|
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе, проведённого 1 декабря 2010 г. Андруховой Александрой Валентиновной Программа. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М., «Просвещение», 2007. Учебник. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Дополнительно: Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2004. ^ Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока:
^ урок повторения. Ход урока I. Организация II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания Цель: - Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения. ^ - Запишите в тетрадях: Первое декабря, Классная работа, Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. (слайд 1) ^ - Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку. ^ Цифровой диктант: - В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0. ^ - Союзы что, если, где – подчинительные? (1) - Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0) - Союз а относится к группе соединительных союзов? (0) - Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1) - В предложении ^ первая часть – придаточное предложение? (0) - Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1) - Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1) - Предложение ^ сложноподчинённое с придаточным времени? (1) - Союз не только… но и является подчинительным? (0) - Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1) Проверка: 1001011101 (слайд 2) - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок? - Проверим, что получилось на доске (^ ). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради. III. Повторение материала. Беседа: - Какие виды придаточных предложений вы знаете? (слайд 3) - А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм. (слайд 4) - Как отличить союз от союзного слова? (слайд 5) - Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 6) Работа с презентацией: - Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 7-8) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. [ ], (когда…), (где… ). СПП с придаточными времени и определительным. - Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 9) Главное предложение ![]() Придаточное предложение1-ой степени ![]() Придаточное предложении 2-ой степени Работа с учебником: чтение правила на стр.244. - Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (^ .) - В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза - ТО или ТАК) ^ Слайд 10) Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. ![]() Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать. ![]() ^ - Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 11-12) Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Когда…), [ ], (которых…). СПП с придаточными определительным и времени Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд 13) ![]() - Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 14-15) Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. [ ], (когда…), (когда…). СПП с придаточными времени Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 16) ![]() - При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 17) Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. [ ], (когда…), (…), (…). ^ - Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 18) ^ - Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например: В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение) ^ 1 - Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения. (Слайд 19) Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех. ^ Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама. - Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить? (слайд 20) 2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное (Слайды 21-22) 1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который) ^ 2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…) ^ 3 - Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)
^ Тест: Вариант 1 1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов) 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением 2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев) 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением ^ 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением 4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов) 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением Вариант 2 ^ 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением 2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова) 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением ^ 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением ^ 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением VI. Итоги урока, домашнее задание - Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? - Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных. - Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае? Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными) |