватели отстают от своих учеников. Для некоторой категории учащихся компьютер – это такая же обыденная вещь , как ,например, телевизор .А вот некоторые учителя даже не знают ,с какой стороны подойти к монитору. Учитель просто обязан быть на один шаг впереди ученика или хотя бы на одном уровне с ним, тогда авторитет учителя не будет падать. Нашим ученикам жить в будущем , а будущее – это компьютерные технологии и учащиеся должны уметь их применять в жизненных ситуациях . Тем более , что компьютер, действительно, является отличным помощником для учителя. Для определённых школьных предметов использование компьютера на уроке минимально. Но есть учебные предметы , где компьютер можно использовать на каждом уроке. К таким предметам и относиться урок географии.. На уроках географии очень много заданий связанных с привлечением большого массива современной информации, карт. Поэтому облегчить данную работу или сделать её более точной и помогут компьютерные технологии. В таких условиях преподаватель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии. На своих уроках географии я работаю по нескольким направлениям :

  1. Демонстрация материалов

  2. Практическая работа.

  3. Проверка знаний

  4. Самостоятельная работа учащихся.

1 направление.

Конечно, главным наглядным пособием для географов являются настенные демонстрационные карты. Иногда на уроке для сравнения надо продемонстрировать несколько карт и тогда просто не хватает места , чтобы эти карты развесить. Приходится занимать доску , которая может понадобиться во время урока. С помощью же мультимедиа за один урок можно продемонстрировать огромное количество карт. Кроме того их можно увеличивать и уменьшать , накладывать друг на друга. Существуют и виртуальные карты, например, «Карта мира». Данный мультимедийный диск можно использовать и как справочник , т.к. там даны краткие характеристики каждой страны ,и как карту. В этом диске изображён глобус , который можно вращать, его можно увеличивать . При увеличении данной карты вырисовывается карта нужного материка , затем нужной страны и затем нужного города. Это очень удобно при изучении экономической географии в старших классах.. Средства мультимедиа позволяют направить внимание на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Мультимедиа дает возможность преподавателю географии демонстрировать на экране самые разные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные.. Существуют мультимедийные диски для каждого класса. Эти диски могут использовать учащиеся в качестве краткой лекции ( диктор ведёт объяснение материала) и учитель при объяснении нового материала. В этих дисках показаны многие процессы , которые учитель просто не в состоянии продемонстрировать без мультимедиа .Например , горообразовательный процесс , появление океанов , исчезновение морей и поднятие суши , движение литосферных плит и многое другое .Все эти процессы показаны в движении и учащиеся имеют возможность заглянуть в глубь Земли. Кроме готовых мультимедийных дисков учитель и сам может составить презентацию урока , используя при этом программу Microsoft Power Point. Эта программа позволяет сделать презентацию урока очень красочной и доступной для учащихся . Если данная программа используется для учащихся старших классов , то её можно использовать для проведения лекций. Используя Microsoft Power Point , можно сделать лекцию более динамичной и красочной , с опорными конспектами , используя и сопоставляя различные карты и диаграммы. В младших класса уроки-лекции не используются , но данная программа приемлема как наглядное пособие. Тем более , что в большинстве школ наглядные пособия почти полностью отсутствуют или пришли в ветхое состояние. А здесь можно использовать и рисунки и репродукции картин , например , при изучении темы рельеф и т. д. Сюда же, в Microsoft Power Point, можно вносить и звуковые фрагменты –сделать запись своим голосом , например, какой-то комментарий , а можно сделать запись музыки , например, музыка великих композиторов при изучении темы климат в 6 классе. и т.п. При помощи этой и других программ можно создавать интересные игры для учащихся. Например для 11 класса я составила «Свою игру» при помощи Word , Microsoft Power Point и гиперссылки . В Word были составлены несколько таблиц по разным темам, например :



Что ?



100



200



300



400



500



Где ?



100



200



300



400



500



Когда ?



100



200



300



400



500

( Данную таблицу можно выполнить в любом цветовом формате, используя любой шрифт , на усмотрение учителя. )

Перед учащимися открыта данная таблица. Ребята выбирают ту сумму очков , на которую они готовы ответить ( чем выше цифра – тем сложнее задание). Затем учитель нажимает на выбранную учащимся цифру и открывается вопрос ( при составлении данной программы использовалась гиперссылка , которая и позволяет открыть в данном случае нужное задание )Например при выборе цифры 100 в вопросе Где? Открывается следующая картинка ( см. ниже) И учитель задаёт вопрос : « Где может быть расположен этот город? Свой ответ аргументируйте»



После ответа учащегося , картинка закрывается , а цифра 100 изменяет свой цвет , И уже легко отметить какие вопросы использовались , а какие нет.

Так же в своей работе я использую программу Windows Movie Maker или Studio Version 9 Данные программы позволяют записать целый фильм с использованием различных слайдов, фрагментов, снятых видеокамерой. В настоящее время ребята краеведческого кружка работают над созданием двух фильмов с использованием данных программ. Это «Храмы Боровского района» и «Река Протва на территории Боровской земли».. Если ребята просто смотрят фильм – это одно дело , но если они работают над созданием этого фильма- эффект совсем другой.

^ 2.Практические работы.

На уроках географии очень часто приходится выполнять практические работы. Для этой цели как нельзя лучше подходят Paint , Microsoft Excel, а также Map – приложение Microsoft Excel. Программа Paint предназначена для рисования . В данной программе можно изобразить любой рисунок. Конечно , рисунок можно изобразить и на бумаге , но увлечь ребят данной работой проще с помощью компьютера. Даже неуспевающие ученики с удовольствием работают с этой программой. Младшие школьники изображают вулкан , образование бриза и т.д. Безусловно эту работу я задаю на дом. Те ребята, у которых нет компьютера дома , могут это сделать в школе в кабинете свободного доступа.( На данном рисунке представлена работа одного из учащихся 6 класса.)




Программа Microsoft Excel для проведения практических работ незаменима вообще. Например, в 6 классе приходится строить график годового хода температур. Учащиеся в это время по математике ещё не прошли построение графиков , поэтому почти весь урок раньше уходил на объяснение «математической» темы. Теперь при помощи Microsoft Excel эта работа намного упрощена. Ребята сроят графики по заданному шаблону.

В этой же программе можно изобразить любой график или любую диаграмму ( круговую , столбчатую и т.д.) Если раньше при проведении практических работ у учащихся старших классов много времени уходило на постройку диаграмм , то теперь на это уходит несколько минут ( 1-2 минуты) , что освобождает время для другой работы , а сами диаграммы получаются более точными и , что не мало важно ,. более красивые и аккуратные.

Мар — приложение Microsoft Excel очень удобна для проведения практических работ. В этом приложении содержатся подосновы карт России , Европы и мира. Их можно разгруппировать по отдельным странам и более дробным территориям, а далее в удобном для пользователя графическом редакторе наносить на эти территории нужную информацию.

Очень важным при изучении геополитики России является вопрос об изменении территории России на протяжении многих веков. И это, как ни странно, является для учащихся одной из трудных тем. Здесь могут помочь сопоставления явлений и процессов в наглядной демонстрации материала, когда на одном экране компануется различная информация. Для показа динамики процессов изменения во времени какого-то явления особенно эффективным является сопоставление методом наложения. Например, чтобы представить, как менялась территория государства и его административно-террито-риальное деление, целесообразно «наложить» друг на друга карты разных периодов. Если при этом границы территорий окрасить в разные цвета, например, в 1900 г. — зеленым, в 1917 г. — красным, в1939 г. — фиолетовым, в 1946 г. — желтым и т.д., то отчетливо прослеживаются различия в очертаниях этих границ по рассматриваемым периодам. Правда это одна из наиболее трудоемких работ для самого учителя , но зато результат от проделанной вами работы не заставит себя долго ждать.

^ 3. Проверка знаний.

Для проверки знаний я использую программу Test 2000 В данной программе можно составить тест по любой изученной теме. Дискета с тестом выдаётся учащемуся , который работает самостоятельно. После выполнения теста , компьютер сам выставляет оценку данному учащемуся. Если работа была выполнена неудовлетворительно, то можно с ребёнком разобрать данный тест , выявить все допущенные им ошибки и дать ему возможность ещё раз выполнить этот же тест , но вопросы будут даваться уже в другом порядке. Данная работа освобождает учителя от монотонной работы – проверки тестов у учащихся.

В готовых мультимедийных дисках по географии так же есть практические работы и тесты, которые я тоже использую при проверке знаний. Например, соотнести страны и их столицы , нанести на контурную карту объекты и т.д. ,притом, компьютер указывает справился ли ребёнок с этим заданием или нет . Эти задания так же разбиты по категории сложности , что позволяет ввести дифференцированный подход при проверке знаний. Есть готовые диски и для подготовки к сдаче ЕГЭ, которые я также использую для подготовки учащихся к сдаче экзамена.

^ 4.Самостоятельная работа учащихся.

Современные молодые люди очень свободно «общаются» с новейшими технологическими достижениями. Поэтому с выполнением задания домашней самостоятельной работы затруднений не возникает. Ребята находят интересующие их вопросы в Интернете при написании рефератов, , самостоятельно составляют тесты в программе Test 2000 и т.д. Нужно просто больше давать учащимся самостоятельности и возможности фантазировать, и тогда мультимедийные технологии на уроках географии станут, и для учителей, и для учащихся не просто средством для использования мультимедийных технологий , а незаменимым помощником и даже другом.



Похожие:

Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconВозможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся Пестерева Т. В., методист по икт моу дпос ммц
Возможности использования Интернет-технологий на уроках и внеурочной деятельности учащихся
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconИспользование компьютерных технологий при проведении уроков теоретического и производственного обучения бардынин Алексей Борисович огоу нпо «Профессиональный лицей №8»
Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconК. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий
Направление: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс: проблемы и перспективы
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии icon"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Ию и обеспечивает активность учащихся на уроке, а также дает возможность для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconНекоторые возможности и примеры использования программных средств пакета программ Microsoft Office в педагогической деятельности учителя
В современном мире в условиях постоянного ускорения развития науки и техники задача педагога состоит в том, чтобы идти в ногу со...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconКомпьютерное моделирование на уроках физики
Целью этой публикации является желание поделиться своим небольшим опытом в применении компьютерных технологий на уроках физики
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconИз опыта использования информационных технологий на уроках физики и во внеклассной работе
Возможность проектирования и разработки мультимедийных пособий на уроках и факультативных занятиях как один из способов успешного...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconПрименение компьютерных технологий на уроках математики
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж
Выход интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных компьютерных технологий. Их применение как раз и даст...
Возможности использования компьютерных технологий на уроках географии iconРазработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В. Н
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №25 с профильным обучением
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами