Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера icon

Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера



НазваниеУрок географии в 6а классе Тема урока: Озера
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок географии в 6а классе


Тема урока: Озера.

Цели урока:

Образовательные: - организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных и сточных озерах;

- продолжить работу по совершенствованию навыка работы с картой.

Развивающие: - развивать самостоятельность учащихся через работу в группах;

- способствовать формированию умений применять приемы выделения главного, сравнения, обобщения;

- формировать потребность приобретения знаний.

Воспитательные: - активизация познавательной и творческой активности учащихся;

- содействовать воспитанию интереса к науке географии;

- способствовать расширению кругозора.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки, таблицы, презентация.

^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Работа по карточкам:

1. Терминологический диктант.

2. Определить, системы каких рек изображены на чертеже.

3. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты.

4. Тестовые задания.

2) Фронтальный опрос. Ребята, сегодня мы будем записи вести не в тетради, а на технологической карте.

1. К бассейнам каких океанов относятся перечисленные реки? (Миссисипи, Амазонка, Нил, Муррей, Конго, Замбези, Лимпопо, Инд, Хуанхэ, Обь, Маккензи, Колорадо, Енисей, Днепр, Янцзы, Ганг, Амур, Дунай, Кубань).

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан













2. Объясните поговорку: «Река Ока Волге правая рука». Что можно назвать «левой рукой» Волги?

3. Перечислите основные источники загрязнения рек. Предложите меры по борьбе с ними.


^ III. Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

- В вашей цепочке знаний звено о реках уже имеется. Реки называют голубыми артериями Земли. А какие виды внутренних вод называют голубыми глазами планеты (или жемчужинами)?

- Ответ на этот вопрос и тему нашего урока вы сможете сформулировать сами, отгадав загадку:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается

Как это зеркало называется?

- Итак, какова же тема нашего урока?

Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера».

(запись на технологической карте)

- Ребята, наш урок я предлагаю провести в необычной форме. Вы к этому уже готовы. Сегодня вы – не обычные ученики, а я – учитель. Сегодня вы - специалисты, а я - директор Научно-исследовательского института Лимнологии. (Лимнология, озероведение – наука о поверхностных водоемах суши с замедленным водообменном, комплексно изучающая протекающие в них физические, химические и биологические процессы). В нашем институте действуют 4 лаборатории, которые будут проводить различные исследования в области лимнологии.

- Каждый ученый накануне исследования определяет цель. Ученые-лимнологи, поставьте и вы перед собой цель нашего исследования, исходя из темы урока.

(ответы)

Да, сегодня мы с вами рассмотрим многообразие озер нашей планеты, сформируем представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.


2) Беседа:

- Прежде чем перейти к нашим исследованиям, давайте попытаемся сформулировать определение понятия «озеро».

(ответы)

- Давайте, сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника, стр.95.

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

(запись в тетради)

Это углубление называется – озерная котловина.

- Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

Как директор научно-исследовательского института я ставлю перед лабораториями задачу:

Задание №1

Исследование типов озерных котловин. Используя раздаточный печатный материал и текст учебника (стр.96-97), вы должны выявить причину образования озерной котловины и привести примеры озер. Попутно вы заполняете таблицу «Типы озерных котловин на технологических картах.

(заполнение таблицы)

- Ученые-лимнологи, доложите результаты ваших исследований.


Точного количества озер на Земле никто не знает, но гидрологи предполагают, что их более 5 миллионов. А вот больших, тех, площадь которых более 10 тыс. км², всего 22. Сведения о самых крупных озерах планеты размещены на стр.3 печатного материала.


- Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер? (Влажный климат, избыточное увлажнение, наличие котловин, близкое залегание грунтовых вод).

Продолжим наше исследование по карте и атласам. Наша задача: определить размещение озер по территории мира.

Задание №2

Используя карты атласа, статистические данные, определить размещение озер на различных материках. Результаты своих исследований фиксируем на контурных картах.

1 группа – Евразия.

2 группа – Африка.

3 группа – Северная Америка.

4 группа – Южная Америка и Австралия.


Вначале нашего занятия мы определили, что озеро – это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (учебник, стр. 97. п.3) (атмосферными осадками, подземными водами, водами втекающих рек).


Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные.

Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, что такое соленость? (Количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилле – тысячных долях числа).

Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные и соленые.


Задание №3

Дать характеристику:

1 группа – сточных озер.

2 группа – бессточных озер.

3 группа – пресных озер.

4 группа – соленых озер.

- Как данные озера изображены на карте. Привести примеры озер.


Физкультминутка


- Как вы уже знаете, озера всегда играли большую роль в жизни человека. Составим схему «Значение озер».

Какие богатства мы получаем из озера? Каково значение озер, как мы их используем?

^ Богатства Значение

- вода (пресная) - транспортное

- продукты питания - водоснабжение

- минеральные вещества (соли, сода, ил) - использование в промышленности

- зона отдыха

В наш век, когда водные ресурсы земли истощаются, значение пресных водоемов, сохранение их чистоты, богатства, их фауны и флоры становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру следует относиться как к ценнейшему дару природы. Каждое озеро – это сложный живой организм, реагирующий на все изменения окружающей среды. Каждое озеро имеет свою жизнь.

Жизнь озера

Естественная Под влиянием человека

К увл. > 1 К увл.< 1 1) загрязнение отходами

Зарастает усыхает 2) изменение уровня воды

Болото соленое 3) сохранение и уничтожение обитателей

4) зарастание озер


Задание №4

На территории нашей страны сохранилось немало уникальных естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и заботу. Предлагаю вам совершить экспедицию на:

1 группа: озеро Байкал

2 группа: Каспийское море-озеро

3 группа: озера Белгородской области

4 группа: необычные озера Земли.


^ III. Закрепление изученного материала.

Мы изучили типы озерных котловин, выполним задание

1. Вставить пропущенные слова в следующих предложениях.

  1. Котловины всех крупных по площади и глубоких озер имеют … происхождение.

  2. В пойме реки встречаются озера….

  3. В кратере вулкана образуются … озера.

  4. При медленном опускании обширных участков суши образуются… озера.

  5. При размывании подземными водами осадочных пород образуются … озера.

  6. Озера, образовавшиеся в котловинах, вспаханных ледником, называются… .


2. Узнай озеро по описанию:

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) Картинка -005

Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)

Озеро 3. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)

Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)

Озеро 5. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)


^ IV. Домашнее задание.


    Домашнее задание: прочитать текст учебника п.31, пользуясь планом описать озеро Байкал, приготовить сообщения о необычных озерах (по желанию).

^ Заполнить таблицу: 

                            Описание озера Байкал по типовому плану        

  

План описания озера

Характеристика озера

1. Название

 

2. На каком материке находится и в какой его части

 

3. Между какими меридианами и параллелями располагается

 

4. Происхождение котловины

 

5. Сточное или бессточное.

Впадающие и вытекающие реки

 

6. Соленое или пресное

 

          


^ V. Итоги. Выводы. Оценки.


- Уважаемые коллеги, подведем итоги наших исследований.


Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на нашей планете Земля не должны исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача, перед будущим поколением – донести до него и не расплескать эти природные чаши, полные бесценной живительной влаги.


- Уважаемые коллеги, достигли ли мы поставленных целей?

Мне понравилась ваша исследовательская работа на уроке.

- Что самое интересное было для вас в данной исследовательской работе?

- С каким настроением вы уходите с нашего урока?


Используя фразы на технологической карте, поделитесь с нами своими мнениями об уроке.


· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· я выполнял задания…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я приобрел…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

· меня удивило…

· урок дал мне для жизни…

· мне захотелось…



Похожие:

Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок географии в 8 классе Подготовила Назарова Н. А., учитель географии моу русской сош
Образовательная. Раскрыть уникальность природы озера Байкал; познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; сформировать...
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconРазработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера"
Составитель урока: учитель географии моу сош п. Учебный Ершовского района Саратовской области Молочко Наталья Ивановна, Почетный...
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"
Оборудование: электрическая плитка, полоски фольги, свеча, атлас по географии 6класс, контурные карты
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок в 8 классе по географии. Учитель географии Даутов Артур Бариевич. Тема урока: Особо охраняемые природные территории России
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной...
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconКонспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я. Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития»
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Глобальные проблемы человечества»
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок по литературе и изобразительному искусству в 4 классе. Тема
Горы со снежными вершинами, быстрые реки, глубокие озёра, пустыни, народ, песни, домбра, гостеприимство и т д
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconКонспект урока по географии в 9 классе. Лионова Т. В., учитель географии мбоу «сош №6». Тема: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconРазработка урока по географии в 9-м классе Учитель: Владимирова Л. В
Тема урока: Сравнение образов Поволжья и Северного Кавказа методом компьютерного моделирования
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Цели урока: Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа
Урок географии в 6а классе Тема урока: Озера iconУрок географии в 8 классе. Тема урока : «Особенности вод Омской области»
Цели: изучить разнообразие вод своей местности; показать практическое значение вод в жизни человека
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами