|
Урок географии в 7 классе Учитель: Уразаева Р.Ч. Тема: Внутренние воды Африки Цель: называть и показывать важнейшие реки и озера Африки; источники питания рек; показать зависимость рек от рельефа и климата; объяснить особенности рек бассейна Атлантического океана; воспитать бережное отношение к природе не только своего края, но и других стран. Оборудование: « Физическая карта мира», таблицы «Крупные реки Африки», « Озера Африки», « Зависимость рек от рельефа и климата», « Климатическая карта Африки» листочки для проверки домашнего задания, кроссворд «Воды Африки». ^ рассказ, работа с учебником, картой атласа, таблицей, самостоятельная работа, сочетание индивидуальной и фронтальной работы с группой. ^ I. Организационный момент II Проверка домашнего задания III. Изучение нового материала IV. Закрепление материала V. Задание домашней работы VI. Самостоятельная работа VII. Итог урока ^ I Организационный момент Визуально проверить подготовку класса и каждого ученика к уроку. II Проверка домашнего задания: Графический диктант « Климатическая карта Африки» I вариант II вариант ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1 ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Пояс расположен в областях высокого давления воздуха (пассатов). Осадков очень мало. В летние дни температура днем может достигать +50 - + 60, а ночью бывает холодно. 3. Область расположена вдоль экватора, отличается низким давлением воздуха и высокой температурой (около + 25 - + 28), которая почти не изменяется по временам года. Дожди выпадают в течении всего года. Обычно утром ясная погода, к полудню на небе скапливаются тучи, затем разражается сильный ливень, к вечеру погода опять проясняется. 4.Средняя годовая температура ниже + 18, между температурой лета и зимы заметна разница, Характер сухое лето и мягкая влажная зима. Ответы: I вариант II вариант ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Знакомство с внутренними водами материка целесообразно начать с повторения таких понятий, как речная система и ее элементы, речной бассейн, типы питания. 1. Рассказ учителя. Распределение поверхностных вод тесно связано с климатом. Примерно 1/3 часть континента относится к областям внутреннего стока, так как большая часть территории получает мало осадков. Из – за высоких температур велика испаряемость воды, а часть ее просачивается через осадочные породы, иногда застаивается в котловинах. Речная сеть на материке распределена неравномерно. Большинство рек относится к бассейну Атлантического океана, так как водораздел лежит на Восточно - Африканском плоскогорье. На реках много порогов и водопадов, что связано с выходом на поверхность кристаллических пород и ступенчатым характером рельефа. Почти все реки имеют дождевое питание. Только в областях с сухим тропическим климатом питание у них грунтовое, а на высоких вершинах истоки рек питают снега и ледники, которых в Африке крайне мало. В областях с экваториальным климатом реки полноводны весь год, образуют густую сеть. В субэкваториальных поясах реки полноводны в сезон дождей. В областях с тропическим сухим климатом обширные пространства совсем лишены поверхностных вод. Встречающиеся здесь сухие русла – вади – наполняются водой только в связи со случайными осадками. Реки субтропического пояса имеют подъем воды в период дождей. На побережье Средиземного моря это происходит зимой. В Африке много крупных озер. Большинство их лежит на востоке материка. Их котловины занимают узкие вытянутые впадины в полосе разломов земной коры. Эти озера имеют крутые берега и большие глубины. 2. ^ . Конго, самая большая по водоносности река Африки. Длина с Луалабой – 4320 км. Берет начало на плато, в среднем течении образует долину до 20 км шириной с многочисленными протоками, низкими заболоченными берегами. В нижнем течении в пределах Гвинейской возвышенности течет в ущелье ( пороги и водопады). Впадает в Атлантический океан, образуя эстуарий. Человек, который в первый раз видит Конго, удивляется: ему кажется, что посреди реки плывут какие – то странные крокодилы. На самом деле это большие кусты травы. В сухой сезон они вырастают на отмелях и в тихих заводях, а во время дождей половодье срывает их с «насиженных мест» и тащит вниз по течению. Средний годовой сток – 1450 км3, максимальные паводки в ноябре, в среднем и нижнем течении еще и в мае – июне. Нил, крупнейшая (длина 6641 км) река Африки. Берет начало на Восточно – Африканском плоскогорье (р. Кагера), протекает через озеро Виктория, на выходе с плоскогорья образует пороги и водопады. После впадения р. Эль – Газаль река называется Белый Нил и течет по полупустыням и пустыням до Хартума, принимает главный приток - Голубой Нил и под названием собственно Нил течет до Средиземного моря, при впадении в которую образует обширную дельту. Паводки в экваториальной части бассейна в летние и зимние сезоны, в центральных и северных районах Судана и Египта в летне-осенний сезон. В Древнем Египте считали Нил божеством, который дает жизнь стране. Нил научил египтян понимать, что и недостаток, и чрезмерность одинаково губительны. Еще римский историк Плиний писал, что если нилометр показывает 12 кубит ( 60 см) – это голод, 13 – достаток, 14 – общая радость, 15 – тревога, 16 – общее бедствие, страшное наводнение. Тысячелетиями Нил выносил на поля плодородный ил, слой которого более 10м толщиной. После строительства плотины течение реки замедлилось, и ил стал оседать в водохранилище, которое, по прогнозам ученых, может быть заполнено им через 500 – 600 лет. Нигер, река в Западной Африке. Слово «нигер» в переводе с латинского означает «черный»; «река в стране черных людей». Длина 4160 км. Берет начало на Леоно- Либерийской возвышенности, течет в горной долине, затем по равнинам, образуя многочисленные протоки ( «внутренняя дельта» ); затем единым руслом с многочисленными порогами река прорывается через Северо – Гвинейскую возвышенность, где при впадении образует дельту. Паводки в июне – сентябре, в нижнем течении – второй паводок в феврале. 3. ^ Ньяса, озеро в Восточно-Африканской зоне разломов, в тектонической впадине на высоте 472м. глубина до 726 м. Северные и восточные берега – крутые, южные – низкие. Сток по реке Шире в реку Замбези. Во впадине Восточных сбросов расположено озеро Танганьика, что значит в переводе «собрание вод». Глубина – до 1470 м. По своей величине может быть названо пресным морем. В тихую погоду его прозрачные воды имеют светло – голубой цвет. Но когда на нем поднимаются сильные волны, озеро темнеет, становится почти черным. Сток по притокам в бассейн Конго. Чад – бессточное озеро в Центральной Африке. Расположено в прогибе на высоте 240 м, глубина меняется от 4 до 11 м. Западные и южные берега заболочены, севера – восточные и восточные сильно изрезаны, со множеством островов. Около впадающих в озеро рек вода пресная, в остальной части – слабо солоноватая. Вода постоянно сменяется за счет подземного стока. Водятся крокодилы и бегемоты. Учащиеся небольшие сообщения записывают в тетрадь. ^ Цифровой диктант «Внутренние воды Африки». Укажите, в каких утверждениях содержатся ошибки (I вариант), в каких – нет (II вариант).
I вариант - 1379 II вариант – 24568 V Задание домашней работы # В контурной карте указать реки и озера Африки. Дать характеристику реки Замбези по плану. ^ Работа со схемой, таблицей и картами атласа: «Физическая карта Африки», «Климатическая карта Африки». Задание. Используя схему «Зависимость рек от рельефа и климата», таблицу «Крупные реки Африки», карты атласа и план описания реки дать характеристику реки Конго и Нигер (см. приложение). VII Итог урока 1. Кроссворд: «Воды Африки» ![]() ![]() ![]() 1 2 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 3 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 4444 5 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 6
2. Заключительная информация. В далекой Африке, на реке Замбези, есть настоящее чудо природы – грандиозный водопад Виктория. Его открыл в 1855г. Знаменитый английский путешественник Давид Ливингстон и назвал в честь английской королевы. Ширина этого водопада – 1800м, а высота – 120м. Шум от него слышен за 25км, а еще дальше, километров за 40, видно высокое облако водяной пыли. Река, низвергаясь в расселину, прокладывает себе путь среди скал. Радуга играет в брызгах воды, множество ручейков стекает с противоположной водопаду стены каньона, и все новые каскады воды обрушиваются на них, увлекая за собой. На водопаде четыре каскада – Чертов, Главный, Радужный и восточный пороги. Мози – оа – тунья – «дым, который гремит» - так называют этот водопад местные жители. |
![]() | Природные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока Цели урока: образовательная – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата,... | ![]() | Конспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я. Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития» Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Глобальные проблемы человечества» |
![]() | Урок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.) Тема: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском... | ![]() | Урок №50 Евразия Внутренние воды Познакомить учащихся с орографическими нормами написания названий крупнейших рек и озёр Евразии |
![]() | Конспект урока по теме: «Природные зоны Африки» 7 класс Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш... | ![]() | Урок в 8 классе по географии. Учитель географии Даутов Артур Бариевич. Тема урока: Особо охраняемые природные территории России Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной... |
![]() | Урок по теме «Внутренние воды России» 8 класс Учитель Картамышева Ольга Николаевна Цель: повторить и обобщить знания об особенностях внутренних вод России Задачи: формирование умений работать с картами атласа, в группе, осуществление экологического воспитания, профилактика нарушений... | ![]() | Конспект урока по географии в 9 классе. Лионова Т. В., учитель географии мбоу «сош №6». Тема: «Национальный и религиозный состав населения России» Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России |
![]() | Урок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер" Оборудование: электрическая плитка, полоски фольги, свеча, атлас по географии 6класс, контурные карты | ![]() | Разработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера" Составитель урока: учитель географии моу сош п. Учебный Ершовского района Саратовской области Молочко Наталья Ивановна, Почетный... |