Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга icon

Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга



НазваниеКонспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

План - конспект урока окружающего мира,

проведенного Борисенко Светланой Александровной

во 2 «В» классе МОУ «СОШ № 86»


Тема урока: «Будь природе другом. Красная книга"

Цели урока:

  • сформировать представления учащихся о Красной книге как государственном документе;

  • развивать навыки наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Саратовской области;

  • воспитывать любознательность, бережное отношение к природе;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-проект

Оборудование:

  • Макет Красной книги Саратовской области; Красная книга.

  • Иллюстрации животных и растений, о которых пойдет речь на уроке.

  • Компьютер

  • Плакат с картой Саратовской области


^ ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

ІІ. Вводное слово учителя

Сегодня у нас заключительный этап учебного проекта «Охранять природу – значит охранять Родину». На протяжении 2 недель мы с вами работали над проблемными вопросами учебной темы. И вот сегодня мы подводим итог – защищаем свои проекты. Я вам всем желаю удачи и успеха. Итак, начнем!

Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова Джеральда Даррелла: «В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять летбудет поздно – они исчезнут с лица Земли».

Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.

Что такое Красная книга, для чего она создана – мы узнаем на нашем занятии.


ІІІ. Погружение в проблему

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 200 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.


Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?


Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.


Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях.

А вот поподробнее о Красной книге нам расскажет 1 группа - Историки. История возникновения Красной книги (параллельно с рассказом учеников включается презентация).

Ученик – Тема исследований нашей группы «История возникновения Красной книги» Проблемный вопрос – Как создавалась Красная Книга? С какой Целью? (слайд)


1 ученик В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране животного мира.

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
В 1963 г. появилась первая международная Красная книга. Два тома представляли собой сводку о млекопитающих и птицах. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных. Хранится эта книга в Швейцарском городе Морже.
Первая Красная книга нашей страны появилась в 1978 г.

2 ученик Что такое Красная книга?

Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.
Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную Книгу. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Красную Книгу называют Документом совести человека.

Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так писал об этой книге:

Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает.

3 ученик Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — о видах, которые человеку удалось спасти.

– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?

– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

4 ученик 327 лет назад был уничтожен дронт — толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение — "мертвый, как дронт". Его употребляют, когда хотят сказать о чем-то навсегда утерянном.

5 ученик Примерно 250 лет назад экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и через 27 лет их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

Вывод: изучив литературу о Красной книге, мы пришли к выводу, Красная книга была создана людьми для спасения редких и исчезающих видов животных и растений.

Учитель Большое спасибо 1 группе. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 82 и еще раз прочитайте что же такое Красная книга? (Красная книга – это документ, защищающий редкие и исчезающие виды животных и растений)

А сейчас откроем тетрадь на стр. 33 и выполним задание №1


^ IV. Физминутка.


V. Знакомство с животными и растениями Красной книги Саратовской области.

Ученик читает стихотворение.


Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий,

Ради света грядущих зарниц

Охраняется Красной книгой,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы!


У доски стоит макет Красной книги Саратовской области(с чистыми страницами)


Первая Красная книга Саратовской области была издана в 1996 году. В нее входило 404 вида животных и растений. С того времени во флоре и фауне на территории области произошли значительные изменения. В 2006 году Красная книга Саратовской области была переиздана. В нее вошел 521 вид животных, растений, грибов и лишайников.


Учитель. Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Саратовской области. Почему его страницы пустые?


Учащиеся. Мы сами их должны заполнить.


Учитель: Слово предоставляется 2 группе - Ботаники.

Ученик - тема исследования – «Растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области» (показ слайда)

Ученик

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.


- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране.

Если мы не будем охранять растения, то карта нашей области будет выглядеть вот так. (На доске карта Саратовской области бурого цвета) У нас в области есть растения, о которых мы должны позаботиться.

Рассказ детей, показ иллюстраций (на карте открываются полянки с цветами)

Мы хотим, чтобы наша земля выглядела – вот как!

Изучив Красную книгу Саратовской области и ряд других источников мы пришли к выводу:

Во флоре области встречается немало видов, имеющих большое научное и практическое значение, но находящихся на грани исчезновения. Многие виды растений занесены в Красную книгу.

Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Растения».

В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких растениях вы узнали.

Слово предоставляется группе № 3 - Зоологи. Какая тема исследования была у вашей группы?

Учащиеся:

Тема нашего исследования – Млекопитающие, нуждающиеся в нашей защите. (показ слайда)

На территории нашей области встречаются млекопитающие редких, исчезающих или восстановленных видов. О некоторых из них мы расскажем.

…..

Рассказы детей, показ иллюстраций (в виде живой газеты) (маленькие картинки животных прикрепляются на карту)

Вывод: Изучив Красную книгу Саратовской области и ряд других источников мы пришли к выводу:

На территории Саратовской области отмечены редкие виды млекопитающих

Составлен список млекопитающих, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в окружающей среде или являющихся особо ценными в хозяйственном отношении.


Учитель: Хорошо, молодцы 3 группа! Вкладывайте ваши работы в раздел «Млекопитающие».

В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких животных вы узнали.


Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.


Следующая группа, готовая защищать свой проект – это группа 4 - Орнитологи.

Ученики. Тема нашей исследовательской работы «Птицы, занесенные в Красную книгу Саратовской области» (показ слайда)


Цапля

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу сверкает капля -

Узнаете? Это... (Цапля!)


Аист

Аист, добрый друг детей,

Ты гнездо на крыше свей.

Потанцуй над полем тихим

С самой лучшей аистихой!


Лунь

Бойтесь, пернатые! – в небе он главный,

Неторопливо взлетает и плавно.

Вдруг, как воздушный лихой акробат,

Перевернется вперед и назад.

Лунь проявляет любовь и заботу:

Кормит луниху во время полета!


Саратовская область - одно из немногих мест, где относительно высока численность таких редких птиц как дрофа


Лебедь-шипун – я одна из красивейших птиц, но я тоже нуждаюсь в вашей защите


Вывод: Изучив Красную книгу Саратовской области и ряд других источников мы пришли к выводу:

На территории Саратовской области отмечено73 вида птиц. Во второе издание региональной Красной книги внесено28 новых видов, возникли предпосылки для пересмотра прежнего охранного статуса 15 видов.


Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Птицы» (маленькие картинки птиц прикрепляются на карту)

В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких птицах вы узнали.


Посмотрите, как преобразилась карта нашей области, а ведь мы с вами рассказали о малой части растений и животных, которых надо охранять.


^ V. Рефлексия


Мы с вами заполнили лишь некоторые страницы Красной книги нашей области.

Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды животных и растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?


Учащиеся.

Мы изучили литературу о Красной книге и узнали, что в Красную книгу занесены растения и животные, которых осталось мало. Если ничего не делать они могут исчезнуть совсем и люди, которые будут жить после нас, их не увидят.

Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (нет)

– А что вы можете сделать для охраны природы? (слайд) ( Если затрудняются, учебник стр. 86-87)

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.

  • Не повреждай кору деревьев.

  • Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  • Береги лягушек, жаб, головастиков.

  • Не лови диких животных и не уноси их домой.

  • Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

  • Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

  • Не шуми в лесу.

Правильно. Дома, наглядно нарисуйте знаки к этим правилам охраны природы. Домашнее задание – рабочая тетрадь стр. 34 № 1 (слайд)


Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились, представляя свои проекты. Оценить ваш труд, мы попросим наших гостей (гостям раздаются жетоны)


Учитель. Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.


Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Благодарю всех за участие!



Похожие:

Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconУрок по окружающему миру во 2 классе «Красная книга. Будь природе другом!»
Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. Знать меры по защите животного и растительного мира...
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКнига,или возьмём под защиту
Разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Красная книга,или возьмём под защиту»
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconТесты по повторению пройденного материала, карточки с заданиями
Конспект урока окружающего мира, проведенного в 3 «В» классе мбоу ксош №1 студенткой 4 «К» курса, специальность 050719. 52 Коррекционная...
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКонспект урока окружающего мира в 4 классе
Урок окружающего мира в 3-ем классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова,...
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКонспект урока окружающего мира во 2 классе Тема урока
Тема урока: "Внутренние силы Земли. Влияние вулканической деятельности и землетрясений на изменение рельефа Земли."
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconА. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок
Конспект урока музыки во втором классе по программе Е. Критской Автор урока: Дроздова А. К. – учитель музыки моу ленинская сош
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКонспект урока учителя высшей квалификационной категории моу «сош №51» Кировского района г. Саратова Заикиной Светланы Михайловны Тема урока
Цель урока: Изучить способы очистки веществ, основанные на физических явлениях, развивать умения осуществлять анализ учебного материала...
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКонспект урока Тема: Красная книга России Провела: Сидорова Надежда Викторовна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconУрок окружающего мира по теме «Будь здоров!»
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку...
Конспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой Александровной во 2 «В» классе моу «сош №86» Тема урока : «Будь природе другом. Красная книга iconКонспект урока химии в 9 классе моу сош №13 тема: Предмет органической химии. Учитель: Шпикалева Татьяна Юрьевна Копейск г. Задачи урока: Учебный аспект
Раскрыть основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами