Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок icon

Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок



НазваниеИсаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


Муниципальное общеобразовательное учреждение Урожайненская средняя общеобразовательная школа Советского района Алтайского края


Исаева Людмила Гурьяновна


Учитель русского языка и литературы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ИПО на основе технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения


с. Урожайное 2008

ВСТУПЛЕНИЕ


Вся моя педагогическая деятельность связана с сельской школой. И данную тему инновационного педагогического опыта выдвинула передо мной сама жизнь.

В эпоху научно-технического прогресса за излишним прагматизмом и рациональностью куда-то на задний план отодвигается душа человека. В погоне за высокими достижениями, порой, мы не видим и не ценим то и тех, что рядом, поэтому происходит искажение человеческих ценностей.

Наш небольшой целинный посёлок «Урожайный» Советского района Алтайского края, богатый своей 50-летней историей, уникальной природой и замечательными людьми – тружениками, главным нашим достоянием, расположен в красивейшей предгорной зоне Алтая, вдали от столбовых дорог, от краевого центра.

Школа маленькая, всего 188 учащихся. Из них около 2/3 – из малообеспеченных семей, пятая часть воспитывается в неполных семьях. Половина из детей живёт на отделениях, где нет возможности культурно организовать свой досуг (3 км. от клуба, спортзала, библиотеки).

На селе особо чувствителен книжный дефицит, и далеко не в каждой семье есть компьютер, благодаря которому можно найти цивилизованный круг общения с внешним миром. Поэтому сельская школа должна стать для детей не только центром образования, но и центром воспитания. И кто, как не учитель литературы, должен быть духовным наставником, который прививает святые понятия о патриотизме, гражданском долге, чести, чуткости, доброте!

Для меня важно: пока человек маленький, уже в школе ему нужно помочь осознать себя частью социума, в котором он живёт, свою ответственность перед настоящим и будущем страны, а значит и своей «малой родины».

Нужно не только развивать и совершенствовать интеллектуальные особенности детей, но и разбудить их души, умение видеть, слышать, сопереживать и ценить мир, в котором мы живём, а значит дорожить своей Родиной. Эта тема актуальна во все времена существования школы. «Не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше – молча трудись во имя её блага и могущества», - утверждал великий педагог В.А.Сухомлинский.

Следуя этому принципу, я с 1980 года занимаюсь краеведением, создала школьный музей «Целина» (свидетельство № 7637 от 16.12.1999 г.), на основе которого был создан школьный краеведческий музей, презентация открытия – январь 2007 года. Богатейшие материалы и документы музея используются как учениками нашей школы для составления докладов, рефератов, выступлений, так и учителями в педагогической практике.

Пропагандирую свой опыт краеведческой работы на муниципальном и региональном уровне:

- предоставляла фотоматериалы и документы музея для создания телевизионных передач об истории села Урожайное, его достопримечательностях ТВ «Кедр»;

- материалы музея «Целина» Урожайненской СОШ были использованы краеведческим музеем Советского района Алтайского края в работе над созданием раздела о целине;

- сотрудничаю с газетой «Районные вести».

Применение материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности считаю жизненной необходимостью, чтобы наши дети не росли «Иванами, не помнящими своего родства».

Откуда начинается Россия?

С лозинки, что сбежала с речки синей?

А может, начинается с крыльца,

Иль с поля, где пшеница раскачалась?

Откуда бы она не начиналась –

Любви к России нет у нас конца.

Эти строчки малоизвестного поэта Н. Кабушкина отражают суть моего педагогического кредо.

Считаю, что такие риторические вопросы должны отложиться не только в голове каждого моего ученика как орфографические и пунктуационные правила, но и глубоко проникнуть в их сердца на протяжении всего курса обучения.

Работа над темой инновационного педагогического опыта для меня одновременно и трудна, так как она сама по себе предполагает эксклюзивные материалы. Значит, ты сам себе постоянно и методист, и инспектор в одном лице.

Но в большей степени она увлекательна и интересна, так как чувствуешь себя новатором и первопроходцем, она требует творчества и поиска, чем меня и привлекает.

Эта работа на перспективу. Какими вырастут ученики? Кем они станут в жизни? Оправдают ли мои надежды и желания?


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цели:

  • учить видеть в истории края историю всей России, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению материалов регионального компонента;

  • формировать интересную творческую личность, способную выразить себя в слове и поступке, воспитывать гражданскую, идейно-нравственную позицию учеников;

  • развивать самобытное мышление, диалогическую речь, артистические способности учащихся;

  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.


^ Пояснительная записка:

цели эти долговременные, реализация их начинается в 5 классе, когда в своей учебно-воспитательной работе применяю принципы и технологию личностно-ориентированного и развивающего обучения. Динамику развития образовательного и воспитательного уровня детей определяю по основным критериям:


  • было;

  • имею;

  • желаю.


Вся методическая система моей работы направлена на то, чтобы добиться желаемых результатов.


Использую


методы:

  • основной эвристический;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • исследовательский;

  • объяснительно-иллюстративный.



средства:

  • раздаточный материал с отрывками текстов произведений алтайских авторов;

  • архивные документы школьного музея «Целина»;

  • материалы местной печати (газета «Районные вести» Советского района Алтайского края);

  • материалы программы районного (ТВ «Кедр») и краевого телевидения («Вести - Алтай») на факультативных занятиях;

  • авторская программа для 5 класса «Литература Алтайского края».



организационные формы:

Наряду с традиционными формами провожу нетрадиционные уроки:

  • урок – экскурсия;

  • урок – конференция;

  • урок – беседа за круглым столом;

  • интегрированный урок.

Любовь к «малой родине» начинается с любви к самому себе. Каждый ребёнок должен уважать себя как личность, иметь внутренний стержень. Моя задача – помочь им раскрыть себя. Поэтому на уроке важны даже отдельные методические приёмы, способствующие этому.

Для меня это, в первую очередь, учебно-воспитательная работа на уроке.

Уже с 5 класса приучаю детей к самостоятельности суждений, умению отстоять свою точку зрения, грамотно выразить свою мысль. Во время традиционного текущего опроса изученных правил вопросы отвечающему задаю не сама, а ученики (перекрёстный опрос). Условие: спрашивающий должен чётко и правильно сформулировать вопрос и в случае неответа ответить на него сам.

С 5 класса учимся рецензировать ответы друг друга. Сначала руководствуемся памяткой:


  1. Насколько подробно, глубоко и точно изложен материал.

  2. Соответствовал ли ответ поставленному вопросу? Допускались ли отступления, неточности? Какие?

  3. Насколько аргументирован был ответ? Достаточно ли было приведено примеров?

  4. Была ли речь отвечающего грамотной? Выразительной?


К концу года пятиклассники рецензируют уже без особых затруднений. Эти простые приёмы способствуют развитию самоконтроля и самодисциплины учащихся, приучают их быть требовательными к себе и своим одноклассникам, а самое главное – приучают к системе в учёбе.

В соответствии с темой ИПО отбираю нужный материал к каждому уроку, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. У меня нет лёгкого материала для «слабых», учу всех на трудном – и «сильных» и «слабых». Дифференцируется только объём выполнения работы, а не уровень трудности.

Иллюстрирую примерами вариативности раздаточного материала по русскому языку в 9 классе с использованием материалов регионального компонента. Тема: Итоговое повторение. Урок – зачёт (см. Приложение 1, стр. )

Школьники, чего-то не зная, ошибаясь, участвуют в общей работе, говорят, рассуждают, анализируют. В результате «слабые», ошибаясь, не боятся высказывать своё мнение, не молчат, а думают, размышляют вслух, отстаивают свою точку зрения. Это даёт возможности всем раскрыть себя, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися.

Тексты для самостоятельных работ, самопроверки, контрольных работ и других стараюсь подбирать из произведений алтайских писателей. Акцентируя внимание на произведениях писателей-земляков, воспитываю чувство любви к «малой родине», приучаю видеть и ценить то, что рядом с нами.

Например, изложение с элементами рассуждения по литературе в 10 классе. По статье В.Загородникова «Соседи» (газета «Районные вести») (см. Приложение 2, стр. )

  • На уроках использую всевозможное конструирование предложений на тему «Посмотри вокруг». Дети не берут заученные примеры из учебников, а придумывают сами по одной из тем: «Дом, семья», «Школа», «Природа вокруг»

  • То же условие при выполнении различных заданий творческого характера, будь то портрет, пейзаж или интерьер.

  • При изучении типов речи темы остаются, но меняется характер заданий в соответствии с функционально-смысловыми особенностями этих типов. Например, описание «Дом, в котором я живу», рассуждение «Под крышей дома своего», повествование «Однажды в доме…». Такие задания просты и понятны каждому, они помогают ученикам через знакомые им образы выразить свое эмоциональное отношение, перейти от созерцательности к пониманию значительности мира, который их окружает, дать оценку.

  • Изучая алфавит (5 кл.), дети записывают в алфавитном порядке названия сёл в районе, названия городов в Алтайском крае.

  • При изучении темы «Суффиксы имен существительных» (6 кл.) составляем географическую карту района, ученики, путешествуя по селам в роли ученых-исследователей, образуют при помощи суффиксов новые имена существительные, называющие наших соседей-земляков.


^ Колово – коловцы, Шульгин-Лог – шульгинлогцы, Колбаны – колбановцы,

Советское – советчане, Талица – таличане.

Трудности возникают при образовании существительных, называющих жителей села Урожайное. Как нас самих называть? Урожайненцы или урожайновцы?

За помощью обращаемся к справочной литературе (авторы Н.М.Шанский, З.А.Потиха) и находим ответ, применяя поисково-исследовательский метод на уроке.

Это дает плодотворные результаты, дети становятся соучастниками в решении лингвистических задач. Организуется совместное использование учителем и учащимися результатов познания.

В рамках школьной программы разработала систему уроков развития речи с использованием материалов регионального компонента.

После темы "Мифы народов мира" по литературе в 6 классе изучаем легенду о горе Бабыр-хан. Ребята с помощью рефлекторного восприятия описывают свои чувства при встрече с ней: что увидели, что почувствовали, с чем можно сравнить. Затем возникший образ изображают с помощью рисунков (чувственное созерцание), развивается воображение детей, их «читательское зрение» наполняется цветом, активизируется познавательная деятельность учеников, повышается интерес к краеведению, что подтверждается творческими работами - легендами о названии реки Кокша или одного из озер, находящихся рядом с селом, написанными учащимися.

  • После изучения сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» - урок развития речи «Мое открытие».

  • После изучения К.Г. Паустовского - урок развития речи «Удивительное рядом».

  • После изучения рассказа А.П. Платонова «Корова» - урок развития речи «Я родом из деревни».

  • После рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» - урок развития речи «Из рассказов моей бабушки (дедушки)».

Такие уроки после изучения программных произведений считаю результативными, так как они помогают школьникам формировать потребность и умение видеть реальный мир во всем многообразии его красок. Понять, что художественная фантазия - творческое преображение действительности – имеет источник в обыкновенной жизни.

Разработала авторскую программу для 5 класса «Литература Алтайского края», которая помогает глубже узнать литературу своих земляков, оценить её как часть национального достояния России (см. Приложение 3, стр ) Применяю её в своей практике.

Каждый тематический раздел курса литературы: «Фольклор», «Горнозаводской Алтай», «Человек и природа», «О войне», «Литература – о целине», «Поговорим о вечных истинах» - заканчивается уроком развития речи. Это уроки – откровения, уроки – открытия, построенные на посещении школьного краеведческого музея, или на воспоминаниях близких, дорогих людей, или на личных впечатлениях учащихся.

Исходя из выше изученного по программе, говорим об истории села Урожайное, о людях, достойных уважения, о нашей природе. Наша цель: заметить необыкновенное в обыкновенном.

Ответы ребят подкупают своей откровенностью, искренностью, порой даже исповедью. На таких уроках каждый желает выступить: рассказывает, рассуждает, убеждает, дискуссирует. Мы узнаём на этих уроках важное, значимое для ребят о их родителях, родственниках. Например, дедушка Елизаветы С. Захаров М.И., будучи парторгом совхоза «Урожайный», подарил школе ценные фотоматериалы, которые сейчас помещены на стендах и в альбомах школьного музея, а её мама Сафонова И.М. закончила школу с серебряной медалью, её фотография помещена на Доску почёта школы.

Мама Елены С. Спиридонова О.Э. – лучшая доярка района.

Бабушка Антона Ш. Шеларь Л.С.пятилетней девочкой, оставшись без родителей в годы Великой Отечественной войны, находилась в оккупации. О безрадостном голодном сиротстве рассказывает она в своих воспоминаниях, полных горечи и боли. («Детство, опалённое войной» Сборник воспоминаний детей военного времени. Барнаул: Издательство «А.Р.Т.» 2007 г.)

Такие уроки имеют большое воспитательное значение. Дети с гордостью рассказывают о своих родных людях, значит, желают быть достойными старшего поколения.

Изучая раздел «Человек и природа», пятиклассники учатся на примере классической литературы «всматриваться и вслушиваться» в окружающий мир. Поэтому после изучения В.В.Бианки «Лесная газета на каждый год», анализируя, насколько мастер слова вхож в мир птиц, животных, дети старались тоже проявить наблюдательность и отразить её в своих миниатюрах.

(Примечание) Наше село опоясывают три неглубокие речушки под одним названием Кокша. Сразу за селом они сливаются в одно русло, но самое удивительное то, что ни одна из этих мелких речушек не замерзает зимой: рядом – родники. Об этом знают в селе все от мала до велика, так как в пойме реки и на озёрах зимуют лебеди – предмет особого внимания к нашей уникальной природе.

Меня интересует, знают ли мои пятиклассники, как обнаружить родничок. Насколько они наблюдательны? Эту тему я и предложила ребятам на уроке развития речи. Предлагаю некоторые работы учащихся.


Как обнаружить родничок.

* * *


Я давно мечтала найти родничок, и мне это удалось. Так получилось, что он сам себя обнаружил. На откосом берегу реки, где я загорала летом, среди мелкой гальки пробивалась непонятно откуда маленькая струйка воды. Она журча скатывалась по камешкам в реку. У основания этой струйки образовывалась воронка; и водичку невозможно было остановить, она очень холодная, почти ледяная, и камешки рядом тоже холодные.

^ Желаю и вам, ребята, обнаружить родничок и напиться из него кристально – чистой воды.

Донская Ксения, 5 класс

* * *

Там, где родничок пробивается из-под земли, кажется, что почва живая, как будто дышит. Если наклониться к земле и приложить ухо, то будет слышно, как журчит родничок. А если подойти к реке, то будет видно, как бьёт родник. Когда проведёшь рукой по воде, то она будет холодной.

Люблю смотреть и слушать шёпот родника, когда он бьёт своей струйкой, разгоняет песок. Хочется приходить к этому месту ещё и ещё. Я подружилась с родничком, чищу его, с ним разговариваю, и он со мной тоже. Хочется остаться здесь подольше. Около него прохладно, он всегда в тени и угостит меня вкусной ключевой водой.

^ Вот такой мой друг – родничок!

Сафонова Лиза, 5 класс


Дом, Семья… Символ Родины. Составная социума. Как о высоком и вечном сказать просто и доступно для пятиклассников?

После изучения рассказов Л.И. Квина и В.М.Шукшина на уроке развития речи, мы рассуждаем, что значит дом для каждого из них, затем даю конкретную узкую тему сочинения «Запахи моего дома».

Ребята на ассоциативном уровне должны передать свои ощущения, как запахи в доме связаны с близкими им людьми.

Перед началом работы предлагаю памятку:


  1. Что это за запахи?

  2. Какие они? Почему?

  3. Ваши ассоциации.

  4. Чем нравятся (не нравятся)?

  5. Ваши ощущения.


В ходе эвристической беседы обсуждаем вопросы, делимся своими наблюдениями, работаем над словом.

В результате рождаются творческие работы. Вот некоторые из них.


Запахи моего дома


* * *

Когда я со школы иду домой и захожу на веранду, то уже чувствую, что пахнет чем-то вкусным. Я знаю, сегодня это наваристый борщ. В нос бьёт запах кислой капусты, свеклы, томлёного мяса… Пахнет так аппетитно, что мне хочется, не переодеваясь, сесть за стол и поскорее попробовать эту вкуснятину.

^ Мама каждый день готовит по-разному: то борщ, то котлеты, то пироги, то ещё что-нибудь вкусненькое.

Мне больше всего нравятся мамины пироги. Такие румяные, с зажаренной корочкой, с вкусной, но очень горячей капустой внутри, которой я всегда обжигаю губы и язык.

^ Но всё равно люблю есть, пока горячие. Если мы поели эти пироги, то запах остаётся ещё долго.

Когда я прихожу с улицы, то знаю, что мама дома, потому что пахнет пирогами. Даже придя к маме на работу, она продавец в нашем магазине, я всё равно учую запах маминых пирогов, хоть здесь много народу.

^ Мама – рядом, и пахнет моим домом.

Уткина Анжела, 5 класс


* * *

Я очень люблю свой дом. Здесь тепло и уютно, потому что всё пахнет мамой. Вернее, не мамой, а её духами. В каждом уголке чувствуется нежный ароматный запах. Когда мама на работе, а я дома одна, мне кажется, что мама на самом деле дома, все вещи хранят запах её духов. Для меня он самый любимый, в нём перемешалось всё: и свежесть утренней росы, и весенняя зелень, и какие-то странные мне непонятные экзотические ароматы. Не успею проснуться, а дом уже весь в аромате. Эти духи мне напоминают лето, зелёные листья, цветочную поляну. Мамина сумочка, одежда, постель – всё пропитано приятным и волшебным запахом. И когда мамы нет дома, я вдыхаю этот родной и знакомый аромат и вижу улыбающееся розовощёкое лицо мамы, её лучистые глаза, тёплые мягкие руки, и мне не так грустно дожидаться её возвращения.


^ Сафонова Лиза, 5 класс


Пусть рассуждения не всегда логичны, стройны, доказательны, но они интересны и искренни. Дети пытливы и активны, и в этом я вижу результативность системы уроков своей авторской программы «Литература Алтайского края» в 5 классе.


Разбудить не только мысль, но и душу ребенка помогают мне нетрадиционные уроки.

У детей очень рано просыпается чувства цвета и звука и с возрастом обычно угасает, поэтому важными для развития чувственного восприятия детей считаю уроки-экскурсии «в цвет и звук», особенно в младших классах, проводимые на природе. Тема «К нам пришла осень» (5 кл.)

Ученики в роле журналистов с карандашами и блокнотами в руках идут вместе с учителем по аллее (или по берегу реки). Рассматривают, наблюдают, беседуют, размышляют. В результате ассоциативно-образного восприятия, рефлексии чувств появляется первые записи, новые сравнения: «последний лист осени грустен и одинок», «бугорок, покрытый увядшей травой, похож на островок», «в окнах домов, освещенных солнцем, будто пожар полыхает», «опавшие листья тихо шуршат».

Все, что детям при первом взгляде казалось однообразным, неожиданно открывается во всем богатстве красок. Умение видеть вокруг себя красоту жизни помогает сформироваться и читательскому опыту, узнать цену художественного слова, способствует обогащению речи учащихся, развивает их духовный потенциал.

Убеждена, что такая форма работы будет плодотворной, если есть система, поэтому уроки-экскурсии провожу два раза в год, чтобы дети могли понаблюдать за изменениями в одном и том же уголке природы в разное время года.


Практикую нестандартные уроки с применением материалов регионального компонента при подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы.

(Сборник диктантов. 9 класс. Тема №13. Задание 2. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике).

Провожу урок-экскурсию к монументу целины. Предлагаю разработку урока-экскурсии «О чём рассказал монумент» (см. Приложение 4, стр. ) Ученики через зрительное восприятие целого комплекса архитектурных конструкций (скульптура, стелы, постамент), сопоставляя с надписями на плитах, осознают значение этого монумента для нашего села.

Продолжение работы - в классе. Работа над словом - толкование по словарю, над планом - обсуждение вариантов, написание работы «О чем рассказал монумент».

Положительные результаты для воспитания творческой активности личности дают уроки «Мои земляки - интересные люди».

(Сборник диктантов. 9 класс. Тема №50. Задание 2. Случалось ли вам встречаться с подлинно талантливым человеком? Расскажите об одном).

Уроки провожу в мастерской нашего односельчанина, талантливого резчика по дереву, о мастерстве которого знают по всему Алтайскому краю.

  • Через зрение (видят эксклюзивные предметы);

  • слух (слышат звук резьбы по дереву);

  • обоняние (запах деревянной стружки, краски, лака, клея);

  • осязание (трогают заготовки, насколько легки, тяжелы они должны быть)

открывается душа ребенка, происходит познание человека, его ремесла.

Итогом является подготовка к сочинению (рефлексия чувств).

Нестандартная организация учебных занятий повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, позволяет более качественно подготовить девятиклассников к письменному экзамену.

Композиционно выстроила систему уроков литературы по изучению творчества писателей и поэтов Алтая в соответствии с темами изучаемых программных произведений.

Например, в 11 классе:

  • после изучения творчества А.Т. Твардовского провожу урок по поэме М.И. Юдалевича «Крутояры»;

  • изучая тему «Литературный процесс 60-ых годов», провожу урок по рассказам В.М. Шукшина «Будь человеком»;

  • после изучения творчества В.Г. Распутина - урок «И.П. Кудинов о прошлом и настоящем» (по повестям «Хлебозары», «Голоса»);

  • после темы «Художественные поиски и традиции в современной поэзии» - урок «Авторская песня Р. Рождественского, нашего земляка».

Такая система уроков способствует воспитанию гражданской, идейно-нравственной позиции учащихся, помогает осознать значимость своего края в судьбе каждого ученика, чувство гордости за свой родной Алтай, так как литература наших земляков является частью отечественной литературы и поднимает общие созвучные проблемы.

Эффективным считаю проведение таких уроков в нетрадиционной форме.

  • Это урок-конкурс по поэзии М.И. Юдалевича, на котором каждый ученик - конкурсант и член жюри поочередно. Конкурсанты дают интерпретацию самостоятельно выбранного стихотворения поэта - земляка. Члены жюри рецензируют ответ. В результате такой формы урока развивается ассоциативно-образное мышление учащихся, рефлекторное восприятие. Школьники учатся умению строить доказательства или опровержения, высказывать собственное мнение по проблеме, анализировать ответы товарищей, делать выводы.

  • Урок-конференция по рассказам В.М. Шукшина «Будь человеком». Не ограничивая читательской инициативы детей, им предлагалось прочитать рассказы В.М. Шукшина по данной теме и познакомиться с литературой о В. М. Шукшине. Предварительная постановка проблемных вопросов, определяющих композицию и содержание конференции, позволила дифференцировать вопросы с учетом подготовленности учеников. В результате важного разговора на уроке ученики задумываются о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, внутреннем достоинстве. (Рефлексия).

Считаю: такая структура урока направлена на самореализацию ученика.

  • Урок-беседа за круглым столом «Размышляя о прочитанном» (по публикациям В.Ф. Загородникова в газете «Районные вести» Советского района)

Предлагаю методическую разработку урока (см.Приложение 5 стр. )

В результате предварительного прочтения статей В.Ф. Загородникова за 2005-2006 год за круглым столом обсуждались вопросы этики и культуры, духовности и бездуховности, вечную проблему «отцов» и «детей» в присутствии автора. Ученики высказывали свое мнение, анализировали, спорили, размышляли. Было живое общение с автором, который поделился своими впечатлениями о том, что он ожидал от этого разговора и что услышал. Такую форму урока считаю эффективной, так как она интересна, развивает познавательную активность, побуждает учащихся к самостоятельной работе, к самореализации своего личного «я». Это практическая работа над публицистическим стилем эффективна при подготовке к выпускным экзаменам, так как дома учащиеся пишут рецензию на прочитанную статью или репортаж с урока.

Разработала и провела интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «очерк А.Цирульникова «Планида Калошина» с использованием материалов местной печати (см. Приложение 6 стр. )

Ребята в ходе обсуждения статьи должны были ответить на главный вопрос: как в Богом забытой алтайской деревушке обыкновенная изба – читальня превратилась в «народную библиотеку». Можем ли мы создателя этой библиотеки назвать «героем нашего времени»? В конце урока говорим о том, какие мы читатели, и о положении библиотек в нашем Советском районе, ссылаясь на публикацию местной печати («Тлеющие очаги», газета «Районные вести», 2005 год).

Проведение уроков нетрадиционной формы, применение различных методических приемов с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, умение взглянуть на себя со стороны, оценить свои дела и поступки, ощутить себя частью мира, в котором мы живём. Прививается интерес к учебному труду, повышается уровень речеведческой культуры учащихся, качество их гуманитарной подготовки, растет познавательная активность.


Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе

Материалы регионального компонента я использую в программе факультативных занятий по теме «Русское правописание» в 10-11 классах.

Например, в 10 классе «Виды речевой деятельности»:

  • Говорение.

Учащиеся получают задания (на выбор) рассказать о себе, о своей семье, о своем селе, о своей школе (её истории, традициях).

  • Аудирование.

Учащиеся получают задание прослушать по телевидению информационную программу (краевую) «Вести – Алтай», (местное телевидение) программу «Кедр», определить, каковы особенности передачи информации через новости, хронику, репортаж диктора. Содержится ли комментарий в рекламе.

В результате подобной работы на факультативном занятии над особенностями информационных сообщений школьники тренируют свои практические навыки в составлении репортажа с урока, новостей школы за неделю, хроники спортивной жизни села за последний год, комментария к статье из газеты «Районные вести» под рубрикой «50 лет целине» или комментария спортивного соревнования.

При изучении темы «Речевой этикет как правила речевого поведения» моделирую речевые ситуации, побуждающие учащихся к самоанализу и самоконтролю своих действий, поступков в окружающем социуме (ситуация «В транспорте», «В очереди», «В гостях»).

Изучая тему «Употребление этикетных форм в письменной речи», учащиеся составляют тексты с просьбой, благодарностью, приглашением ветеранов войны и труда на мероприятия в школу.

Изучая речевой этикет в частной и деловой переписке, анализировали письма из фонда школьного музея «Целина».

Такое методическое разнообразие в программе факультативных занятий считаю эффективным, так как они остаются в памяти учащихся, заставляют их работать над своей грамотностью, культурой речи, помогают глубже узнать историю своего села через формы эпистолярного жанра.

В рамках месячника русского языка и литературы разработала и провела разные формы внеклассных мероприятий.

  • Устный журнал «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

  • страница 1 «Хлеб - всему голова»;

  • страница 2 «Хлебороб вчера»;

  • страница 3 «Хлебороб сегодня»;

  • страница 4 «И в шутку и всерьез».

Все страницы журнала построены с учетом двух направлений:

  • анализ лексического значения слов по теме журнала;

  • употребление этих слов во фразеологических оборотах.

Ценность этого мероприятия в том, что вместе с познавательным материалом по лингвистике учащиеся узнают и об истинной цене хлеба, о важности труда крестьянина-земледельца из выступления перед ними лучшего механизатора хозяйства.

  • Вечер «Язык твой - друг твой». Цель - донести до учащихся идею ценности и значимости русского языка, поговорить о культуре речи, о вреде словотворчества. В программе - чтение стихов о русском языке победителей школьного конкурса, ролевые игры, инсценировки о культуре речи, викторина «Подумай и ответь». В итоге - награждение медалями «Знатоку русского языка».

  • Рыцарский турнир по русскому языку. Цель - создание ситуации для самовыражения и самореализации личности ученика в результате итогового повторения пройденной темы по русскому языку.

Важным является нравственный аспект: стремятся ли «рыцари» победить слабого или выбирают достойного противника.

Дети ежегодно участвуют в конкурсе школьных сочинений о жизни села, района, края по теме «Это родина моя». Названия даю самые разные: «Идет «молочное стадо», «Пора медосбора», «В ремонтно-тракторной мастерской» и др. К участию в конкурсе привлекаю всех своих учеников без исключения, так как вся методическая система моей работы направлена на то, чтобы в каждом ученике увидеть индивидуальность.

Есть интересные работы и у далеко не сильных учеников по русскому языку, так как тема для них близка и понятна, и я помогаю им реализовать свой потенциал.

Лучшие работы хранятся в школьном музее «Целина», печатаются в газете «Районные вести» Советского района (см. Приложение 7, стр. )


Выполнение функций классного руководителя

Я являюсь классным руководителем 10 класса, с которым работаю уже шестой год.

За это время уже сложились свои традиции классного руководства, одна из которых воспитание в детях любви к своей «малой родине», уважение к ее истории и людям, среди которых мы живем.
Эту задачу осуществляю в различных формах внеклассной воспитательной работы.

  • Провела тематические классные часы:

«История нашего села»

«Герои целинной эпопеи»

«История Урожайненской средней школы»

«Ветераны педагогического труда»

«Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки» -

с использованием материалов и документов школьного музея «Целина».

  • Провела экскурсию:

«История села в названиях улиц»

  • Традиционно участие класса в операции «Забота» (помощь ветеранам войны и труда в зоне пионерского действия)

  • В вахте «Память» (поздравление участников Великой Отечественной воины, приглашение их на классные мероприятия)

  • Приняли участие в проведении общешкольного юбилейного вечера «Нашей школе - 50!» (выпуск газеты, оформление зала).

Не менее важная задача - это развитие в своих учениках инициативы, самостоятельности, их творческого потенциала.


С этой целью провожу анкетирование, чтобы узнать их привязанности, увлечения, устойчивый интерес к какому-то делу.

Для сравнения предлагаю фрагменты анкетирования в 5 , 9 классе.


Фрагменты анкетирования в 5 классе.

        1. Интересно ли тебе в школе? Почему?

        2. Твоё любимое увлечение.

        3. Выполняешь ли домашнее задание самостоятельно или тебе помогают родители?

        4. Год основания нашего села. Почему оно так называется?


Фрагменты анкетирования в 9 классе.

  1. Твои советы учителю, чтобы урок был в удовольствие.

  2. Насколько ответственно относишься к домашним заданиям? Какова роль родителей?

  3. Твоё любимое увлечение.

  4. Судьба нашего села в истории России. Что ты об этом знаешь?




  • На классном собрании каждому даём общественное постоянное или временное поручение на демократических условиях, что приучает детей уже с 5 класса к выполнению обязанностей без диктата сверху. Контроль за осуществлением возложен на совет класса, информирует на классных часах.

  • Чтобы детям было интересно в школе, хотелось сюда приходить после уроков, вовлекаю их в дополнительные объединения по интересам.

Практикую проведение всех мероприятий по самостоятельно составленным сценариям.

В 5-6 классах проводила праздники с привлечением ребят, ответственных за конкурсы, оформление газеты, оформление классной комнаты и т. д.

Уже в 8-9 классах учащиеся провели все мероприятия самостоятельно (составление сценария, подготовка и проведение), где классный руководитель выступал в роли педагога - корректора.

В результате любого проведенного мероприятия в классе поощряем всех, кто положительно отличился. Кандидатуры обсуждаем на совете класса. Это может быть «мозговой центр» - ребята, которые составляли сценарий, готовили задания к конкурсам. Может быть редколлегия, выпустившая газету, спортсмены - победители, организаторы - активисты или лучшие мастеровые.

Главное для меня как классного руководителя - помочь ребятам увидеть значимость каждого ученика в любом деле. Поощрения могут быть разные: благодарность в дневник или информация в школьную стенгазету.

Это имеет свой положительный результат, вызывает у ребят чувство удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью, они коллективно участвуют в общественной жизни школы, села, района.

Традиционна связь классного руководителя с родительским комитетом в решении всех вопросов учебно-воспитательного процесса.

  • Контроль за учебой и поведением учащихся, вопросы поощрения и наказания детей

  • Контроль за отношением родителей к воспитанию детей.

  • Помощь в организации и проведении различных мероприятий (праздников, конкурсов, экскурсий, бесед на классных часах)

  • Распределение льготных учебников.

  • Контроль за питанием детей в столовой.

  • Помощь в ремонте помещения кабинета, в решении других хозяйственных вопросов.

  • Отчет родительского комитета о своей работе на классном родительском собрании.

Систематическое участие родителей в жизни класса имеет важное значение, прежде всего, для детей, так как перед ними наглядный пример ответственности и заинтересованности взрослых в успехе.

Ученики видят своих родителей уже с другой стороны, как общественников, которые активны, неравнодушны, востребованы, и на них можно равняться.

Чем теснее союз классного руководителя с родителями, тем результативнее работа с ученическим коллективом.


Приложение 1


* * *


  1. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свой ответ.

  2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

  3. Выделите орфограммы 1/2 абзаца.

  4. Выполните дополнительные задания.



Село на реке Бобровка


Сибирь… Алтайский край… По красоте эти1 места займут не последнее место на земном шаре. Леса богаты дичью а реки рыбой а луга неповторимым2 разнообразием цветов. Зимы суровы зато весны быстрые как горные потоки. Живут в этом краю3 спокойные и смелые уважающие друг друга люди любящие жизнь и свою землю4 . Это моя родина.

(По Г.С. Титову.)


* * *



  1. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свой ответ.

  2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

  3. Выделите орфограммы первого абзаца.

  4. Выполните дополнительные задания.



Золотая шкатулка


Как же обширна и привольна страна Казахстан! Ты страна большого хлеба большого металла… Необозримые3 степи вы проплываете под крылом самолёта сверкают синие чащи2 озёр1. Но вот вздыбились холмы показались скалистые берега петляющей реки. И вскоре мы приближаемся к Алтаю.

Здравствуй рудный Алтай! О тебе казахи недаром говорят Алтай золотая шкатулка! В этих словах гордость радость и удивление. Ещё бы! Ведь в этой шкатулке и свинец и цинк и медь и золото и серебро почти все элементы таблицы Менделеева!

Да богат рудный Алтай золотая копилка сокровищ4. Но самое дорогое его сокровище это люди энтузиасты и мечтатели творцы будущего!

(Из газеты «Правда»)


Приложение 2


Соседи


Из всех друзей и знакомых односельчан в особом памятном списке значатся соседи. Иных уже и нет, другие поменяли место жительства, но про каждого из своих соседей мне, кажется, я так много знаю, что возникает иллюзия прозрачности, как будто их души видны сквозь тело. Я не могу уже отдать себе отчёт, откуда я про них столько знаю: то ли сами они мне рассказали, то ли рассказывали о них другие, то ли я сам себе вообразил. Так или иначе, всех их вижу с поразительной ясностью снаружи и изнутри. В последнем я, скорее всего, ошибаюсь: внутренний мир каждого человека сложнее, чем может представлять себе другой.

Мы с соседом живём по пословице: «Ближний сосед дороже дальней родни». Поэтому ходим друг к дружке без всяких приглашений. Что ко мне, что к нему – в любой час. «Здравствуй, сосед», - чуть ли не каждый день говорим при встрече. Нас объединяет не только общий двор, но и многое другое. Зимой вместе снег в ограде чистим, а весной, когда земля оттает, тут уж до позднего вечера в огородах. После работы в баню каждый день. И неважно, в чьей бане мыться, кто первым вытопил, туда и идём. Словом, с весны и до осени радом друг с другом. Тут и новости обсуждаются, мировые проблемы, житейские дела.

Не понимаю, как соседствуют в многоэтажных городских домах. Там соседи не всегда и знают, кто делит с ними лестничную площадку и редко дружат семьями, сидят вместе за праздничным столом. Отношения на уровне «здравствуй – до свидания». В селе по-другому. Сосед радуется тебе, как второй половине самого себя и спешит угодить самыми добрыми, самыми нужными тебе словами.

Пожалуй, мало найдётся народов на свете, у которых так остро, как у русского человека, развито чувство соседства. Для доброго соседа мы готовы в лепёшку расшибиться, лишь бы доказать на деле свою любовь к нему. Сосед в нашей жизни занимает очень важное место. К соседу идут за помощью, занимают у соседа или дают в долг соседу деньги, оставляют друг у друга детей, когда сами уходят в гости, угощают соленьями и вареньями и даже за стульями бегут к соседям, если собралось много гостей, которых не на что усадить.

У русского человека из глубины веков тянется эта добрая надежда на хорошего соседа, ставшая извечной привычкой, какой-то душевной потребностью жить в ладу со своим соседом. Родней родного становится иной сосед, который выручил когда-нибудь в недобрый час советом или делом. С соседями нельзя ссориться, оставаться чужими. Случись, заболеешь, - соседи купят что надо, принесут, чайник согреют. Умрёшь – соседи похоронят, помянут. Разве этого мало?


^ В.Ф. Загородников

Газета «Районные вести», 2007 год №18


А что думаете вы?

Выскажите своё мнение, аргументируя примерами.


Приложение 3


Программа по региональному


компоненту


для 5 класса


«Литература


Алтайского края»


Пояснительная записка


Литература Алтайского края в 5 классе входит в число предметов регионального компонента программы общеобразовательной школы, рассчитана на 34 часа.

Основная цель обучения состоит в том, чтобы

  • расширить и углубить литературное образование учащихся через литературу Алтайского края;

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы;

  • развивать познавательный интерес учеников;

  • активизировать их творческий потенциал.


В программу включены произведения, отражающие развитие литературы Алтайского края в хронологическом соответствии с историей Алтая по разделам:

  • Фольклор.

  • Горнозаводской Алтай в произведениях писателей XIX в.

  • Человек и природа в прозе и поэзии Алтая.

  • О войне.

  • «Едем мы, друзья, в дальние края» (Литература – о целине).

  • Поговорим о вечных истинах.


Исходя из целей обучения, усиливается речевая направленность курса, поэтому после изучения каждого раздела предусмотрены уроки развития речи, на которых ребята рассуждают, размышляют о прочитанном, пишут творческие работы о своих впечатлениях.


^ Планирование уроков по литературе Алтайского края

в 5 классе


Фольклор

1.

С.И.Гуляев. Былина «Добрыня Никитич и Василий Казимерской»

2ч.

2.

А.А.Мисюров «Предания и сказы старых горнорабочих на змеиногорских, локтевских, риддерских рудниках и заводах.»


1ч.

3.

Р/р. Что я знаю об истории своего села.

1ч.










Горнозаводской Алтай в произведениях писателей XIX в.

4.

И.А.Кущевский. Очерк «Не столь отдалённые места Сибири»

2ч.

5.

Н.М.Ядринцев «Сибирская Швейцария»,

1ч.




«На обетованных землях»




6.

Р/р. Чем славится моё село

1ч.










Человек и природа

7.

В.В.Бианки «Лесная газета на каждый год»

1ч.

Поэты Алтая о природе

8.

Н.Е.Еврошин Поэт. сборник «Песни Алтая»

1ч.

9.

Л.Мерзликин о природе.

1ч.

10.

Г.Кондаков

1ч.

11.

Г.Панов

1ч.

12.

М.Юдалевич

1ч.

13.

В.Сергеев

1ч.

14.

Р/р.Урок – практикум «Учимся писать стихи»

1ч.










О войне

15.

Л.И.Квин «В те дни»

2ч.

16.

Г.В.Егоров из «Книги о разведчиках»

2ч.

17.

М.И.Юдалевич «О войне»

1ч.

18.

Р/р. Из рассказов о войне моих земляков – ветеранов Великой Отечественной

1ч.










«Едем мы, друзья, в дальние края…»

(Литература - о целине)

19.

Л.И.Квин «Палатки в степи»




20.

И.Е.Ракша – дочь алтайских степей. Обзор творчества

1ч.

21.

«Родной мой целинный посёлок», воспетый в стихах земляков

1ч.

22.

«Я родиной ранен…» (Творчество земляка Н.В.Сухарева)

1ч.










Поговорим о вечных истинах

23.

Л.И.Квин «Озорники»

2ч.

24.

В.М.Шукшин «Дядя Ермолай»

1ч.

25.

В.С.Сидоров «Федька Сыч теряет кличку»

2ч.

26.

Р/р. Мой дом. Чем он для меня дорог

1ч.



Приложение 4


^ Урок – экскурсия


«О чём рассказал монумент»

(из уроков развития речи. Подготовка к сочинению)

8 класс


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с исторической ценностью монумента, расширить их кругозор, дать толкование новых слов.

  2. развивать ассоциативно–образное мышление, творческие способности учащихся, устную и письменную речь.

  3. помочь детям увидеть значимость архитектурного сооружения для нашего села, воспитывать гражданственность и патриотизм.

Методы:

- объяснительно – иллюстративный;

- эвристический.

Форма урока:

Экскурсия в центр села, к монументу «Покорителям целины».


^ Ход урока

(Все ученики с блокнотами и карандашами).

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, у нас сегодня особый урок. Мы находимся в самом центре села, у монумента «Покорителям целины». Это архитектурное сооружение хорошо знакомо каждому, так как вы ежедневно встречаетесь с ним, проходя мимо или гуляя рядом по аллеям. Но мы должны знать, что это одна из достопримечательностей села, самое дорогое место для жителей, связанное с историей Урожайного. Чем и почему нам дорог монумент? Мы сегодня должны узнать на уроке.

  1. Вопросы классу.

- Почему монумент называется «Покорителям целины»?

- Что вы знаете об истории создания села Урожайного?

- Как вы думаете, что означает слово «монумент»?

Запись в блокнотах.

Монумент – архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-нибудь историческом лице, событии. Величественный, монументальный (прилагательное) (По словарю С.И.Ожегова).

  1. Сообщение учителя.

О чём же нам рассказывает монумент?

Это сооружение было воздвигнуто в 1975 году, к 20-летию нашего совхоза «Урожайный» по проекту новосибирских архитекторов.

В центре монумента – 3 вертикальных и 2 горизонтальные стелы.


Запись в блокнотах

Стела[тэ]Вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением.


На вертикальной стеле изображён орден Дружбы Народов и указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1974 года о награждении совхоза «Урожайный» за успехи, достигнутые в увеличении производства зерна и других продуктов земледелия и животноводства этим орденом.


На стеле слева – «Целина – символ героизма».


Горизонтальные стелы рассказывают, что в 1955 году самоотверженным трудом рабочих, комсомольцев завода им. Лихачёва г. Москвы, а также посланцев Великолукской области, прибывших по зову партии, создан совхоз «Урожайный».

Их влекла великая цель – русских, украинцев, белорусов, узбеков, немцев, алтайцев, чувашей, поляков – покорение целины. С обратной стороны на стелах отражены эпизоды из целинной эпопеи, лики молодых строителей новой жизни.

Стелы изготовлены из белых бетонных плит и установлены на фундаменте.

Внизу их держит армированное крепление.

Впереди на постаменте этого монументального сооружения плечом к плечу фигуры парня и девушки.


Запись в блокнотах

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.


  1. Вопросы классу.

- Как вы думаете, что хотел показать автор в этих образах?

- О чём говорят эти монументальные фигуры (их лица, поза, одежда)?

- Почему они изображены на переднем плане монумента?


  1. Итог урока.

Обобщающее слово учителя.


Наше село из всех сёл района самое молодое. Оно было построено спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, поэтому у нас нет памятника погибшим, как в других соседних сёлах, а есть монумент в память тех, кто создавал село. Распахивал целинные земли, прокладывал дороги, строил дома, производственные и социально-культурные объекты. Это наши уважаемые первоцелинники. Перед нами монументальное сооружение, которое отражает целую эпоху освоения целины. Мы должны об этом не только помнить, но и беречь нашу достопримечательность и рассказать об этом своим будущим детям.


  1. Домашнее задание.


Написать сочинение «О чём нам рассказал монумент».


Приложение 5


^ Урок – беседа


за круглым столом


«Размышляя о прочитанном…»


2 часа в 11 классе


(с использованием материалов регионального компонента и технологии личностно-ориентированного обучения)


Цели:

  • прививать учащимся любовь к своей малой родине через материалы местной печати;

  • воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, высоких моральных качеств.


Задачи:

  • обсудить публикации внештатного корреспондента газеты «Районные вести» Советского района В.Ф.Загородникова за 2005-2006 г.г.;

  • развивать умение думать;

  • совершенствовать навыки анализа прочитанного;

  • развивать речевую активность, культуру речи;

  • помочь увидеть особенности языка публициста.


Оборудование: печатные статьи газеты «Районные вести»

  • «После свадьбы» 16.03.2006 г.

  • «Нахлебники» 20.02.2006 г.

  • «Венчается раб Божий Михаил и раба Божья Елена» 20.02.2006 г.

  • «Тлеющие очаги» 24.02.2005 г.

  • «Нужен ли селу клуб» 14.04.2005.



Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.


Сегодня мы проводим нетрадиционный урок – беседу за круглым столом, на который приглашён В.Ф.Загородников, наш земляк, житель села Советское, журналист, ныне пенсионер, внештатный корреспондент газеты «Районные вести».

Тема нашего урока «Размышляя о прочитанном…» совпадает с целью.

Думая о большом, надо начинать с малого. Когда мы говорим о Родине, мы, в первую очередь, думаем о доме, где мы живём вместе с родителями. О тропинке, по которой мы идём в школу, о берёзовой роще, где гуляют парочки влюблённых, о Дамбе (как мы привыкли называть искусственный водоём), куда жарким летом съезжаются желающие искупаться в прохладной воде, ощутить естественный гидромассаж под водопадом.

Говоря о проблемах, мы обращаемся к программной литературе. Работая над особенностями публицистического стиля, зачастую обращаемся к материалам центральной печати. Но мы должны знать и литературу, которую написали наши земляки.

Один из публицистов – земляков у нас в гостях. Всё, что он пишет, достойно внимания, хотя можно соглашаться, а можно и не соглашаться, поэтому мы сегодня поразмышляем над прочитанным. В нашей беседе вы выскажете своё мнение:

  • интересна ли, поучительна ли для вас эта статья и почему;

  • какую проблему (ы) поднимает автор, насколько важна (ы) она (они) в наше время;

  • почему так названа статья;

  • с чем вы не согласны с автором? Почему?

  • каковы особенности языка автора.


После обсуждения прочитанного мы попросим уважаемого Виктора Фёдоровича поделиться своим мнением, что он ожидал и что услышал от читателей. Совпало ли мнение автора и читателей?


Я надеюсь, что это будет интересная беседа с интересным человеком.

  1. Обсуждение прочитанных статей (рефлекторное восприятие учеников)

    • «После свадьбы»

В результате ученики пришли в выводу.

Риторические вопросы автора заставили задуматься всех нас: «нужны ли нашему небогатому населению пышные свадьбы» и «кому нужнее брачные контракты: молодожёнам или их родителям».

  • «Нахлебники»

Вывод учеников.

Статья очень интересна, написана живым эмоциональным языком. Использованы различные средства выразительности: оксюморон «с обречённой самоотверженностью», оценочная лексика «пашут старики», эпитеты «символическая песня» и другие. Статья учит посмотреть на себя со стороны: что каждый из нас сделал полезного для родителей уже сегодня, умеем ли мы отдавать, а не только брать от родителей.

  • «Венчается раб Божий Михаил и раба Божья Елена»

Вывод учеников.

Статья заставляет задуматься: сможем ли мы выдержать морально и физически испытания, уготованные судьбой.

  • «Тлеющие очаги» и «Нужен ли селу клуб»

Вывод учеников.

Эти статьи о важном: нужны ли нам клубы, библиотеки, о значении культуры в жизни каждого, хотя не все согласны с названием «Тлеющие очаги». Библиотека в нашем селе действующая, живёт активной жизнью, не пустует без читателей, налажена связь

библиотекарь читатель. Хотя инициатива – от библиотекаря или от учителя.

Ученики чаще всего идут в библиотеку не для того, чтобы провести досуг за книгой, а чтобы взять программные произведения для урока.

(Рефлексия учеником своей деятельности).

  1. Выступление автора статей, журналиста В.Ф.Загородникова.

  • Поделился мнением о том, что ожидал услышать и что услышал, насколько поняли его читатели.

  • Ответил на вопросы ребят.

  • Рассказал о своём пути в журналистику.




  1. Итог урока. Домашнее задание.


Написать рецензию о прочитанном или (по желанию) репортаж с урока.


Приложение 6


^ Очерк Л.Цирульникова


«Планида Калошина»


(интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе, 2 часа)


Задачи: - показать композиционные и художественные особенности жанра очерка на примере публикации А.Цирульникова, определить идею, сопоставить с материалами местной печати и дать учащимся возможность попробовать свои силы в жанре очерка, эссе.

На доске а) портрет А.Цирульникова;

б) записаны термины: публицистика, очерк и их толкование;

в) имена существительные собственные:

Е.И.Рерих, Нострадамус

Ричард Бах, Джордж Сорос

Амонашвили, Сытин

Берия, Брокгауз, Эфрон


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

- Написать сочинение можно не только в классической традиционной форме, но и в форме очерка, над композиционными и художественными возможностями которого мы сегодня будем работать, чтобы использовать это в своей практике. К какому стилю относится очерк? Что вы знаете об этом стиле?

- Что общего и отличительного в стиле художественной литературы и публицистическом стиле?

Записать определение очерка

Очерк – разновидность эпического рода, охватывающий небольшую частицу действительности. В целом в обращение к любым сферам человеческой жизни, в этом жанре сильно субъективное авторское начало. Очерк может быть публицистическим, лирическим, документальным и т.д. В документальном – опора на подлинные лица и факты жизни с точным обозначением имён, дат, местности.

- Каким мы можем назвать очерк Цирульникова?

- Публицистическим.


Сообщение ученика об авторе очерка

- Что вы знаете о Рюрихе, как это имя связано с Горным Алтаем? Почему народную библиотеку в Уймонской долине Л.Калошин назвал именем Е.И.Рерих?

Учитель. – В очерке факт, событие не только воспроизводятся, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких-либо проблем. О чём этот очерк и какие проблемы затрагиваются?


^ Факт –о создании народной библиотеки имени Е.И.Рерих. Проблемы воспитания и образования, проблема свободы и духовности.

- Какую смысловую нагрузку несёт название очерка?

- Запись Планида – (разг.) судьба (гороскоп). Дав такое название, автор размышляет, как обыкновенный человек, бывший лётчик Аэрофлота, по велению свыше «Вдруг пришла в голову мысль – надо оформить, чтобы была библиотека. Раз пришла мысль, два… А если мысль приходит к нам не однажды, к ней надо прислушаться…» создаёт «в рериховских местах, в Уймонской долине» народную библиотеку.


Учитель: Цирульников, рассказывая о судьбе героя, передаёт мораль в самом образе. Умеет вынести мысль из факта, и в этом талант очеркиста. Высокая духовность – в стремлении служить людям.

- Очерк начинается с предисловия – это желание автора вынести идею перевоплощения человека и вернуться к ней в конце очерка. Бывший лётчик Аэрофлота сумел перевоплотиться не только внешне, но и внутренне. (Просил направить его в какой-нибудь маленький аэропорт в горах).

- Как характеризует Л.Калошина сравнение его судьбы с судьбой Р.Баха?

- Почему Калошину стало легче после того, как он создал и зарегистрировал народную библиотеку в Уймонской долине им. Е.И.Рерих?

- Нужна ли эта библиотека в маленьком таёжном селе Усть-Кокса?

- Как показана автором очерка связь Калошин – людям и люди – Калошину?


Учитель: Композиционно очерк делится на части, в каждой из которых эпиграфом взяты слова Р.Баха из сказки – притчи «Чайка по имени Джоностан Левингстон». Как эпиграфы предопределяют идею очерка и отражаются в заглавии?


В сказке-притче Р.Баха размышления о том, что в рутинной обыденной жизни мы забываем о духовности и высокой культуре человеческих отношений. Мы должны усовершенствоваться из поколения в поколение, а для этого нужно быть независимым и свободным, как чайка. Так и главный герой очерка- настоящий генератор культурной жизни, духовности, фанатично преданный своему делу. Человек щедрой души, он, забывая о себе, думает о людях, прежде всего, о детях.


- С чего начинается 1 часть очерка? С описания дома. Прочтите.

(Читается описание дома)

Учитель: обратите внимание на характерную для многих публицистических жанров рубленую прозу, идущую от разговорной речи: короткие, как живописные мазки, из которых складывается общая картина, хотя это описание.

Приведите примеры рубленой речи из текста


- ^ В рериховских местах. В Уймонской долине.


Перед нами ярко и впечатлительно вырисовывается другой главный образ – дом. Каким он представлен автором? Почему?


^ Тёплым, уютным. (В доме топится печка. Тепло.)

В глухомани это источник света, просвещения. (Интерьер не деревенский: картины, скульптуры. Во всех комнатах книги).

^ Короткие предложения передают динамику: дом живёт, действует, к нему ведут дорожки, хотя и заметенные.

Обратите внимание, что автор в самом начале даёт описание дома. Это очень важно. Дом – очаг культуры и света в маленьком селе далеко в горах, а хозяин его Калошин – носитель просвещения и духовности.


- Почему народная библиотека создана в Уймонской долине Горного Алтая?


Сообщение ученика.

-Это рериховские места, напоминающие долину Кулу, что в Гималаях. Из дневниковых записей Н.К.Рериха: «Рядом с долиной – чистые, звонкие горы (Белуха). На вершинах белков тёплая температура в зимнее время». Отсюда связь с космосом, положительная энергетика, благотворно влияющая на просветление умов и душ.


Учитель: В доме – библиотеке тёплые, почти семейные отношения. Это подчёркивается введением в повествование разговорной речи, диалога.

Приведите примеры разговорной лексики.


-Ты из Башталы?

- Ага, у вас есть физика для седьмого класса?

- Только что последнюю отдал. Где ты была раньше?

- А биология?

- Биология есть. Тебе серую?

- Нет, жёлтую.

- Жёлтую разобрали. Поздно ты, подружка, прибежала.

Здесь и употребление уменьшительных суффиксов, характерных для разговорной речи, и использование экспрессии – «прибежала» (в значении пришла), и просторечие «Ага». «Не продохнуть».

Это придаёт речи яркость, эмоциональность и несёт определённую смысловую нагрузку. Разговаривая с местными жителями на одном речевом уровне, он сближается с ними, видит их проблемы, может заглянуть не только в их глаза, но и в их души.

- Как автор подчёркивает, что Калошину удаётся просветить детские души.

^ В названии картины «Задумчивый житель саваны», «Чтобы мир был полон людей. Никто ни на кого не обижался».


Философское название и ещё подписи авторов «К.Н.», «М.О» говорят о том, что дети осознают свою значимость.

«Уже как маститый художник подписывается»

Рядом с главным героем образ автора-рассказчика, он повествует о судьбе героя, размышляет, оценивает его поступки, обобщает. Это центр, к которому сходятся и в котором определяются все главные черты его стиля.


- Какие особенности стиля автора мы уже называли выше? (Учащиеся называют)

Кроме того очерк построен на чередовании фрагментов из рассказов самого основателя народной библиотеки рассказов живых, ярких, и авторских комментарий, разнообразных по стилистической форме. Иногда это комментарий к одному слову, одной фразе. Приведите примеры.

^ Бывают такие семьи, как подарок. Самый драгоценный подарок достался Калошину, вот какой: ходила к нему читательница – четвероклассница, красивая – сказка…

- Какую функцию выполняет этот комментарий?

^ Даёт оценку: девочка, влюблённая в книги, - награда для Калошина, признание его дела.

Характерно для очерка вопросно–ответное повествование, которое легко воспринимается читателем. Подтвердите примерами текста.

^ Пока мы стонали, охали, они народились? Каждый человек появляется на свет под своей планетой…

Авторская мысль глубоко эмоциональна, хотя она лишена пафосности. Обратимся к портрету главного героя очерка Калошину. Почему выделены только глаза? Какие они, прочтите.

^ Спокойные, ясные, ироничные, но больше в них грусти и света.

- Кого напоминает этот облик? Объясните своё мнение.

Лик святого. Он приносит себя в жертву во имя идеи, на благо людей. Заботится о других, забывая о себе: спит на крылечке, у него там закуток два на четыре. У самого дров нет, а зима на носу.

- Какова роль художественных средств в создании образа главного героя?

Автор оживляет речь, делает её выразительней, используя просторечие «закуток», уменьшительные суффиксы «крылечко», что характерно для разговорной речи. Основной приём – использование антитеза: «Дров нет, а зима на носу».

Автор пытается разобраться в духовной сущности героя, во внутренних стимулах его фанатичной преданности делу. Аргументируйте.

Его герой с любовью создаёт свою народную библиотеку. Книги привозит из Москвы. Собрал 25 тысяч томов научно-популярной и художественной литературы и 11,5 тысяч томов учебников. Раздаёт людям бесплатно. Его желание помочь людям искреннее и бескорыстное. Здесь тепло и комфортно «Дети за столом играли у горшка с цветами». У него доверительные отношения со своими читателями. «К нему приезжают на конях, телегах, берут книг помногу». Он искренне убеждён, что детей нужно развивать, потому что они «такие смышлёные». Проводит в библиотеке конкурс рисунков, выдавая призы всем, даже тем, у кого скопированный профиль Пушкина из-за непохожести подписан «Брат Пушкина». Он интересуется передовой педагогикой Амонашвили, радуясь, что на семинаре много молодых светлых лиц учителей. Его интересует задача государственного уровня. «Что творится в стране – тысячи беспризорных. А умницы? Их тормозит общий уровень, а у умника информация идёт из космоса».

Калошин активно занимается вопросами образования, хотя и не педагог, занимается просветительной работой на селе. Это человек с Богом в душе, последователь рериховского учения.

Определите обобщение автора очерка, отражающее основную мысль.

Кем ты будешь в жизни, зависит только от тебя самого, то есть от твоей внутренней свободы и независимости. У каждого есть своя идея, во имя которой он живёт. У Калошина – это идея просвещения согласно рериховской педагогике, но есть и такие, что стоят в подземных переходах с табличкой «Куплю всё». Таких большинство, так как Калошин вот уже 8 лет не может дождаться помощников, которые могли бы «всего себя отдать библиотеке». Только временные попутчики, которые «приезжают перебиться, перезимовать».

Вновь автор для концентрации своей мысли использует антитезу.

- Какую роль играет луна в конце очерка? Почему она красная?

^ Луна как символ. Освещает в темноте, даёт свет ночью. Красная – это мажорное настроение, цвет радости, надежды.

Автор, вводя образ луны, обращает внимание читателя на изменения цвета. Для него «красная, необыкновенная» - это синонимы. Он способен чувствовать и видеть красоту рядом со своим главным героем, учителем и проповедником духовности.

Трудно идёт процесс обновления, перевоплощения души даже там, где рядом Калошины: отец бьёт дочку четвероклассницу за то, что она любит читать книги, а для Калошина она красивая – сказка. Калошин проводит конкурс рисунков, развивая детей творчески, едет в Академию художеств, а великий Церетели забыл помочь.

– Как вы понимаете «идёт со свитой» - употребление историзма, «царственный взгляд» -

эпитет?

- ^ Это стремление автора показать Церетели над людьми, показать его недоступным для народа.

- Каким образом автор показывает, что всё-таки происходит процесс перевоплощения, человек обретает свободу?

^ А теперь девочка «ходит редко, украдкой», то есть дети больше всего нуждаются в просвещении.

- О чём говорит последняя строка? Почему луна стояла уже белая, «но»?

Луна красная, то есть красивая, необыкновенная до переезда, там, где есть Калошин и народная библиотека, святилище души. За рекой – другой мир, более прагматичный, поэтому «луна стояла уже белая», но далее стоит противительный союз «но», имеющий значение противопоставления мрака – свету, невежества – образованию.

Последнее предложение не имеет смысловой законченности. Это особый приём автора, акцентирующего вывод: будущее просвещения и образования за сильными и светлыми людьми, увлечёнными до фанатизма своим делом.

- Как вы понимаете слова Калошина: «Платят только в одну сторону»?

Каждый волен выбирать сам, по какому пути ему идти. Отсюда у автора образ дороги. В начале очерка по «заметенным дорожкам и тропинкам идут читатели», и в конце – подвесной мост через реку, переправа (из одной жизни - в другую, так как вода - жизнь).

^ И вопрос автора: «Надо же ещё на обратный путь?».


Вывод

Это диалог автора с главным героем. Последнюю фразу автор оставил своему герою. Такие люди, как Калошин, двигают Россию вперёд по пути образования и культуры. Это герой нашего времени. Здесь автор передаёт мораль через факт.


Итог урока.

  • С какими композиционными и художественными особенностями очерка мы познакомились сегодня?

  • Как идея очерка отражена в названии?

  • С какими материалами местной газеты «Районные вести» перекликается тема очерка?

(Со статьёй «Тлеющие очаги» В.Ф. Загородникова за 2005 год.). О положении библиотек в нашем районе. Как мы читаем и какие мы читатели. Культура языка – показатель нашего интеллекта, поэтому нужно читать классику, учиться на традициях нашего народа, постигать культуру.)


Домашнее задание.

Написать очерк «Жизнь, отданная школе».


Приложение 7

Это моя Родина

Под таким названием в Урожайненской средней школе прошел конкурс сочинений

в рамках месячника русского языка и литературы. Учитель Л.Г. ИСАЕВА

предоставила для нашей газеты лучшие работы своих учащихся.


* * *

Здесь я родилась


Я родилась в Советском районе, в небольшом селе Радужное. Здесь мне знаком каждый уголок, каждое мес­то, и все мне по-своему дорого. Я знаю всех жителей села, от самых маленьких до старых

Я живу на улице Юбилейной. Она названа так, потому что строилась во время, когда совхозу исполнилось де­сять лет. А ведь десять лет - это юби­лей. Улица очень маленькая, ведь еще совсем молода. Она состоит всего из трех домов, где каждый дом рассчитан на четыре хозяина.

Наш дом расположен на самом въез­де в село. Это очень выгодно, потому что мне ближе всех из Радужного хо­дить в школу, так же мне недалеко хо­дить в магазин и пекарню. Белокамен­ные стены дома видны издалека.

В нашем доме две спальни, зал, кух­ня, кочегарка, игровая комната и боль­шая прихожая. Каждый уголок дома мне по-своему дорог, но больше всего я люблю свою комнату, где я делаю уроки, отдыхаю и провожу свободное время, и игровую комнату, где нахо­дится компьютер.

Вокруг дома местность разбита по частям: большой палисадник, клумбы, огороды, дорожки. Здесь мне уютно и комфортно.

При входе в ограду посажено во­семь березок. Они еще молодые, но уже выше крыши дома. Осенью, когда на­чинается листопад, вся ограда усыпа­на желтыми листьями. Мы с братом не успеем их убрать, как их уже навалит целый двор. Березки посажены вдоль резиновой дорожки, по краям которой лежат две алюминиевые трубы. Еще в детстве, мы с соседом Сашей устраи­вали соревнования, бегая и прыгая по этим трубам.

В ограде есть две большие клумбы с цветами, и на одной из них растут розы разной формы и окраски. В па­лисаднике растут яблони, сливы, ма­лина, вишня и смородина. Я люблю больше всего летнее время года, когда все эти плоды и ягоды созревают.

Весной и осенью в ограде стоят улья с пчелами. Когда теплая погода, пчелы хорошо летают, и если вдруг одна из них сядет на голову, то непременно ужалит. В селе много достопримеча­тельностей, за которые я и люблю его. И одно из них - это одинокое дерево, которое стоит посреди поляны. Оно одинокое, потому что вокруг нет ни деревца, ни кустика. На ветках дерева мальчишки сделали качели, с которых целыми днями не слезает ребятня. Иногда даже я сама хожу туда. У нас в Радужном есть Лебединое озеро, на которое в зимнее время прилетают зи­мовать красивые белые лебеди. На них со всего Алтайского края приезжают любоваться люди.

Так же есть рыболовство, где раз­водят множество видов рыб. Кстати, в честь одного из видов форели было названо наше село. Раньше даже на вер­толетах прилетали покупать рыбу.

Летом мы ходим купаться на дамбу, на свой маленький пляж, с которого не вылезаем целыми днями. А рядом про­текает речка Кокша, на которую мы с девчонками ходим стирать. Вода очень холодная, но чистая, в ней так приятно покупаться, но только недолго, пото­му что ноги сводит судорогой от холо­да. Одна из достопримечательностей села - это сад, конечно, он уже запу­щен, но все равно в нем еще много вкус­ных фруктов и ягод.

Еще можно долго перечислять дос­топримечательности села, я его очень люблю, я уже привыкла к нему, ведь живу здесь с самого рождения. Если же мне когда-нибудь придется отсюда уехать, я все равно буду помнить каж­дый уголок и с удовольствием вспо­минать моменты, которые происходи­ли со мной, с моими друзьями и родными.

Анастасия ДЕМЧЕНКО.


* * *


Мое село ранним утром


Я люблю свое село. Здесь я родил­ся, тyт живут мои друзья и родные.

Наши улицы разделены маленькой ре­чушкой Кокша. Вода в реке чиста и прозрачна, весной сюда прилетают утки, а зимой - белые, как снег, лебе­ди. Чтобы увидеть их на озере, даже не нужно подходить.

Утром, когда первые лучи солнца проскальзывают меж облаков, все в деревне оживает от длинной, темной звездной ночи. И, несмотря на туман, который опускается на землю, село оживает, хозяйки, гремя ведрами, под­нимают своих сонных буренок, ласко­во называя их дочками, чтобы подо­ить, петухи из разных уголков голосисто заявляют о начале трудово­го дня. Через час-другой слышно звуч­ный удар кнута - это пастух выгоняет скот на пастбище. Воздух утром свеж и чист, цветки раскрывают свои лепес­тки, и первые насекомые поднимаются в воздух на поиски пыльцы цветков, которых так много на наших полях и полянках. Вся земля устлана травами и цветами, манящими к себе различ­ных насекомых и животных.

Пришла пора вставать и нам, ребятишкам. После завтрака управляемся и собираемся за ягодами. Туман еще не отступил, но мы должны идти, чтобы успеть до обеда, пока не станет жарко.

Ранним утром сад жуток и тих, в тишине будто все умерло: не слышно ни людских голосов, ни вороньего кар­канья, и лишь шелест листьев что-то шепчет над головами. Когда солнце оза­рит все небо, тогда просыпается сад, и птицы начинают свое щебетание и свист.

Дмитрий БОЧАРОВ.


* * *


Пора медосбора


Лето. Самое-самое лучшее и лю­бимое время года не только потому, что каникулы и можно нежиться под теплыми лучами солнца, но и потому, что много забот, близких душе крестьянина

Мои родители, как и родители всех живущих в деревне, чем-то напомина­ют пчел-тружеников. Также просыпа­ются, когда солнышко только-только показало свой первый лучик, и целый день трудятся, не покладая рук.

Пчелы чем-то похожи на крестьян, которые трудятся всю жизнь для того, чтобы кормить страну. Пчелы гоже кормят всех своих медом.

Середина лета - пора медосбора. Самое любимое и замечательное вре­мя, когда люди начинают качать мед, и сладкий аромат чувствуется почти на всю улицу.

Маленькая, я очень любила смот­реть, как мама с папой обрезают соты и качают первый пчелиный нектар. Я всегда с нетерпением ждала медовые соты. Это мое самое любимое лаком­ство до сих пор. Да и кому может не нравиться мед?

Когда я повзрослела, то стала сама помогать родителям в этом нелегком деле. Первое время пчелы сильно жа­лили меня, но дело того стоило.

Пчелы, хотя и насекомые, они, как и все домашние животные, постепенно привыкают к своим хозяевам и даже могут узнавать их по голосу. Так и ко мне наши пчелки со временем привык­ли. Ухаживать за пчелами - это тяже­лый труд, как и уход за всякой живно­стью. Пчелам нужно утепленное помещение. И зимой их нужно подкар­мливать, а летом снимать или ловить новый рой. Но весь этот труд окупа­ется сполна.

Зимой в морозные солнечные дни, сидя за чашкой чая, любуюсь янтарно-золотистым медом и благодарю пчелок-тружениц за целебный и удивительно вкусный нектар.

Валентина РЯБОВА.


«Районные вести», 2007 №24


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Вся методическая система по данной теме инновационного педагогического опыта помогла мне добиться определённой результативности в педагогической деятельности.

Работаю без второгодников. Наблюдается динамика роста качества знаний.

Учащиеся выпускных классов систематически сдают экзамены по русскому языку и литературе по выбору. В сравнении за 9, 11 класс в одном и том же классном коллективе число сдававших экзамен по русскому языку выросло на 24 %, что говорит о развитии интереса к урокам. Результаты подтверждаются при поступлении в ВУЗы и средние учебные заведения. Из 27 выпускников (2005 г., 2006 г.) поступили в высшие учебные заведения 9 человек, 8 учатся в техникумах, 5 – в колледжах. В каждом моём выпуске есть студенты факультетов гуманитарных дисциплин. Ученики ежегодно принимают участие в конкурсах творческих, литературоведческих работ муниципального, регионального и федерального уровней, награждаются Грамотами, Дипломами.

Но для меня, учителя русского языка и литературы, важно не только дать ученикам прочные знания, научить грамотно говорить и писать интересные сочинения, не менее важно, кем и какими станут мои дети в жизни.

Важно, что они не совершают правонарушений, становятся соучастниками единого педагогического процесса. Они активны и инициативны. Могут отстоять свою точку зрения, умеют поступать по совести и быть благодарными.

Результативность такой работы не измеряется цифрами. Стоит Министерской грамоты, когда мне ученики, закончив школу, передают приветы или пишут письма из армии, а будучи в отпуске или приезжая на выходные домой после занятий в ВУЗе или ПУ, приходят в школу, чтобы встретиться и рассказать о своей новой жизни, посоветоваться.

Если ученики считают учителя своим другом – это моральная награда, она дорогого стоит.

Приятно осознавать, что в родном селе, районе после школы остаются не только те, кто не поступил в ВУЗы и техникумы, но и те, кто вернулся после окончания учёбы уже специалистами на свою «малую родину». Больше всего моих учеников работает в Советском районе в сфере народного образования и сельского хозяйства. Только в родном Урожайном воспитателями детского сада «Колосок» и учителями школы работают семеро (из тридцати). Это меня радует и убеждает, что мой педагогический курс выбран правильно.

Достоверность своего педагогического опыта я подтвердила иллюстрированием примеров и методическими разработками.

Мой ИПО был представлен на кафедру гуманитарного образования филиала АКИПКРО (г. Бийск) и на РМО учителей русского языка и литературы и рекомендован к распространению.

Если рекомендуемые материалы кого-то заинтересуют и будут использованы в педагогической практике учителей, я буду искренне рада: значит, есть единомышленники.

По данной методической системе я буду продолжать работать, корректировать её, совершенствовать, так как желаемых результатов ещё не добилась.


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Вступление…………………………………………………………………………стр

  2. Технология опыта

    • Цели, методы, средства, формы…………………………………………….стр

    • Учебно-воспитательная работа на уроке по теме ИПО ………………….стр

    • Внеурочная деятельность ………………………………………………….стр

    • Выполнение функций классного руководителя…………………………..стр

  3. Приложения

  1. Раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

«Итоговое повторение. Урок-зачёт» ………………………………...…………стр

  1. Изложение с элементами рассуждения………………………………….………стр

  2. Авторская программа «Литература Алтайского края. 5 класс» ………………стр

  3. Методическая разработка. Урок – экскурсия «О чём рассказал монумент»…………………………………………………………………………стр

  4. Методическая разработка. Урок – беседа за круглым столом

«Размышляя о прочитанном» ………………..…………………………………..стр

  1. Методическая разработка интегрированного урока по очерку А.Цирульникова «Планида Калошина» …………………………...……………стр

  2. «Это моя Родина». Творческие работы учащихся .…………………………….стр




  1. Результативность………………………………………………………………….стр



автора образ дороги. ам, по какому пути ему идти. бразование просвещения и образования за сильными и светлыми людьми, увлечённ




Похожие:

Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconПрактикум «Следствие ведут знатоки»
Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconПрезентация по книге Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей»
Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconИспользование Интернет-ресурсов в практической деятельности учителя-предметника Учитель русского языка и литературы моу «оош с. Малая Быковка» Балаковского района
Учитель русского языка и литературы моу «оош с. Малая Быковка» Балаковского района
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconУрок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова»
Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1»
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconИспользование телекоммуникационных технологий на уроках литературы зырянова Н. А. заместитель директора по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы средняя школа №13 Аннотация
Все это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русской литературы
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетентностей
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconИспользование икт и медиаресурсов интернета в деятельности учителя русского языка и литературы Мыльникова Инна Витальевна Учитель русского языка и литературы моу «сош №2 р п. Сенной Вольского района»
Правления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей...
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconУрок русского языка Тема: «Какие слова являются наречиями»
Автор: Барсукова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы II категории
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconИспользование икт – технологий на уроках русского языка и литературы Беседина В. А., учитель русского языка
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего...
Исаева Людмила Гурьяновна Учитель русского языка и литературы использование материалов регионального компонента на урок iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами