Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) icon

Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1)



НазваниеСовременные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1)

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее

однообразием» К.Д. Ушинский.

(слайд 2)

Одним из главных видов деятельности в современной школе является обработка и передача информации. А стандарты второго поколения предполагают использование информационных технологий наравне с "мелом и ручкой" при изучении всех дисциплин. Поэтому применение их на уроках приобретает большое значение.

(слайд 3) Современные информационные технологии – это компьютерные и сетевые средства, которые можно использовать на различных стадиях учебного процесса. Они предоставляют возможность: (слайд 4)

  • использовать компьютерную технику в качестве средств и инструмента обучения;

  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика;

  • интенсифицировать преподавание предметов и повысить темп современного урока;

  • развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания, работая с различными источниками информации;

  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

  • развивать различные виды мышления; коммуникативные способности;

  • формировать умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.


(слайд 5)Выделяют следующие типы компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой)

  • Презентации

  • Электронные энциклопедии

  • Дидактические материалы

  • Программы-тренажеры

  • Системы виртуального эксперимента

  • Программные системы контроля знаний

  • Электронные учебники и учебные курсы

  • Обучающие игры и развивающие программы

  • Цифровое оборудование


На уроках биологии я часто использую

  • презентации,

  • электронные учебники,

  • учебные фильмы

  • цифровое оборудование


Так как в кабинете в моем распоряжение только один компьютер, то использую его, как правило, в демонстрационном режиме. А учебные электронные пособия применяю на различных этапах урока.

Наиболее эффективными формами представления материала по биологии являются мультимедийные презентации.

(слайд 6) Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Они помогают учащимся получать наглядную информацию о том, что изучается на уроке, а также при повторении пройденного материала.

На своих уроках использую готовые презентации (н-р, издательства Глобус), создаю сама.

(слайд 7) Они богаты иллюстративным материалом, текстовая часть представляет только основные мысли по теме, термины для обязательного запоминания, задания для проверки или закрепления знаний. В них отражен или ход всего урока, или определенные его этапы.

(слайд 8) Использую презентации

  • при объяснении урока в качестве наглядного материала,

  • при самостоятельном изучении учебного материала учащимися в качестве опорного конспекта,

  • при повторении, закреплении и контроле знаний,

  • при выполнении домашнего задания в качестве дополнительной информации или отчета о проделанной работе.

Это позволяет расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, разрабатывать собственные электронные пособия, стимулировать познавательный интерес, формировать навыки самостоятельной работы учащихся, умения работать с информацией.

Надо отметить, что уже накоплен богатый методический комплект презентаций по курсам биологии.


При изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных учебников.

(слайд 8) Электронные учебники – автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактический, методический, информационный и справочный материалы. (слайд 9) Состоят они из учебного текста, дополнительного материала, тренажера, богаты анимациями, видеофрагментами, фотографиями, таблицами, интерактивными рисунками, схемами. Использование возможно на всех этапах урока.

Например.

(слайд 10)На этапе закрепления знаний захожу в раздел «Тренажер», вывожу тестовые задания на экран, учащиеся выполняют их индивидуально или фронтально.

Большие возможности дает работа с видеофрагментами. Показывая видеофрагмент, останавливаю демонстрацию на любом кадре и прошу ученика прокомментировать его или раскрыть содержание используемых терминов.

При использовании интерактивных рисунков проверяю знания ученика, выделяя части объекта, которые надо вставить в сам объект, или показывая части объекта в режиме «спрятать все». Интерактивные схемы удобны тем, что состоят из последовательно появляющихся блоков, которые логически связаны между собой. Их использую при объяснении материала, или прошу прочитать текст учебника и продолжить схему. При опросе ученики могут прокомментировать схему, привести примеры.

Использование анимации. Первый раз прошу прослушать текст. Затем возвращаюсь к началу, слушают второй раз, делаю паузы, задаю вопросы к тексту. Можно дать задание заполнить таблицу по тексту или ответить на вопросы после устного обсуждения.

Таким образом, электронные учебники обладают большими возможностями и помогают организовать активные формы деятельности учащихся на уроках, что, несомненно, повышает их эффективность и привлекательность.


(слайд12) Цифровое оборудование. Цифровой микроскоп.

Повышению информативности и эффективности урока способствует применение цифрового микроскопа, в котором объектив заменен на цифровую камеру.

(слайд 13) Возможности микроскопа. Он помогает:

Преобразовывать оптическую информацию в цифровую.

Передавать изображения микрообъекта и микропрепарата в компьютер в реальном времени.

Получить увеличенное изображение биологического объекта (микропрепарата).

Хранить микрообъект, процессы в форме цифровой видеозаписи.

Проецировать микрообъект, видеосюжет на экран через мультимедийный проектор.

Создавать мультимедийные презентации со специальными эффектами и музыкальным сопровождением.

Создавать коллекции видеосюжетов, изображений.

Работать в ручном и обычном режиме.

Изменять изображения и видеофрагменты с помощью инструментов для рисования и специальных эффектов.

(слайд 14) Достоинства.

  • Большие функциональные возможности.

  • Простота работы с микроскопом.

  • Возможность демонстрации результатов с помощью цифрового проектора на экран.

  • Возможность проводить демонстрации и демонстрационные опыты, если имеется, хотя бы один объект небольших размеров.

  • Возможность фотографировать отображаемые объекты, распечатывать фотографии, вклеивать объекты и результаты опытов в тетради.

  • Проведение видеосъемки позволяет показать промежуточные стадии длительных опытов.

  • Простата выполнения подписей и рисунков.

  • Возможность работы в ручном режиме.

(слайд15) Недостатки.

  • При максимальном увеличении видны только очертания, плохо различимы части объекта, необходимо дополнительное освещение.

  • Долго фокусируется препарат и достигается его четкое изображение.

  • Небольшой выбор увеличений.

  • Один микроскоп на кабинет.


Так как один микроскоп на кабинет, то использую следующим образом:

(слайд) в демонстрационном режиме

На этапе подготовки к изучению нового материала показываю микропрепарат и прошу его охарактеризовать; заранее делаю фотографии, которые можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса;

(слайд) при проведении лабораторных работ

- учащиеся работают со световым микроскопом, я демонстрирую объекты с цифрового микроскопа, ученики сравнивают свои результаты с увиденным на экране;

- проецирую на экран инструктивную карточку – презентацию, где отражен весь ход работы, куда включены снимки микропрепаратов с цифрового микроскопа, учащиеся по ней выполняют лабораторную работу;

- один ученик работает с цифровым микроскопом, результаты появляются на экране для общего обозрения.

групповая работа,

когда несколько человек выполняют лабораторную работу пользуясь инструкцией, по окончании которой класс видит их результаты и сравнивает со своими.

(слайд) Такие результаты получают учащиеся, работая с цифровым микроскопом. Они фотографируют изучаемый объект, подписывают и сохраняют в папке на рабочем столе компьютера или распечатывают и вклеивают в тетрадь.

(слайд) Мною созданы методические разработки к лабораторным работам

«Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом»,

«Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»,

«Приготовление микропрепарата»,

«Изучение клеток кожицы лука».

А так же небольшая фотоколлекция, ими я пользуюсь на своих уроках.

Кстати в арсенале микроскопа есть коллекции фотографий и видеоролики, которые можно также использовать на уроках.

Таким образом, при использовании цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить уроки, особенно лабораторные работы, возрос интерес к биологической науке, исследовательской деятельности. Надо отметить, что работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся.


Хочется сделать вывод: (слайд)

  • использование современных компьютерных технологий на уроках формирует  высокий  уровень  мотивации,

  • повышает интерес к учебной деятельности,  

  • значительно расширяет иллюстративный материал,

  • усиливает эмоциональный фон урока,

  • дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс,

  • позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы,

  • материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.

   Однако следует отметить, что  ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункци­ональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка - это один из компонентов учебного процесса и применяется только там, где это целесообразно, а процесс построения урока с использованием информационных технологий и его разработка должны быть продуманы методически.


Хочется закончить высказыванием «Технологии не заменят учителя, но учитель, который владеет технологией, может заменить того, кто ею не владеет»


Одним из таких метапредметных умений является информационная грамотность. Именно поэтому разработчики стандартов предприняли попытку включить информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы как общую образовательную технологию [2]. Предполагается, что информационные технологии будут использоваться наравне с "мелом и ручкой" при изучении всех дисциплин. Речь идёт о так называемой "информационной грамотности". Это одна из идей, развиваемых в стандарте: технологии ставятся во главу угла.



Похожие:

Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconСовременные образовательные технологии на уроках биологии
Однозначно, основным и приоритетным механизмом в повышении качества образования служит совершенствование современных образовательных...
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconПрограмма курса оптические информационные технологии курс «Оптические информационные технологии»
Курс «Оптические информационные технологии» реализуется в рамках направления подготовки бакалавров 552800 «Информатика и вычислительная...
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconЗуева Людмила Александровна мбоу сош солидарность Елецкого района Липецкой области Сегодня актуальным является вопрос: Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный урок
Современные педагогические технологии как ресурс повышения качества знаний на уроках химии и биологии
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconТема мо современные педагогические технологии на уроках математики, физики и информатики. Цель мо
Тема мо современные педагогические технологии на уроках математики, физики и информатики
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconЛекция тема «Современные информационные технологии.»
Одним из основных направлений нового тысячелетия можно считать активное внедрение во все без исключения области деятельности человека...
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconСтатья Смирновой М. В
Современные школьные технологии на уроках литературы. Самореализация учеников и учителя в рамках развивающего обучения
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconМетодические указания и задания по выполнению практических работ для студентов специальности 1-25 01 13 Экономика и управление туристической индустрией, Мультимедийная презентация
Разработка модели традиционного обучения в высшей школе. Лекция по курсу: «Информационные технологии в туризме» на тему: «Информационные...
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconУрок обобщения знаний по теме. Тема : «Преобразование рациональных выражений». Класс : Технологии : Технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Технологии: Технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconНикулиной Надежды Александровны учителя биологии моу сош «Образовательный центр» г. Зуевка Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на урок
Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на уроках биологии
Современные информационные технологии на уроках биологии. (Слайд1) iconСамостоятельные работы учащихся на уроках биологии выступление на шмо учителей
В этом заключается оценочная (ценностно-ориентационная) деятельность учащихся на уроках биологии
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами