Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» icon

Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица»



НазваниеКонспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица»
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Конспект занятия по развитию речи

Группа: старшая


Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» и русской «Морозко»


Задачи:

1. Учить детей сравнивать похожие по содержанию сказки (б.н.с. «Падчерица» и р.н.с. «Морозко»), учить находить различие и сходство в сюжетах и образах.

2. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение пословиц, подбирать к ним иллюстрации.

3. Воспитывать интерес к башкирскому и русскому фольклору.

4. Развивать речь, побуждать детей полно отвечать на вопросы по содержанию сказок.

5. Воспитывать положительное отношение к таким качествам как вежливость, трудолюбие, уважение к старшим.

6. Развивать логическое мышление (умение разгадывать ребусы).

7. Развивать мелкую моторику.


^ Предварительная работа:

чтение сказок: б.н.с. «Падчерица», р.н.с. «Морозко», беседы по их содержанию.


Активизация словаря:

семья, родная и неродная дочь (падчерица).


Материал:

пиктограммы, ребус «7 Я», иллюстрации, сюжеты которых подходят к обеим сказкам.


^ Методические приемы:

разгадывание ребуса, загадок о членах семьи, подбор пословиц к иллюстрациям, вопросы по содержанию, использование пальчиковой гимнастики.


^ Ход занятия:

1 часть.

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Название игры спряталось в этой картинке:

7 Я (семья).

- Правильно, молодцы, это слово семья.

- Я загадаю, а вы постарайтесь отгадать, о ком из членов семьи эти загадки:

  1. У кого я найду

И любовь и ласку,

Вечерком, перед сном,

Чью услышу сказку?

Вкусные оладушки

Испечет мне … БАБУШКА.

  1. Там, на утренней пороше

Отпечатались калоши –

Это бродят внук и дед.

Видишь, след идет за следом,

Внук торопится за … ДЕДОМ.

  1. Милую, хорошую,

Дорогую самую

Дети все на свете

Называют … МАМОЙ.

  1. В синей спецовке –

Под цвет небосвода –

Ходит рабочий под сводом завода.

Приходит домой

И снимает он шляпу –

Это мой … ПАПА.

  1. Мальчик родился

В нашей семье,

Я ему сестренка

А кем приходится он мне? БРАТОМ.

  1. Форму школьную надела,

Заплела косичку,

И пошла сегодня в школу

Старшая… СЕСТРИЧКА.

  1. Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты… СЫНОК.

  1. Как у нашей дочки

Розовые щечки,

Как у нашей птички

Темные реснички,

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Наступает ночка,

Спи скорее… ДОЧКА.

  1. Конечно, бабушка должна

Вязать носки и рукавицы,

Но из-за порванных штанов

Должна ли бабушка сердиться?

На стене висит крючок,

Любит бабушку … ВНУЧОК.

  1. У окна мурлычет кошка,

Громко лает Жучка,

В гости к бабушке пришла

Дорогая … ВНУЧКА.

- Молодцы, ребята, правильно назвали всех членов семьи. Подумайте и скажите, а кого называют падчерицей? (неродную дочь).

2 часть.

Вспомните, с какими сказками мы познакомились недавно.

(Дети называют: б.н.с. «Падчерица», р.н.с. «Морозко»).

- Давайте подумаем, чем отличается сказка «Падчерица» от сказки «Морозко».

В какое время года происходят события в этих сказках?

(В сказке «Падчерица» - летом)

Пиктограмма - солнце.

(В сказке «Морозко» - зимой).

Пиктограмма - снежинка.

- Почему вы так думаете?

(В сказке «Морозко» старик на санях повез дочь в лес, а на санях можно ездить зимой).

Пиктограмма – сани.

(В сказке «Падчерица» Гульбика пошла искать клубочек, встретила пастухов. Один пас коров, другой – коней. А коней и коров пасут летом).

Пиктограмма – клубочек.

- Вспомните, кого встречает падчерица у лесной избушки в сказке «Морозко»

Пиктограмма – Морозко.

(Падчерица встречает Морозко).

- А в сказке «Падчерица» кого встречает Гульбика?

Пиктограмма – бабушка.

(Старушка в лесной избушке).

- Ребята, скажите, а как отблагодарили Морозко и старушка падчерицу?

- Морозко принес падчерице злата, серебра, много всякого добра.

Пиктограмма – ларчик.

- Старушка дала Гульбике зеленый сундучок с золотом и серебром.

Пиктограмма – сундучок.

- А теперь скажите, за что отблагодарили Морозко и старушка падчериц?

- Правильно, за доброту, трудолюбие, уважение к старшим. Значит, как мы можем назвать обеих падчериц?

- Добрые, трудолюбивые, послушные, уважающие старших, вежливых и т.д.

- И вы, ребята, помогайте мама и папам, будьте послушными, вежливыми, уважайте старших, и они вас ещё больше любить будут.

- А сейчас мы с вами поиграем.

^ Болгарская игра «Семья».

- Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают

Кончики больших пальцев.

- Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты, а кончики

остальных одновременно хлопают.

- Мама, мама, Хлопают кончики больших пальцев.

Это ты?

- Да, да, да! Хлопают пальчики указательных пальцев.

- Папа, папа, Хлопают кончики больших пальцев.

Это ты?

- Да, да, да! Хлопают кончики средних пальцев.

- Братец, братец, Хлопают кончики больших пальцев.

Это ты?

- Да, да, да! Хлопают кончики безымянных пальцев.

- Ах, сестричка, Хлопают кончики больших пальцев.

Это ты?


- Да, да, да! Хлопают кончики мизинцев.


- Все мы вместе, Хлопают в ладоши.

Да, да, да!


- Вспомните, чем наградили Морозко и старушка родных дочерей в обеих сказках?

(Старушка дала ленивице сундучок с лягушками и змеями).

Пиктограмма – сундучок.


(Морозко заморозил родную дочь старухи).

Пиктограмма – морозные узоры.

- Подумайте, почему так произошло?

- А теперь давайте посмотрим, чем похожи эти две сказки.

- Назовите героев сказки «Падчерица».

- Назовите героев сказки «Морозко».


  1. Есть злая мачеха, родная дочь и неродная дочь-падчерица.

  2. Вспомните, как жилось в семье падчерицам?

(Мачехи заставляли выполнять непосильную работу, плохо относились к падчерицам).

  1. Как жилось в семье родным дочерям?

(Их лелеяли, оберегали от работы).

  1. Какую работу выполняли падчерицы, оказавшись у Морозко и старушки?

(Готовили еду, подметали, убирали в избушке).

  1. Как заканчивается та и другая сказка? За что были наказаны родные дочери?

(Падчерицы награждены, родные дочери наказаны).

Вывод: Во всех сказках добро побеждает зло.

3 часть.

^ Игра «Подбери пословицу.

- Ребята, попробуйте доказать, что эти иллюстрации могут подходить и к башкирской и к русской сказке.

1. Мачеха, родна дочь,

падчерица. - Герои одинаковые.

(При солнышке тепло,

при матушке добро).

2. Лесная избушка - Обеих падчериц приютили

(Мир не без добрых людей) в лесной избушке.

3. Трудолюбие - Обе падчерицы трудолюбивые,

(Труд человека кормит, а старались работу выполнить

лень портит хорошо).

4. Падчерица и сундучок - Падчерицы награждены за свое

с добром. трудолюбие, доброту, вежливость.

(Какова работа, такова и

награда).

5. Родные дочери наказаны - Обе родные дочери погибли,

(Как аукнется, так и отклик- наказаны за лень, грубость, неува-

нется). жение к старшим.

Подбор пословиц к иллюстрациям.



Похожие:

Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект коррекционно-логопедического занятия. Тема занятия: «Животные жарких стран»
Тип занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи, второй год обучения (подготовительная...
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconИмя занятия: «Песня – душа народа». Тема занятия
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми старшей группы я/сада №16 «Рябинка» пгт. Новосемейкино...
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект занятия по теме: «Как Крош счастье искал» (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Чебурашка»
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект занятия по развитию речи с элементами театрализации
Декорации и костюмы героев сказки «Заюшкина избушка»; иллюстрации из русских народных сказок; мягкие игрушки: кот, петух, лиса; металлофон;...
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconПлан- конспект открытого занятия. Старшая группа 5 год обучения. Возраст учащихся 13-16 лет 16 апреля 2013 года
Воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим его людям, внимательность друг к другу
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconПлан- конспект открытого занятия. Старшая группа 5 год обучения. Возраст учащихся 12-15 лет 23 октября 2012 года
Воспитывать уважительное отношение к окружающим его людям, внимательное отношение к своему партнеру (партнерше) по танцу
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект открытого занятия по сюжетно ролевой игре для детей 5 6 лет (старшая группа)
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Прививать элементарные навыки социального...
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи для учащихся 2го класса школы VIII вида Тема: "Звук [ч] и буква Ч. На материале лексической темы "Весна"
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи для учащихся 2го класса школы...
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса
Конспект занятия по развитию речи Группа: старшая Тема: «Сравнительный анализ сказок: башкирской «Падчерица» iconКонспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Лесовичку» («Лесные ягоды»)
Уточнять и расширять словарь. Совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами