МОУСОШ с. Б-Лука Алгебра и начало анализа 10 класс Методический комплекс по теме: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» Разработала : учитель математики МОУСОШ с. Б-Лука Вадинского района Пилипенко Н.Ф. План.
При анализе изучения темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств», как и при изучении других тем, я придерживаюсь схемы анализа темы, которая предусматривает следующее:
а) чтобы учащиеся знали, умели рассказать, объяснить основной материал темы и умели применять к решению задач; б) умели решать задачи, аналогичные рассмотренным. Несомненно, очень важно проводить самоанализ каждого урока, постоянно работая над тем, что следует изменить в методике изложения данного материала и как? В результате изучения темы учащиеся должны знать теорему о корне, определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулы решения простейших тригонометрических уравнений Sin x=a, Cos x=a, tg x=a, уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, а также некоторые виды тригонометрических уравнений (квадратные относительно одной из тригонометрических функций Sin x, Cos x, tg x, однородные уравнения первой и второй степени относительно Sin x, Сos x) Анализ заданий, предлагаемых абитуриентам на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, ставят перед учителем задачу, научить решать тригонометрические уравнения других видов. Тем более в учебном пособии А.Н.Колмогорова «Алгебра и начала анализа» в теме «Примеры решения тригонометрических уравнений» виды уравнений не указываются, что затрудняет выбор способа решений уравнений. При изучении указанной темы учащиеся чаще всего допускают ошибки: а) при выборе дуги числовой окружности, когда решают неравенства; б) вместо частных решений уравнений вида Gos t=+ 1, Cos t=o, Sin t=+ 1, Sin t=o записывают общие формулы решения уравнений; в) при нахождении наименьшего положительного корня, наибольшего отрицательного корня, а также корней, принадлежащих данному промежутку. Сложность усвоения вопроса, записанного выше (под буквой «в») обусловлено тем, что в учебнике даётся только одно такое задание. Хотя на выпускных экзаменах выносятся задания, подобные данным. Работая в старших классах, я столкнулась с проблемой активизации познавательной деятельности учащихся. Игровой метод уже нельзя применять так широко, в отличие от среднего звена. Поэтому я несколько тем давала, используя блочный метод изучения, ознакомившись с ними на страницах журнала «Математика в школе». Чем этот метод мне стал интересен? Есть возможность подготовить учащихся к лекционному изучению теоретического материала. На протяжении всей серии уроков повторяется самое главное из предыдущих тем, даются обобщения. Кроме того, учащиеся с первого урока понимают, для чего нужно изучать арксинус, арккосинус, арктангенс. Учащиеся видят общую картину изучаемой темы. Учатся решать не частные случаи уравнений, а различные виды уравнений, а также распознавать их. Но самое главное зачётная форма позволяет развивать самодисциплину, самоконтроль у учащихся. И даёт возможность освободить время для решения дополнительных заданий. ^
На первом уроке объясняю тему п. 8 «Арксинус, арккосинус, арктангенс».
Значительное внимание уделяла объяснению, почему 3) Использовала исторический материал, сообщив учащимся, что современные обозначения появились в 1772г в работах венского математика Шерфера и известного французского учёного Лагранжа, хотя несколько ранее их рассматривал Бернулли, который употреблял иную символику. Приставка « арк » (латин.) arcus (лук,дуга) . 4) Первичное закрепление решением №116,121,122,123 5) Задание на дом: п.8 №117, часть заданий №121,122,123 повторить п.4 (чётность, нечётность и периодичность тригонометрических функций). 6) В оставшееся время, использую модель тригонометрического круга, мелом на единичной окружности отмечаем точки Рt для которых соответствующее значение t удовлетворяет данному равенству, т.е. решаются №118,119,120 (а,в). Если времени остаётся достаточно, то решаются все задания названных номеров. На втором уроке:
При /а/ < 1 на отрезке уравнение имеет одно решение x =arcsin a. На отрезке функция Sin убывает и принимает все значения от -1 до 1. По теореме о корне и на этом отрезке уравнение имеет один корень. Из рисунка видно, что этот корень есть число х = П – arcsin a. Действительно, если вычислить Sin x = Sin (П-arcsin a) = Sin ( П –х ), т.е. Sin x = Sin(П –х )=а . Учитывая, что период синуса равен 2П, получаем формулы для записи всех решений: t = arcsin a +2 П n, t = П -arcsin a + 2Пn . Удобно эти решения уравнения записывать не двумя, а одной формулой: t= (-1)arcsin a + Пk, k Z. Правомерность такой записи ребята проверяют подстановкой k=2n (чётное число) и k= 2n + 1 (нечётное число). Если а =1, то числа arcsin a и П- arcsin a совпадают, поэтому решение уравнения принято записывать так x= П/2+2Пn, n Z. При a= -1, х=-П/2+ 2Пn, n Z. При а=0 х=Пn, n Z. 2) Аналогично рассматривается решение уравнения Cos x=a . Я давала для подготовки этот вопрос сильному ученику. Решение уравнения tgx=a Я давала ребятам на самостоятельную работу с учеником, предварительно повторив свойства функции y=tgx (область определения, значений, промежутки возрастания). Затем разбирается пример 9, ctgx=- 3 . 3) для первичного закрепления на уроке решаются задания №136,138,140. На дом: п.9 №137 (а,б), 139 (а,б), 141 (а,б) с обязательным пояснением. Как уравнения привести к виду На третьем уроке: 1) проверка домашнего задания и выяснения непонятных вопросов 2 или 3 минуты. На доске записано решение домашнего задания. Краткий анализ, кто и какие ошибки допустил. Учёт допущенных ошибок даёт направление, на какие вопросы больше составлять устных заданий. Устные упражнения решаются на последних 5 уроках. Иногда, если остаётся время, устные упражнения решаются и на уроках изучения теории. 2) Объяснение темы: «Решение простейших тригонометрических неравенств» целесообразно дать два способа решения: 1) графический 2) с помощью числовой окружности. Второй способ не требует построения синусоиды, а построение числовой окружности требует гораздо меньше времени. Однако 2-ой способ вызывает затруднения, когда выполнять обход против часовой стрелки. 1-ый способ решения ( графический) Например решить неравенство Sin x<
2) На чертеже отметим один из промежутков, в котором Sin x< , т.е. та часть графика функции у= Sin x, которая расположена ниже прямой у= ( на промежутке ВА), начиная от точки А . 3) Вычислим абсциссы точек А и В: Sin x= , Найдём два частных решения этого уравнения на отрезке если если Замечание: а) если точка В окажется правее А , то берём =1 б) вычисление можно оформить и так А ^ Запишем частное решение неравенства 5) Учитывая периодичность функции у= Sin x, записываем полное решение неравенства: Ответ: 2-ой способ ( с помощью тригонометрического круга) 1) Начертить единичную окружность 2) Найти на ней точки, ординаты которых равны (провести прямую у= 3) Отметить точки, удовлетворяющие данному неравенству, совершив обход по часовой стрелке. 4) Чтобы убедиться, что дуга отмечена верно, можно взять на ней контрольную точку, хотя бы х=0. Подставим в данное неравен- ство Sin o < , т.е. о < верно 5) Следующие шаги аналогичны в 1 способе с 3 по 5 . Ответ: После рассмотрения решения неравенства Cos t < (пример 3) в учебнике, рассматривается решение неравенства tg x < 1. Находим решения неравенства, принадлежащие промежутку ( ) Отмечаем на линии тангенсов число, равно 1. Затем точку А(1;1) Соединяем с центром числовой окружности и находим точку пересечения с окружностью, точку Р . Множество таких точек- дуга , выделенная на рисунке (обратить внимание, что точка Р не принадлежит рассматриваемому промежутку). Находим условие, при котором точка Р принадлежит дуге , следовательно . Значит t удовлетворяет условию . Учитывая периодичность тангенса, получаем ответ: В конце данного урока перед учащимися ставятся вопросы: 1) что из ранее изученного применяли при изучении темы «Решение простейших тригонометрических неравенств». Учащиеся отвечают: а) свойства тригонометрических функций; б) арксинус, арккосинус, арктангенс числа; в) решение тригонометрических уравнений (простейших).
Ответ: надо взять на это дуге контрольную точку и подставить в неравенство. На дом: №151-153 (в, г), №154 (б), №155 (б), №156 (а). В классе для первичного закрепления решить задания №151-153 (а, б), №154 (а), №155 (а) . Оставшиеся два часа на блочное изучение теории и первичное закрепление отвожу изучению темы «Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений» читается лекция с привлечением учащихся (конспект занятия прилагается). Следующие 2 часа- отводятся на проведение зачётов по теории. Суть зачёта в том, чтобы после него вес учащиеся были готовы к активному применению теории. Затем урок зачёт – практикум. Домашнюю работу на этом уроке проверяла , собрав тетради пока они пишут зачётную работу. Зачёт – практикум отличается от контрольной работы тем, что даётся значительно большее количество примеров. В каждом номере по 3,4 примера. И обязательно даётся дополнительное задание более сложное. И ребятам представляется выбор заданий. Кроме того, сообщаю ребятам, что оценка будет выше, если вы решите по данному заданию из каждого номера, а не несколько из одного и того же номера. Я давала два варианта 1 вариант
2 вариант
Дополнительное задание: а) Вычислите: б) Решите уравнение: в) Упростите: г) Найдите все корни уравнения на отрезке На первом уроке углубления знаний и выработки навыков подводим итог по зачету- практикуму и перед каждым учащимся ставлю конкретные проблемы, решив которые он сможет хорошо подготовиться к письменной контрольной работе. На этих оставшихся пяти уроках решаются задания, помещенные под чертой в учебном пособии. Тетради для домашних заданий по данной теме сдается на проверку. Учитель сможет по своему усмотрению распределить материал на этих уроках, в зависимости от степени усвоения его ученика. (Конспект урока прилагается). На последнем уроке выполняется контрольная работа в два варианта. 1 вариант 2 вариант
Особенности темы: а) большой объем изучаемого материала; б) множество тригонометрических формул; в) задания, выполнение которых требует применение калькуляторов или таблиц; г) четкое разделение приемов решения тригонометрических уравнений и неравенств. Конспект Урока- лекции. Тема: «Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.» [ 2 часа] Цель: 1) Научить учащихся решать тригонометрические уравнения. 2)Выработать умение распознавать приемы решения тригонометрических уравнений и систем уравнений. 3)Совершенствовать навыки учащихся в изучении нового материала лекционным методом. План
Сегодня два часа изучение темы «Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.» Мы попытаемся с вами выделить некоторые приемы решения тригонометрических уравнений. Для этого, пожалуйста вспомните виды уравнения, которые изучали вами ранее. И приведем примеры таких уравнений
Рассмотрим некоторые приемы решения тригонометрических уравнений.
То есть уравнение вида.
При этом указываю минимум решаемых уравнений на «3», «4» и «5». Так, для получения «3» достаточно научиться решать уравнения первого, второго и третьего вида. Ι Рассмотрим решение уравнений, приводимых к алгебраическим. Возьмем примеры 1 и 2 из учебного пособия. При этом сразу делаю примечание. Если тригонометрическое уравнение целого вида содержит только синусы и косинусы, то О.Д.З. переменного – все множество действительных чисел, так как эти функции определены для любого действительного значения аргумента Поэтому при рассмотрении таких О.Д.З. переменного не устанавливаются. А вот решение уравнений, приводящихся к виду Левая часть которых является произведением нескольких сомножителей, а правая часть равна нулю, обязательно сопровождается нахождения О.Д.З. переменной. Так как произведение обращается в нуль, если хотя бы один из множителей равен нулю, но ни один из остальных не должен терять числового смысла О.Д.З. следует находить и в тех уравнениях, в которых встречаются ΙΙ Понятие однородных уравнений. Уравнение, в которых каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным данной степени (первой или второй. Решается пример 4 из учебного пособия. Значения x, при которых , не являются решениями этого уравнения, так как если , то должно выполняться равенство , а косинус и синус не могут быть одновременно равными нулю. Поэтому можно обе части уравнения разделить на и при этом получить уравнение, равносильное данному уравнению откуда и ΙΙΙ Уравнение решаемые понижением степени. Выведение формул понижения степени давались учащимся на дом. Пример. ^ Пример: Получили однородное уравнение, решение которого уже рассматривали. Υ Уравнение решаемые преобразованием тригонометрических сумм в произведение. Учащимся уже известны формулы суммы и разности синусов ( косинусов). Посмотреть их они могут на форзаце учебника. А их применение мы рассмотрим на примере. ΥІ Уравнения, решаемые преобразованием произведения в сумму. Вывод формул дается предварительно нескольким учащимся. В классе записываются окончательные формулы один из учащихся. Остальные контролируют, верно ли выведены формулы. Если есть разногласия, то выполняется и вывод формул. Учащимся для вывода указываются исходные формулы сложения (стр.7 учебного пособия) Пример: Далее рассматривается решение системы уравнений. Напоминается учащимся, что значит решить систему. То есть найти значение переменных удовлетворяющих оба уравнения. Решаем второе уравнение системы: Ответ: Задание на дом: п. 11, записи в тетрадях. Решение уравнений не задавала , так как, на мой взгляд, много теоретического материала записано в тетрадях, и рассмотреть нужно все примеры п. 11. Сильных учащихся можно попросить пр.5 из учебного пособия привести к виду 4. Методика проведения зачета по теории. Тема: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств.» [2 часа.] На проведение зачета по теории отводятся 2 часа. Суть зачета в том, чтобы после него все учащиеся были готовы к активному применению теории. Предварительно определяю объем обязательных знаний, т.е. получение оценки «3» или зачтено. Что же входит в объем обязательных знаний? Формулировка теоремы о корне (без доказательства); определение арксинуса, арккосинуса; формулы решения простейших тригонометрических уравнений (без вывода), в том числе и частные решения; уметь объяснять решение простейших тригонометрических неравенств и приемы решения тригонометрических уравнений (определение однородных уравнений, формулы, применяемые для понижения степени). На первом уроке зачета по теории сначала вызывают 2 или 3 учащихся, которые с интересом занимаются математикой. Ребята сами задают им вопросы, а они отвечают. Можно спросить непонятные им моменты и получить консультацию. На этот опрос уходит 15-20 минут. Можно задать и такие вопросы: как будет отвечающий у доски решать то или иное задание. Например: решить уравнение 4Sin x + 11Sin x – 3=0 или 3Sin x + Sin x Cos x =2Cos x. Ученик только объясняет ход решения, но не решает. Затем (15-20 минут) учащиеся, разделившись на группы, одному из лидеров отвечают на вопросы, выносимые на зачет. Лидер должен дать оценку «зачет» или «незачет». И затем учитель в оставшееся время на первом занятии вызывает для ответа тех, кто занимается слабее и медленнее усваивает изучаемое. В конце урока подводится итог первой части зачета, учитывается мнение и учащихся, отмечаются недостатки. Ну, как правило, с этой частью зачета по теории учащиеся справляются успешно. Потому что многократное повторение обеспечивает правильное понимание теории всеми и знание ее в мере, необходимой для выработки умений и навыков. Второй зачетный урок должен подготовить учащихся к уроку-практикуму, который в свою очередь служит подготовкой к проведению уроков углубления знаний. На лоске записываются вопросы, разбитые на группы. ^ I группа. Доказать теорему о корне. II группа. 1) Понятие арккосинуса. 2) Понятие арксинуса. 3) Понятие арктангенса. III группа. Вывести формулу корней уравнения:
IV группа. Описать решение неравенства:
V группа. 1) Формулы, используемые для преобразования суммы в произведение. 2) Формулы, используемые для преобразования произведения в сумму (можно с выводом). 3) Приведите примеры однородных уравнений первой и второй степени относительно Sin x и Cos x. 4)Запишите формулы, используемые для понижения степени уравнения. Чтобы получить «5», надо из каждой группы выбрать по одному вопросу и ответить на них письменно. Чтобы получить «4», - ответить на 4 выбранных вопроса. Те, кто не пожелали повысить оценку за знание теоретического материала, кого удовлетворило «зачтено», то есть «3», на предыдущем уроке, решали задание, готовясь к зачету по практике. Сдающие зачет сели по одному человеку за парту, другие группами. Задание для них брала из дидактического материала. I вариант С – 13(1), С – 14(а,б,в), С – 16. Решают самостоятельно с последующей проверкой на доске и у доски. Те, кто заканчивал отвечать по теории, присоединялся к нам. Можно разрешить ученикам выбирать из учебника наиболее интересные для них примеры. Задание на дом: № 124, 125 (устно), № 126 (а, б), 127 (а, б), 138 (в, г), 141 (в), 154 (г), 155 (г), решать все не обязательно, достаточно любые три номера. |
![]() | Содержание Стр. 2 Струнные карнизы Стр. 3 Витражные штанги Стр. 5 Нью-Йорк / Сан-Франциско Стр. 9 Посейдон Стр. 11 Мемфис / Филадельфия Стр. 15 Алабама Стр. 19 Торонто Стр. 23 Атланта Стр. 24 Пластиковые шины Стр. 29 Лугано и Бифо Одной из таких могущественных деталей является карниз. Он подбирается под общую концепцию и может заставить интерьер заиграть совершенно... | ![]() | II. Содержание календарно Решение задач: Задачник стр. 20 №9, 10, 11, стр. 31 № Составление тематического кроссворда |
![]() | Учебники по turbo pascal, 29 стр. Чистяков В. Л., 20 стр. (с сайта ) Основы программирования на языке Паскаль. Чистяков В. Л., 20 стр с сайта | ![]() | Задача на пэвм, решаемая с использованием пакетов электронных таблиц стр. 10 Введение стр. 2 |
![]() | Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных Средства обучения: эпиграф урока (оформлен на доске), текст изложения упр. 396 на стр. 170 учебника1, индивидуальные карточки для... | ![]() | План урока На доске тема урока «вызов» Актуализация темы Демонстрация транспаранта Выразительное чтение из хрестоматии стр. 70 Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их происхождении, условиях залегания, видах и использовании |
![]() | «В интересах бизнеса поддерживать экологов как ценных союзников» Статья С. А. Остроумова была опубликована в №8’2004 журнала «С. О. К», стр. 21–25. (Остроумов С. А. Кондиционирование воды в природе:... | ![]() | Конспект лекций стр Они используются при автоматизации коммерческой, банковской деятельности, а также для создания распределенных, управляющих и информационно-справочных... |
![]() | Семинар по применению технологии учения Г. Грабового к поисковым системам. (Учение Григория Грабового. Применение технологии Учения Григория Грабового к поисковым системам Москва, ул. Трубная, д. 23, стр. 2, 26. 08. 2003) Изначальный текст, при переводе в конспект из звукового формата, частично отредактирован (Внесены знаки препинания и исключены повторы)... | ![]() | Лекция 5: Рисование с помощью эффектов. Стр из ... |