Приложение 3. Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина Раиса Евгеньевна, МОУ гимназия 12 города Твери Пояснительная записка Современный человек не может не ощущать остроту проблем экономической науки, их важность для жизни общества. У истоков этой науки стояли замечательные люди, выдающиеся мыслители, оставившие особый след в культуре человечества. Прослеживается связь учений прошлого и экономических проблем настоящего времени, то есть данный курс содержит значительный прогностический потенциал для изучения экономических процессов современности. Целями элективного курса являются: ознакомление учащихся с основами экономических знаний; оказание им помощи в выборе профиля обучения в старшей школе. Учащиеся откроют для себя имена великих экономистов прошлого: Адама Смита. Давида Рикардо, узнают биографии и идеи ученых мыслителей Петти, Буагильбера, Джона Локка, Кенэ и других исследователей хозяйственной жизни общества. Изложение материала курса включает также отбор и изучение основных понятий курса экономики. Работа с понятийным аппаратом поможет в дальнейшем более прочному усвоению теоретических знаний, станет основой собственной практики – размышлений, суждений. Единство курса обеспечивает историко-биографический принцип и «развертывание во времени» понятийного аппарата экономической науки. В этом состоит новизна подхода к изложению учебного материала данного элективного курса, к изучению основ экономической теории и практики на элективных занятиях. Это также дает возможность сохранить научность изложения учебного материала, разнообразить формы работы на занятиях - от простых к более сложным. Данный принцип, если выделить работу с понятийным аппаратом, позволяет учащимся с повышенной мотивацией углублять свои знания, решать задачи повышенного уровня. Программа элективного курса поможет учащимся расширить образовательный кругозор, приобрести необходимые умения и навыки для обучения в профильной школе. Задачи курса
Количество часов:16 (резерв- 1час). Предполагаемые результаты изучения курса.
^ элективного курса определяется его целями и предполагаемыми результатами, особенностями содержания курса. Изложение учебного материала элективного курса строится на использовании развивающих методов обучения. Преобладают активные формы организации деятельности учащихся: лекция с элементами беседы, диалог, дискуссия, презентации учащихся, практические занятия, проблемные задания, работа с источниками, проектная деятельность (продукт- защита проектов на итоговом занятии). ^ бинарная (зачет/незачет). Содержание программы Введение. Экономисты прошлого и современность. Глубинный двигатель истории человечества - производство материальных благ. Три столетия науки. Теоретические вопросы экономической науки. Экономика как наука и хозяйство. (1час). ^ . Взгляды Аристотеля на развитие общества. Политическая экономия как наука. Идея Аристотеля - «хрематистика» -искусство наживать состояние. Труд создает богатство или деньги создают богатство? Общественные отношения между людьми, производящими разные по своей стоимости товары.(2часа). ^ . Биографические сведения – Антуан Монкретьен сэр де Ваттевиль. Последователи Монкретьена. Источники богатства страны и государства. Меркантилисты. Накопление денег - главный источник богатства. (1час). ^ Жизнь и деятельность Томаса Манна. Баланс внешней торговли как регулятор богатства страны. Протекционизм. Современный протекционизм. (1час). ^ Теоретические взгляды Буагильбера. Взгляды нового поколения людей на экономику. Новатор политической экономии – Уильям Петти. Переход к анализу внутренних закономерностей капиталистического способа производства. Критика тяжелого положения народа. Буагильбер-защитник обездоленных. Социальная динамика общественного развития. (1час). ^ Капитализм как способ производства. Идеи Джона Ло - основа антикризисной политики современного капиталистического хозяйства. XIX век – век создания банков. Джон Ло и Джон Мейнард Кейнс. XX век - «век инфляции» - пути решения проблемы. (2часа). ^ Философия Локка - основа для построения всей английской политической экономии XVIII и начала XIX века. Биография и экономическое учение Джона Локка. Идея естественного права. Представление о «естественном человеке нового буржуазного общества». (1час). ^ Медик маркизы Помпадур-доктор Кенэ. Размышление над хозяйством фермера. Понимание экономического прогресса (промышленность, торговля земледелие). Школа физиократов. Основные идеи физиократов - буржуазная сущность и феодальная оболочка. (1час). ^ Биографические сведения о Тюрго. Главная работа Тюрго: «Размышления о создании и распределении богатства». История создания. Основные идеи. (1час). ^ «Экономический человек» - Адам Смит. Биография Смита. Знакомство с трудами А. Смита (первый большой труд - «Теория нравственных чувств»). Главная работа А.Смита: «Исследования о природе и богатстве народов» - краткая характеристика. «Невидимая рука рынка». Разделение труда и процесс обмена товаров. «Давид Рикардо - самый богатый экономист». Попытка установить законы распределения, исходя из условий и интересов капиталистического производства. Принцип сравнительных затрат. (2часа). ^ Главные экономические идеи социалистов-утопистов. (1 час). Тема 11. Критика капитализма как общественной системы. Взгляды Сисмонди. Учение Карла Маркса, В.И.Ленина. Критика общественно-экономической системы капитализма. Способы достижения общественного равенства в современном обществе. Причины популярности взглядов К.Маркса в современном обществе. (1 час). ^ Функции государства в рыночной экономике. Социальное равенство. Средний класс. Уровень жизни. Качество жизни. (1 час). ^
Литература и интернет ресурсы Аристотель. Полития. СПб.,1998. Жамс Э. .История экономической мысли ХХ века. Кенэ Ф.. Избранные экономические произведения. М.,1996. Малинин В.А. История русского утопического социализма. М.Высшая школа.,1997. Петти У. Экономические и статистические работы. М., 1993. Рикардо Д. Сочинения. М., 1993. Селигмен Б. Основные течения экономической мысли. СПб., 1998. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства наров. М., 1992. Тюрго А.Р.Ж. Избранные экономические произведения. М., 1996. Русская философия. Словарь под редакцией Маслина М.А. М., 1995. Утопический социализм. Хрестоматия. Под общей редакцией Володина А.И. М., 1982/ Интернет – ресурсы ( cайты). Ekomiks.wideword/ru/ Ekteor/kuzestu/ru/ Lib/rus/ec/ All-bografi/ru/ Finplanet//ru/ |
![]() | Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе... | ![]() | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике Он посвящен одной из самых сложных и актуальных тем курса алгебры – заданиям с параметрами, связанными с квадратным трехчленом. Такие... |
![]() | Программа элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки ... | ![]() | Учителя математики «моу гимназия №44 г. Твери» Суслова Н. В. и Василевская Е. Б. Апробация программы по математике в 10 классах В сентябре 2011 года всех учителей математики города неожиданно поставили перед фактом: объединение курса алгебры и геометрии в один... |
![]() | Программа элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах... | ![]() | Программа элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы... |
![]() | Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» Ктику современной школы введена новая модель экзамена гиа для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят... | ![]() | Программа элективного курса по физике Моу «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кремёнки» Жуковского района Калужской области |
![]() | Программа курса по выбору по географии «Экологическое краеведение» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить... | ![]() | Программа элективного курса «Культура речи культура поведения» Составила: Агеева Н. В., учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №2» |